Сделайте морфемный анализ слов?




Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях

Новая газета, холодный ветер, свежая новость, длинная дорога, горячий чай.

 

Самостоятельно на оценку

При всем множестве правил орфографии их можно разделить всего на 4 группы. Какие? Проанализируем таблицу «Орфограммы морфем»

 

Задание: Слова запишите в соответствующие столбики

Орфограммы приставок Орфограммы корней Орфограммы суффиксов Орфограммы окончаний
Прибежать, преспокойный, сделать, преградить, преувеличить, преодолеть, сбежать Коснуться, загар, щётка, жернов, шов, положить, желудь, щёлочь, чёрствый, растение, жернов Ручонка, сапожок, горошек, снежок, доченька, крошечка, глянцевый Свечой, крючок, хорошего, чужой, полотенцем

Повторим:

— Какая наука изучает значимые части слова?

Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

— Какие морфемы вы знаете?

Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания.

Основа – часть неизменяемого слова без окончания или все изменяемое слово.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов

— Какая наука неразрывно следует за морфемикой, объясняя, от чего произошло слово? (словообразование)

 

Каков порядок морфемного анализа слов

1. Определить часть речи

2. Найти окончание

3. Указать основу слова

4. Выделить приставки (если есть)

5. Выделить суффиксы (если есть)

6. Выделить корень, подобрать однокоренные слова

7. Записать графическую схему слова

 

ЗАДАЧНИК

 

— Выполним морфемный разбор слов:

 

БЕРЁЗОВЫЙ

 

СЛУШАТЕЛЬ

 

СВЕРХСЕКРЕТНЫЙ

 

ВЫРЕЗКА

 

ЛЕСНИК.

Какие бывают способы образования слов?

Суффиксальный: лекция – лекционный, парк – парковый, овраг – овражек, рыба-рыбный

Приставочный: спокойно – неспокойно, срочно – досрочно, веселый-развеселый, город-пригород

Приставочно-суффиксальный: стол – настольный, имя – безымянный, свеча – подсвечник, русский-по-русски, граница-заграничный

Бессуффиксальный: высокий – высь, переход – переходить, бег – бегать

Сложение основ с помощью соединительных гласных: лесостепь, бензовоз, хлебозавод, птицеферма

Сложение целых слов: кресло-кровать, телефон-автомат, плащ-палатка, бледно-розовый, ракета-носитель, летчик-космонавт

Сложение начальной части слова с целым словом: стенгазета, сбербанк, физкультура, госдума, продтовары, драмкружок

Сложение букв и звуков: МОУ, ЯМК, ТЮЗ, РФ

Слияние (неморфолог): быстрорастворимый, малопригодный, малодоступный

Переход слова из одной части речи в другую (неморфолог): мороженое мясо – вкусное мороженое (сущ), больной (сущ)-больной ребенок, детская (сущ) – детская комната

Определите словообразовательную пару:

Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник, музыкант, подоконник, пригорок, тигрица.

 

 

Работа в группах

Составьте словообразовательные цепочки:

Бесчеловечность, перераспределение, подписанный, переписывание, перестрелка, недружно, разговорчивость.

 

Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. -От глагола понёсвзять приставку, от глагола дарить корень, от существительного кружоксуффикс. - Какое слово получилось?  
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход. В СПИСКЕвы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте.
-От глагола пришёлвзять приставку, от глагола улетел взять корень, от глагола бежитокончание.   -От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленькийсуффикс, от прилагательного синий окончание.  

 

Обобщение материала.

Проверочный тест по теме «Морфемика. Словообразование»

 

Сделайте морфемный анализ слов?

 

Преподносил, расположение, избирали, зажечь, бесправный, безмятежный

 

2. Определите, каким способом и от каких слов образованы слова.

подснежник-____________________________________________________

прибежать- _____________________________________________________

вертолет-________________________________________________________

диван-кровать-___________________________________________________

загородный-_____________________________________________________

 

3. Определите, какое слово из другого ряда однокоренных слов (подчеркните его):

Гимнастика, гимнастический, гимнаст, гимназия, гимнастка:

Смешить, смешать, смешной, высмеять, рассмешить

Класс, классный, внеклассный, одноклассник, классика;

Температура, темперамент, темпераментный, темпераментность;

Хрустеть, хрусталь, хрустнуть, захрустеть, хруст.

 

Тренировочное задание

- Определите способ образования слов.

1)взвешивать;

2)подосиновик);

3)переход;

4)возгорание;

5)гористый;

6)зелень;

7)автозаводской;

8)некрасиво;

9)багрянец;

10)снова;

11)столовая.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: