Показатели физической подготовленности во многом определяются условиями физической активности студенческой молодежи.
В целях получения полной картины нами проведено анкетирование студентов университета.
Задачей данной анкеты явилось изучение мотивов занятий физической культурой студентов различных курсов Дальневосточного государственного университета путей сообщения.
Всего в исследовании приняло участие 280 студентов 1–3 курсов в возрасте от 16 до 22 лет, из них: 97 (34,6 %) – девушке и 183 (65,3 %) – юношей. В анкете было представлено 20 вопросов, характеризующих основные мотивы занятий физической культурой в техническом вузе. Респонденты могли одновременно сделать несколько выборов ответов по предложенной им анкете.
В ходе исследования был выявлен довольно широкий спектр мотивов занятий физической культурой студентов которые, различаются по силе, направленности и интенсивности использования средств физического воспитания.
Среди положительных мотивов занятий физической культурой больше всех выделяется мотив “желание укрепить здоровье”. Этот мотив отметило более половины студентов (66,1 %). Следующим по значимости оказался такой мотив как “желание улучшить свой досуг” (17,5 %). И только 12,9 % всех студентов занимаются физической культурой из-за мотива “привлекательности вида спорта”. А 32 студента (11,5 %) отметили, что они занимаются из-за мотива “подготовить себя к трудовой деятельности”. На пятом месте – мотив “желание чаще встречаться с товарищами” (10,0 %). 24 студента (8,6 %) отметили, что “занимаются просто без всякой причины”, а такой мотив как “желание укрепить свою волю” отметили всего 16 человек, что составило всего 5,7 %.
|
Мотивы занятий физической культурой студентов.
Мотивы занятий | Кол-во студентов | % |
Положительные мотивы | ||
Укрепление здоровья | 66,1 | |
Желание улучшить свой досуг | 17,5 | |
Из-за привлекательности вида спорта | 12,9 | |
Желание подготовить себя к трудовой деятельности | 11,5 | |
Желание чаще встречаться с товарищами | 10,0 | |
Занимаюсь просто без всякой причины | 8,6 | |
Желание укрепить свою волю | 5,7 | |
Желание иметь хорошую форму | 3,9 | |
Желание побывать в других городах | 2,5 | |
Желание чаще выезжать на соревнования | 2,1 | |
Желание улучшить свое материальное положение | 1,8 | |
Просто нравится | 1,4 | |
Из-за высокого престижа вида спорта в университете | 1,1 | |
Желание укрепить свои мышцы | 0,7 | |
Просто хочется | 0,4 | |
Отрицательные мотивы | ||
Мало свободного времени | 51,4 | |
Желание есть, но как-то не до физкультуры | 7,9 | |
Отсутствие спортивных сооружений возле дома | 7,9 | |
Не могу заставить себя, хотя вижу пользу от занятий | 7,1 | |
Не знаю куда обратиться, где есть группы здоровья | 2,9 | |
Не позволяет здоровье | 1,8 | |
Нет желания и интереса | 1,1 | |
Не вижу смысла в занятиях | 0,7 | |
Нет денег | 0,4 | |
Травма | 0,4 | |
Много задают | 0,4 | |
Усталость | 0,4 | |
Нет мест в секциях | 0,4 | |
Не интересно | 0,4 |
Заключение.
Знание основ физического развития и физической подготовленности дают возможность студентам в условиях вуза более эффективно использовать средства и методы для самообучения и саморазвития.
Успешное использование средств физической культуры в учебном процессе и научно обоснованный контроль студента за физической подготовленностью поможет ему сохранить: физическую работоспособность, сформирует способность к быстрой адаптации, ускорит процессы восстановления после больших физических и умственных нагрузок. У студента формируется успешное выполнение учебных требований и хорошая успеваемость. Воспитывается высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе. Физическая подготовленность способствует рационально использовать бюджет свободного времени для личностного и профессионального развития будущего специалиста железнодорожного транспорта.
|
Список литературы.
Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - Киев: Здоровье, 1989. - 216 с.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
Васильева В.В. Обмен веществ и энергии. - В кн.: Физиология человека. - М.: ФиС, 1970, с. 114 - 145.
Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001, с. I3I - 174.
Киселев В.И., Шарапова П.Х., Куликов В.П. Занятия по физическому воспитанию и индивидуальная двигательная активность студентов // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, c. 21 - 23.
Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 11, с. 20 - 24.
Матвеев Л.П. O нeкoтopых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1982, № 7, с. 5 - 8.
Назаров П.А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежи к 2000 году // Теория и практика физ. культуры. 1977, № 11, с. 59 - 62.
|
Смирнов К.М., Гапон А.Я., Железовская Д.Г., Ледовская Н.М. Обычная двигательная активность, потребность в движениях и физическое воспитание // Теория и практика физ. культуры. 1972, № 12, с. 53 - 54.
Травин Ю.Г., Астраханцев Е.А., Никитин К.В. Бег и ритмическая гимнастика в комплексной программе оздоровительных занятий со студентками // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, с. 44 - 46.
Фадеев Б.Г. Физкультурный минимум в здоровом образе жизни // Спортивная жизнь России. 1986, № 8, с. 38 - 39.
Фидельский В.В., Лебедев В.М. Двигательная активность и максимальное потребление кислорода у студентов с различным профилем обучения // Теория и практика физ. культуры. 1974, № 4, с. 47 - 48.
Полетаева О.Н «Двигательная активность у студентов»