Контроль (инициатива родителей)




Семья на пороге школьной жизни ребёнка

1. Факторы успешной подготовки и адаптации ребёнка в школе.
- Выберете три самых главных на ваш взгляд фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

• Физическое развитие.

• Развитый интеллект ребёнка.

• Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

• Выносливость и работоспособность.

• Умение ребёнка считать и читать

• Аккуратность и дисциплинированность.

• Хорошая память и внимание.

• Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

2. Фразы

Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребёнка и др. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.

Написаны фразы, довольно часто используются взрослыми.
Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребёнка могут симулировать такие стереотипы воспитания:

o «Вот пойдёшь в школу, там тебе говорят: «Ты, наверное, будешь двоечником»» (Чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)

o «Знаешь как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

o «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный и психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

o «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана)

o «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

Личностные качества будущего первоклассника. Поэзия.

- Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребёнка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов:

 

1. Корзина малины.


Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,
Дорога становится длинной - предлинной!
А если в корзине пылает малина,
Еще тяжелее бывает корзина.
Бежит, извиваясь, лесная дорожка.
С корзиной малины шагает Сережка.
"Приду я и маме отдам всю малину.
И скажет мне мама: "бери половину!"
Зачем мне всю - то Козину нести?
Малины осталось - как раз половина!
"Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!
Принес полкорзины! Тебе - половина!"
Дорожка петляет. Сережка шагает.
Малина в корзине опять убывает.
"Ну, тут на двоих еще хватит в двойне!
Пол-пол-пол-корзины достанется мне.
Пол-пол-пол-корзины делю пополам,
А все остальное я маме отдам!..
Дорожка петляет уже вдоль села.
Пол-пол-пол-пол-пол-половина пошла!
Еще пополам бы! Да жалка: в корзине
Пол-пол-половинки последней малинки. (В. Суслов)


Вопросы к родителям.

- Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?

- Удается ли Вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?

- Как Вы помогаете ребенку в этом?

Комментарий: Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, то есть ребенок должен самому себе ответить на вопрос: "Рати чего я буду это делать?" - и решить, как ему поступить: как хочется и ли как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.

 

2. Таня-неумелочка.

Есть такая девочка -
Таня-неумелочка.
И чулочки, и сапожки надевают ей на ножки.
Все могла бы делать Таня,
Только нет у ней старанья.
Вот какая девочка -
Таня-неумелочка. (М.Смирнова)

Вопрос к родителям.

- Не занимаете ли Вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку?

- Если да, то какие меры необходимо предпринять в связи с этим?

Комментарий: Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии делать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. - может принести впоследствии массу неприятностей и родителям и самому ребенку.

 

3. Ссора.


Ты меня заобижала,
А скажи зачем?
Леденец в руке зажала.
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил,
Осторожно уголочек
Я бы откусил.
Ну и что ж,
Что он английский,
Этот леденец.
Был тебе я другом
Близким.
Все. Теперь конец.
Ты меня заобижала.
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора.
Молока бы ей из кружки
В блюдце я б налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл. (И. Токмакова)


Вопросы к родителям.

- Как Вашему ребенку удается стравляться с эмоциональными переживаниями?

- Испытывает ли он в этом трудности?

- Как Вы ему помогаете в этом?

Комментарий: Несправедливость со стороны сверстников больно ранит ребенка. Его не только огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.

 

4. Один дома.


Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.
Это мне все равно.
Свет повсюду включу,
Посижу, помолчу.
Занавешу окно.
Папа с мамой в кино.
Я один остаюсь.
Я совсем не боюсь.
Может, в кухню схожу,
За столом посижу.
К чаю пряники есть,
Но не хочется есть:
Кто-то в стенку стучит.
Телевизор молчит.
Я в ответ постучу.
Телевизор включу
Время быстро пройдет.
К нам чужой не зайдет.
Холодильник урчит.
Кто-то в стенку стучит.
Мама с папой в кино
Очень-очень давно... (И. Токмакова)


Вопросы к родителям.

- Скажите, что делает ребёнок, чтобы преодолеть страх?

- Ваш сын или дочь в аналогичной ситуации поступали бы так же или иначе?

- Считаете ил Вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях?

Комментарий: Чувство страха может подавлять волю ребенка, приводить к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.

4. Важно!

- Не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки

- Не учить писать, а создавать для развития тонко координированных движений руки и пальцев;

- Развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, уметь пересказывать

 

Адаптация родителей

Наш ребёнок учится быть первоклассником не сразу, он адаптируется к школе, к новым требованиям и своему новому статусу. Но и мы учимся быть родителями школьника, и у нас меняется статус и идёт процесс адаптации. Поговорим о тактике, а ежедневном стиле взаимодействия с новоиспечённым школьником. О привычно мнении родительского поведения, которое либо развивает ребёнка, либо оставляет его навсегда малышом при маме и папе.

I. Гиперопека – такая поддержка ребёнка, когда создаётся зависимость от взрослого, навязываются персональные стандарты, стимулируется соперничество со сверстниками. В то время, как подлинная поддержка должна основываться на подчёркивании способностей, возможностей, т.е. положительных сторон личности, и опираться на них.

1. Вид гиперопеки – когда мама в восхищении. Любимый ребёнок – кумир матери, и она любовно старается отстранить от ребёнка всё, что мешает детскому благополучию. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет аффективно заостренную потребность в привязанности и любви, прежде всего у самой матери.

2. Вид гиперопеки – когда маме интересно. Интересно все... Однако часто этого интереса бывает так много, что он буквально душит ребёнка. Он постоянно под присмотром, под лупой, под прицелом любящего родительского взора. Не остаётся поля, где ребёнок принимал бы собственное решение, формулировал своё личное мнение, где бы отвечал за себя. В этом случае наша родительская задача – оставить малышу зону свободного роста, умерить свой пыл и собственное мнение. А в вопросах учебных – всячески поддерживать авторитет учителя. При таком отношении гиперопека плавно перерастает в нормальную опеку и родительское внимание, что благотворно влияет на учёбу и развитие первоклассника.

3. Вид гиперопеки – когда родители всё контролируют.


Контроль (инициатива родителей)

Где домашнее задание? Как ты написал?




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: