Двигательная активность студентов.




Реферат

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Повышение уровня двигательной активности студентов»

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………..3

Двигательная активность студентов……………………………….5

Двигательная активность на разных уровнях……………………..8

Мотивы занятий физической культурой студентов университета.12

Заключение……………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………...…16

 

 

Введение.

Учебная деятельность занимает ведущее место в жизни студентов. Двигательная активность взаимосвязана с режимом учебной деятельности. Известно, что длительное и значительное ограничение физической активности человека приводит к отрицательным изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функции внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточности повседневной двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечить развитие двигательных качеств, а так же высокий уровень работоспособности.

Из бесед со студентами, целью которых было установление причин, препятствующих активным занятиям физической культурой, выяснилось, что это не только недостаток самодисциплины, но и отсутствие ясности о способах достижения физической активности без больших затрат времени. На традиционный вопрос: «Почему вы не занимаетесь регулярно физической культурой?» большинство студентов отвечало однозначно: «Не хватает времени». Однако, это не совсем правильный ответ. Дело в том, что ни один из опрошенных студентов не пытался выполнить тщательный анализ своего рабочего дня и недели в целом.

Рост научной информации и интенсификации процесса обучения показывает, что студенты на изучение программных предметов тратят 10-12 часов, а в сессионные периоды до 16 часов в сутки. В режиме трудового дня студента можно всегда найти время для физических упражнений. Для правильной оценки времени, которое можно употребить на достижение физической активности, каждый студент должен выделить условные сферы своей ежедневной деятельности: пребывание дома, на лекциях, лабораторных занятиях, в дороге.

Внутри каждого из этих периодов физическая активность студента разная, и ее надо реально оценить. Например, утро – гигиеническая гимнастика или зарядка; дорога в университет – это исключение или минимальное использование транспорта. Во время лекции и практических занятий у студентов расслаблены мышцы брюшного пресса, согнута спина, замедлен кровоток, поэтому нужны физкультурные паузы. Вечером перед сном – вечерняя гигиеническая гимнастика. Естественно, что еще больше возможностей занятием спортом в выходные дни. В период экзаменационных сессий, который характеризуется самой низкой двигательной активностью, целесообразны мероприятия, направленные на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Во время каникул необходимо направлять студентов в спортивно-оздоровительные лагеря. Это обеспечит непрерывность процесса физического воспитания на протяжении всего календарного года. Однако если свести свою двигательную активность к занятиям один раз в неделю, то это не даст большого эффекта.

Таким образом, значительные умственные нагрузки студентов при отсутствии рационального сочетания учебных занятий, отдыха и необходимого двигательного режима могут стать причиной ухудшения их состояния здоровья и снижения работоспособности. Преподавателям физического воспитания, особенно работающим со студентами первых курсов, рекомендуется на практических занятиях в течение нескольких минут регулярно освещать различные стороны здорового образа жизни, личной гигиены, рационального сочетания учебных нагрузок и активного двигательного режима.

 

 

Двигательная активность студентов.

Учебный труд студентов с характером профессиональной деятельности лиц, относимых к 1-й группе видов труда, содержит в себе отличительную особенность, заключающуюся в том, что в режиме учебной недели имеет место занятия по физическому воспитанию.

Установлено, что у представителей этой группы труда расход энергии равняется 2550 - 2800 ккал/сутки,обеспечивающую полноценную жизнедеятельность организма, в 3000 - 3800 ккал. Таким образом, имеется дефицит по затратам энергии порядка 450 - 1000 ккал, который может быть ликвидирован единственно возможным способом - повышением двигательной активности. При этом затраты на собственно физические упражнения, вызывающие повышение частоты сердечного ритма минимум до 130 уд/мин, которое обеспечивает оздоровительный и тренирующий эффект организма, должны составлять не менее 300 - 500 ккал. Это, так сказать, истина в первом приближении, которая по определению нуждается в уточнении и конкретизации.

Если до недавнего времени наши представления о ДАС связывались с возможностью ее проявления в трех основных формах (обязательной, факультативной, самостоятельной), то в условиях новых жизненных реалий можно говорить преимущественно только о двух: обязательной и самостоятельной.

Обязательны е формы ДАС в имеющейся литературе оцениваются с множественных позиций: социальной, политической, педагогической, психологической, медицинской и т.д. Общей для всех них является точка зрения, что физическая нагрузка, создаваемая двухразовыми в неделю занятиями по физическому воспитанию должна дополняться самостоятельными занятиями. Разнонаправленность тематической ориентации авторов нашла свое отражение и в их рекомендациях по суммарным (за неделю) затратам времени на занятия физическими упражнениями, которые различаются столь существенно, что на это нельзя не обратить внимание (табл. 1).

Можно предположить, что неоднозначность мнений исследователей объясняется отсутствием в литературе согласованые представления о нормах ДАС.

Математическое понимание нормы заложено в концепции, предложенной согласно которой зависимость уровня благоприятствования организма от величины физической нагрузки определяется законом нормального распределения. При таком подходе нoрма ДА, которую автор называет "гигиенической", находится в диапазоне мeжду минимально необходимой и максимально допустимой величинами. ДАС - категория чрезвычайно подвижная и глубоко индивидуальная, особенно в молодом возрасте, детерминированная совокупностью биологических и социальных факторов.

Более того, высказано предположение о наличии у каждого индивида генетически обусловленного потенциала ДА, который начинает находить подтверждение в экспериментальных исследованиях. В этих условиях обращение к средней (х) величине считается недостаточно корректным.

Тем не менее в ряде случаев, например при разработке концептуальных моделей двигательного режима для относительно однородных по физическим кондициям групп, это необходимо.

Естественно, научное понимание ДА осуществляется сквозь призму естественной потребности человека в движениях. По мнению различных авторов, она колеблется в пределах 14 - 19 тыс. шагов в сутки и в среднем равняется 10,3 км, что, по нашим расчетам, эквивалентно затратам энергии приблизительно в 600 - 800 ккал (2500 - 3400 кДж). Это, на наш взгляд, второе приближение в подходе к пониманию нормы ДАС.

Однако следует заметить, что потребность, кaк явление субъективное, формируема, имеет тенденцию к росту и, следовательно, меньше нормы. Отчасти данный тезис подтверждается результатами исследования с использованием телеметрии. Coгласно им расход энергии на уроке физической культуры составляет около 130 ккал, а величина суммарной среднесуточной ДАС находится в прямой зависимости от уровня их спортивной квалификации: у значкистов ГТО (в нынешних условиях их, вероятно, можно было бы назвать, не занимающимися спортом) - приблизительно 1000, у спортсменов III разряда - 1200, у второразрядников - 1500, у МС - 2500 ккал., т.е. существенно выше, чем в названных выше paбoтах.

 

 

Нормы ДАС в представлениях различных авторов, ч/нед.

М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев, П.А. Назаров, Л.П. Матвеев, В.В. Матов, Б.Г. Фадеев,
9-12 16-18 7-14 7-8 9-10

На сегодняшний день это последнее приближение, характеристики которого могут быть приняты в качестве основополагающих для разработки концептуальных моделей двигательных режимов студентов, которые должны начинаться с анализа существующих форм ДАС.

В иерархической структуре ДАС можно выделить четыре относительно самостоятельных уровня, отличающихся друг от друга характером двигательных режимов. Поскольку речь идет об уровнях, то взаимосвязь между ними должна выстраиваться по вертикали, например в виде пирамиды с основанием, обращенным вверх (см. рисунок).

Каждый из двух нижних уровней потенциально способен трансформироваться в уровень более высокого порядка за счет увеличения количества его составляющих.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: