Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых
деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
|
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПО ТЕХНОЛОГИИ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные У УД
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
|
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
|
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать на уровне представлений:
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края,
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
- уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
- основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
- линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и
размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности
с помощью контрольно-измерительных инструментов;
- названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Уметь
- читать простейшие чертежи (эскизы);
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- решать несложные конструкторско-технологические задачи;
- справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- отличия макета от модели.
Уметь
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Характеристика видов учебной деятельности учащихся |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов). | ||||
1. | Рукотворный мир как результат труда человека. | С помощью учителя: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, знакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые в рукотворной деятельности материалы. искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||
2. | Трудовая деятельность в жизни человека. | |||
3. | Основы культуры труда. | |||
4. | Природа в художественно-практической деятельности человека. | |||
5. | Природа и техническая среда. | |||
6. | Природа и техническая среда. Ремесленная мастерская. | |||
7. | Дом и семья. | |||
8. | Самообслуживание. | |||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов). | ||||
9. | Материалы, их свойства. | С помощью учителя: выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||
10. | Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | |||
11. | Инструменты и приспособления для обработки материалов. | |||
12. | Общее представление о технологическом процессе. | |||
13. | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани). | |||
14. | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги). | |||
15. | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из картона). | |||
16. | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из ткани). | |||
17. | Технологические операции, их обобщенные названия: разметка. | |||
18. | Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки. | |||
19. | Технологические операции, их обобщенные названия: получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. | |||
20. | Графические изображения в технике и технологии. | |||
21. | Графические изображения в технике и технологии. Контраст. | |||
22. | Графические изображения в технике и технологии. Пятно. | |||
23. | Графические изображения в технике и технологии. Набросок. | |||
Конструирование и моделирование (9 часов) | ||||
24. | Изделие и его конструкция. | С помощью учителя: сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного); конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционную карту) и выполнять по ней работу; участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке | ||
25. | Элементарные представления о конструкции | |||
26. | Конструирование и моделирование несложных объектов. | |||
27. | Конструирование из готовых форм (упаковки). | |||
28. | Получение объемных форм сгибанием. | |||
29. | Виды соединения деталей конструкции. | |||
30. | Подвижное соединение деталей изделий. | |||
31. | Транспортные средства. Макет, модель. | |||
32. | Промежуточная аттестация. Проектная работа. | |||
Использование информационных технологий (2 ч) | ||||
33. | Компьютер в учебном процессе | С помощью учителя: наблюдать мир образов на экране компьютера (графику, тексты, видео, интерактивное видео); наблюдать, сравнивать, сопоставлять материальные и информационные объекты; выполнять предложенные на цифровых носителях задания | ||
34. | Практика работы на компьютере. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
· Учебник «Технология» 2 класс. Автор Е.А.Лутцева.. «Вентана – Граф». 2013 г.
· Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс. Автор Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. «Вентана – Граф». 2013 г.
· Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». Под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
· Программа «Технология» 1-4 классы Е.А.Лутцева. М.: «Вентана – Граф». 2013 г.
· Рабочая тетрадь «Технология» Автор Е.А.Лутцева. М.: «Вентана – Граф». 2016 г.