МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ




Работу выполнила: Сушкевич Екатерина Сергеевна 3 курса группы «Б» специальность «Дошкольное образование» Руководитель:Ситько С.А

 

 

Гродно, 2020


 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

1.1. Проектная деятельность в образовательном процессе: понятие, особенности, классификация, виды, структура.

1.2. Этапы осуществления проектной деятельности. Цель, задачи, принципы, условия, формы и методы для реализации.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

2.1. Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на ознакомление с неживой природой.

2.2. Определение значимости проектной деятельности для ознакомления с неживой природой в группе детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система дошкольного образования в наше время стремится расширить условия для реализации совершенствования образовательного процесса. Воспитатели дошкольного образования используют разные технологии, методы и приемы для этого. Без хорошо продуманных методов и приемов трудно организовать жизнь дошкольников в дошкольном учреждении. Поэтому важно использовать прогрессивные технологии, чтобы воспитать активных, любознательных, разносторонних, развитых и творчески свободных детей.

Одним из таких методов является- метод проектов. Метод проектов позволяет использовать разнообразные формы и методы работы с детьми, актуализировать преставления, формировать у детей экологическую культуру. В ходе применения проектной деятельности ребенок становится активным участником, приобретает новые экологические знания, имеет возможность проявить самостоятельность, инициативу, творчество, экологическую культуру, умение заботится о природе. Этот метод выделяется тем, что включает в себя разные практические задания, которые с каждым шагом усложняются. Его можно представить, как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитателя, детей и родителей с окружающей средой, в котором дети в ходе поэтапной практической деятельности достигают поставленной цели. Отличительной чертой метода проектов является, включение в себя разных видов деятельности дошкольников.

Объект исследования- процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с неживой природой.

Предмет исследования- методика организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы.

Цель исследования- изучить структуру и особенности проектной деятельности, как развитие у детей старшего дошкольного экологических знаний о неживой природе.

Задачи:

1. Изучить проектную деятельность, как составной компонент образовательного процесса.

2. Описать содержание, требования и организацию проектной деятельности в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с неживой природой.

3. Выявить важность включения и распространения проектной деятельности в образовательном процессе.

4. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; количественная и качественная обработка материалов.

База исследования:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

1.1. Проектная деятельность в образовательном процессе: история возникновения, понятие, виды, особенности, структура.

История возникновения метода проектов

Метод проектов возник во второй половине XIX века в Соединенные Штатах Америки. Метод проектов берет свое начало в трудах американского философа и педагога, представителя философского направления Джона Дьюи. Во второй половине XIX века действовал пересмотр теоретических основ образования.

Джон Дьюи оказал большое влияние на систему образования XX века. Дьюи стремился найти основу для формирования гармоничной всесторонне развитой личности ребенка. Философ предполагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу.

Важны открытием Дьюи считался метод проектов, который исходил из опоры на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания и преодоления затруднений. По мнению Джона Дьюи, этот метод дает детям возможность учится лучше и быстрее, решая задачу совместными усилиями, планируя действия, пробуя различные пути и способы, сравнивая, анализируя и оценивая результат, отвечая на вопросы, которые неожиданно могут возникнуть в процессе. При этом, в ходе проектной деятельности у детей формируются особенности характера, необходимые им в дальнейшей жизни: бескорыстие, готовность помочь, самостоятельность, любознательность и т.д. Процесс организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Этот метод нацелен на усвоение детьми знаний ради знаний, навыков, ради навыков и умений ради умений.

Идею Джона Дьюи поддержал профессор Колумбийского университета Ч.Р. Ричардсон, который впервые употребил термин "проектное обучение". Долгое время метод проектов не воспринимался ученными, профессорами и педагогами, так как считалось, что с помощью этого метода невозможно увеличивать знания учащихся по общеобразовательным предметам. Однако уже в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин "проект" применительно к образовательному процессу.

1905- Русский педагог С. Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании.

1918- Профессор Уильям Хёрд Килпатрик опубликовал статью «Метод проектов» в журнале "Рекорды педколледжа" - ведущем журнале американской школьной педагогики. Его статья имела необычайный успех.

1919 г. -- Американское школьное ведомство выпустило рекомендации "Проектный метод в деле образования" и тем самым официально ввело этот метод в практику школьного обучения.

Вторая половина XIX века- Опыт студенческих прикладных проектов технической направленности перенимается немецкоязычными странами, и лишь потом из Европы приходит в Америку.

Начало XX- Метод проектов становится популярным в американских школах.

20-ые годы- Метод проектов активно внедряется в систему образования СССР.

1931- Метод проектов теряет свою актуальность, считается недостаточно полезным в развитии детей, и не использовался до середины 1980-х годов.

В зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие, который заключался в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Вторая половина 1980-х годов- Метод проектов возвращается в систему образования, и набирает обороты в своей актуальности.

Начало XXI века- Метод проектов стал использоваться в дошкольных учреждениях.

Таким образом методика проектов Джона Дьюи стала широко использоваться в системе образования и воспитания дошкольников. Методика проектов прошла огромный путь, набирала обороты в своей актуальности, долгое время не принималась системой образования, но все же стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

Суть метода проектов

Метод (от др.-греч. реЭобос; — путь) — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленная на усваивание конкретных знаний, умений, навыков, формирование их мировоззрения и развитие врожденных способностей.

Проект (от др.-греч. – путь исследования) — это специально организованный педагогом и самостоятельно пополняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания и умения в реальные продукты.

Проектная деятельность является важным структурным компонентом для организации образовательного и воспитательного процесса. Согласно Учебной программе дошкольного образования утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.08.2019 № 138, в процессе реализации проектной деятельности реализуются следующие задачи, прописанные в УПДО:

1. Формирование у воспитанников на основе разнообразного образовательного содержания гуманного отношения к себе и окружающему миру, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

2. Обеспечение разностороннего развития личности ребенка, а также создание условий для его ранней социализации.

3. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка

4. Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Проектная деятельность включает в себя принцип интеграции, обусловливающий органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями, что обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных ему видов деятельности, позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Основное предназначение проектной деятельности состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В педагогике, эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Хуторской Андрей Викторович и Гузеев Вячеслав Валерьянович с помощью своих исследований подтверждают, что метод проектов является составной частью образовательного процесса, который создает эффективные условия для развития у всех участников проекта, умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации. Он развивает индивидуальную ответственность участников за выполненную работу, учит их партнёрству, кооперации, взаимодействию друг с другом и педагогом.

Особенности метода проектов:

· Обязательное наличие проблемной ситуации, требующей исследовательской, поисковой деятельности детей.

· Возможность детям самим выбрать тему исследовательского проекта.

· В проекте участвуют не только дети, но и их родители, педагоги.

· Включает в себя разные методы и приемы.

· Состоит из самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, творческой, продуктивной деятельность детей.

· Уникальность и непредсказуемость, до конца не понятно, к каким результат приведет определенный проект.

· Свобода применения имеющихся знаний, практического опыта

Классификация проектной деятельности

На данный момент в практике современных дошкольных учреждений классификацию проектной деятельности выделяется по разным критериям:

· По количеству участников в проекте

1. Индивидуальный

Организуется в изобразительном и словесном творчестве, но применяются и в других видах образовательной деятельности. Этот проект дает ребенку возможность проявить себя, стать сильнее, самостоятельнее. Ребенок сам ищет решение в проблемной ситуации.

2. Подгрупповой

Выполняется с подгруппой детей (от 3 до 10-12 детей). С ними проводят творческие или ролево-игровые проекты. Всем детям дают высказать свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Детей учат отстаивать свое мнение, понимать насколько его идея лучше(хуже) других предложенных. Учат видеть и принимать позицию других, слышать и слушать, договариваться между собой, приходить к единому мнению.

Между детьми формируются дружеские взаимоотношения, сплачивается детский коллектив.

3. Семейный

В этом проекте дети участвуют вместе со своими родителями. Дети в этом проекте чувствуют себя равноправными партнерами с родителями. Благодаря этому проекту дети становятся доверчивее к своей семье. Создается благоприятная атмосфера тепла и доверия во взаимоотношениях между детьми и родителями, детьми и педагогом. Повышается компетентность родителей в области воспитания детей.

4. Парный

Выполняется парой дошкольников. Дети учатся выбирать себе партнера, решать общую проблему, сотрудничать,

находить верные пути решения.

5. Групповой

Реализуется в группе дошкольников, где дети совместно выполняют проект.

· По продолжительности выполнения проекта

1. Краткосрочные (1-4 недели)

Это вид мини- проектов, где дети направленны на решение маленькой проблемы.

2. Среднесрочные (до 1 месяца)

Такие проекты нацелены на решение более усложненной проблемной ситуации.

3. Долгосрочные (полугодие, учебный год)

Долгосрочные проекты нацелены на решение сложной проблемной ситуации, для которой требуется много сил и времени.

· По доминирующему виду проектной деятельности

1. Исследовательский

Проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшей (возможная тема: «Воздух-невидимка») и подготовительной (возможная тема: «Как колосок хлебом стал») группах.

2. Творческий

Проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатами такого проекта могут стать: совместная газета, книжка-самоделка, творческая работа и т.д. Можно проводить уже с детьми младшего дошкольного возраста (возможная тема: «Готовимся к Новому Году»). Индивидуальные и групповые формы творческих проектов можно осуществлять с старшей и подготовительной группами (возможные темы: «Подарки мамам», «Маски для игры в театре»).

3. Ролевой

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце. Такой проект доступен детям подготовительной группы «возможная тема: «Мы-школьники»).

4. Информационный

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Задача воспитателя и родителей, ознакомить ребенка с информацией, написанной в статье, после чего ребенок самостоятельно рассказывает об изученном объекте. В помощь ребенку выдаются фотографии в буклете или газете. Такой вид проекта можно использовать уже с 4-5 лет (возможная тема: «Кто такой доктор Айболит»), с детьми старшего дошкольного возраста (возможная тема: «Я знаю правила дорожного движения»), и с детьми подготовительной группы (возможная тема: «Моё имя»).

5. Практико-ориентированный

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Особенна поэтапным обсуждениям, корректировкой совместных и индивидуальных усилий, презентацией полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценкой проекта.

Такой проект полезен и актуален для совместной работы родителей и детей всех возрастных групп (возможная тема: «Мама, папа, я- здоровая семья!»).

Каждый проект может быть двуединым, например, исследовательско- творческий проект, ролево-игровой проект.

· По содержанию

1. Монопроект, включающий в себя одну образовательную область («Ребенок и природа», «Развитие речи», «Элементарные математические представления» и т.д.)

2. Интегрированные проекты, включающие в себя 2 и более образовательные области.

· По предметно-содержательной области:

1. Открытая координация (педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает).

2. Скрытая координация (педагог незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу).

· По характеру контактов:

1. С воспитанниками одной группы

2. С воспитанниками нескольких групп

3. С воспитанниками всего дошкольного учреждения

Виды проектной деятельности

Американский педагог, основоположник метода проектов Уильям Херд Килпатрик определил 4 вида проектной деятельности:

· созидательный (производительный);

· потребительский (изготовление предметов);

· решение проблемы (интеллектуальных затруднений);

· -проект-упражнение (игровой).

Профессор Эдуард Давыдович Коллинс выделил другие виды проектов:

· Проекты игр: игры, танца, драматические постановки.

· Конструктивные проекты: создание реального продукта (кормушка для птиц, маски на утренник).

· Исследовательско-информационный проект: исследования, эксперименты, опыты.

· Экскурсионные проекты: изучение проблем, связанных с окружающим миром (природой и обществом).

· Повествовательные проекты: передача своих впечатлений и чувств в различных формах: устной, музыкальной, художественной.

Доктор педагогических наук Евгения Семенова Полат в 1999 году выделила следующие виды проектов, и классифицировала их:

· По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, практико-ориентированные.

· По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

· По характеру контактов: внутренние, региональные, международные.

· По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, личностные.

· По продолжительности выполнения проектов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

В современной системе образования широко используются виды проектов, выдвинутые Киселевой Людмилой Сергеевной:

· Исследовательско – творческий проект

Детям делают проверку предложенной им гипотезы с использование научных методов познания (наблюдение, опыт, эксперимент), после исследования результаты оформляют в виде творческого продукта.

Примерные темы научных исследований:

1. Свойства различных веществ: вода, лед, пар, снег и т.д.

2. Природные явления: снегопад, град, туман, радуга и т.д.

3. Исторические события, праздники, обычаи, традиции.

4. Условия жизни растений и животных.

Данный вид проекта формирует познавательную активность, самостоятельность; дает детям новые знания.

Формой исследования становится схема, календарь, газета и т.д.

· Ролево – игровой проект

Этот проект включает в себя элементы творческих, сюжетно-ролевых игр, драматизации. Детям дается возможность принять на себя роль (сказочный персонаж, выдуманный герой, человек определенной профессии), и в этих ролях решают поставленную им проблему. Благодаря этому проекту, дети осознают проблему в игровой ситуации, проживает эту проблему, и находит выход из этой проблемы.

· Информационный (практико-ориентированный) проект

В этом проекте дети собирают информацию о каком-то объекте, или явлении, из разных источников. В поиске информации им помогают родители или воспитатель. После того, как дети узнают информацию о каком-то предмете, им предстоит на практике использовать эту информацию, например, рассказать другим детям об этом предмете показывая иллюстрации.

Данный вид проекта развивает умения детей добывать информацию, отбирать нужную информацию согласно теме проекта, и доносить ее до других.

Формой продукта может стать книга, альбом, газета, календарь и т.д.

· Творческий проект

В ходе этого проекта дети создают новый, творческий продукт. В процессе создания творческого продукта, у детей формируются умения самостоятельно планировать предстоящую деятельность по созданию творческого продукта. Дети учатся действовать согласно составленному плану. У них формируется творческий потенциал.

Творческим продуктом может стать коллаж, книга, макет и т.д. Показать результат творческого продукта можно будет на концерте, утреннике.

В пособии для педагогов «Проектная деятельность дошкольников», авторами которой являются Веракса Николай Евгеньевич и Веракса Александр Николаевич, прописан ещё один вид проектной деятельности – Нормативный проект.

Нормативный проект основывается на событиях, возникающих в жизни детей в дошкольном учреждении; возникающих детских конфликтах. Особенность этого проекта в том, что детям дается установка придумать правила поведения в различных ситуациях. Воспитатель берет на себя ответственность, что правила, созданные детьми, будут соблюдаться. В результате этого проекта, увеличиваются числа возможных вариантов поведения и создание новых правил поведения в определенной (согласно теме проекта) ситуации.

Результаты проекта могут быть показаны в памятке, альбоме, рисунке и т.д.

Структура проектной деятельности

Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

1-й этап- Организационный

Деятельность педагога:

1. Формирует какую-либо проблему, вопрос, просьбу.

Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт.

2. Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует цель и задачи проекта.

Формулировка темы, цели и задачи ориентирована на возрастные особенности детей.

Деятельность детей:

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие темы, цели и задач проекта.

4. Дополнение задач проекта.

2-й этап- Планирование работы

Деятельность педагога:

1. Разработка плана деятельности по достижению цели:

«Методика трёх вопросов»

· Что мы знаем про это?

· Что хотим узнать?

· Что надо сделать, чтобы это узнать?

Вспомогательные вопросы:

- К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

- В каких источниках можно найти информацию;

- Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

- С какими предметами научиться работать для достижения цели.

2. Выделение отдельных этапов проекта.

3. Распределение деятельности во времени.

4. Помогает решении задачи.

5. Определение методов и приемов для реализации проекта.

Деятельность детей:

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение задач.

3. Помощь воспитателю в планировании проекта.

3-й этап- Реализация проекта

Деятельность педагога:

1. Практическая работа с дошкольниками по необходимости.

2. Практическая работа с родителями по необходимости.

Жан Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, делать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим….»-, поэтому практическая помощью осуществляется лишь по необходимости. Воспитатель не может на прямую помогать ребенку в проекте, иначе поставленные цель и задачи не будут реализованы.

3. Оснащение предметно- развивающей среды.

Оформлении группы и центрах развития (создание новых центров и уголков, изменении содержания имеющихся).

4. Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом.

Деятельность детей:

1. Решение поставленной цели и задач на практике.

2. Формирование знаний, умений, навыков.

4-й этап- Презентация проекта

Совместная деятельность педагога и дошкольников:

1. Совместный анализ выполнения проекта.

2. Переживание результата.

3. Обсуждение результатов и хода работы, действий каждого.

4. Выяснение причин успеха и неудач.

5. Подготовка продукта деятельности к презентации.

6. Подготовка к презентации.

7. Презентация продукта деятельности



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: