Выпускной квалификационной работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Для студентов, обучающихся по профилю «Документоведение и документационное

Обеспечение управления» направления подготовки

Документоведение и архивоведение»

Казань 2016


УДК 002

ББК 73

Д63

 

 

 

 

Д63 Документоведение и архивоведение: метод. указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы / Сост.: Г.А. Двоеносова, Ю.Е. Железнякова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2016. – 32 с.
  Данные методические указания содержат общие требования к выпускной квалификационной работе, а также рекомендации по ее подготовке, оформлению и защите. Разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов очной и заочной форм обучения по профилю «Документоведение и документационное обеспечение управления» направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», научных руководителей выпускных квалификационных работ, а также рецензентов.

УДК 002

ББК 73

 

 

© Казанский государственный энергетический университет, 2016


 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является составной частью государственной итоговой аттестации студента.

Согласно положениям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО)
по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, с одной стороны, определяются вузом,
а с другой – определяются требованиями данного стандарта к структуре основных образовательных программ бакалавриата.

Согласно требованиям ФГОС ВО, в результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы, тематика которой соответствует профилю подготовки бакалавра, студент должен уметь ставить и решать научную, научно-методическую и практическую задачи, обосновывать
их актуальность, давать историографическую и источниковедческую характеристику; знать, понимать и излагать профессиональные задачи
в области научно-исследовательской деятельности в соответствии
с полученной профилизацией; уметь использовать возможности современных методов документоведческих и архивоведческих исследований для решения практических задач; творчески и критически осмысливать информацию для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач в сфере профессиональной деятельности; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательских работ; уметь работать с различными видами (типами) источников; уметь аргументировать собственную позицию;
уметь делать самостоятельные выводы и обобщения; иметь навыки библиографического описания используемой литературы и источников.

В результате выполнения ВКР у студента формируются следующие компетенции (или их составляющие):

– способность самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-4);

– способность владеть навыками составления библиографических
и архивных обзоров (ПК-9);

– способность владеть навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы (ПК-11);

– способность создавать и вести единые (корпоративные) системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий (ПК-29);

– способность организовывать работу службы документационного обеспечения управления и архивного хранения документов (ПК-30);

– способность разрабатывать локальные нормативные акты
и нормативно-методические документы по ведению информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-31);

– способность владеть законодательной и нормативно-методической базой информационно-документационного обеспечения управления
и архивного дела; ориентироваться в правовой базе смежных областей (ПК-32).

 

ВЫБОР ТЕМЫ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Тема ВКР (бакалаврской работы) предлагается научным руководителем, но студент может выбирать конкретную тему, исходя
из личных интересов, а также возможностей, предоставляемых организацией, являющейся базой преддипломной практики.

Для успешной работы над исследованием выбор темы должен состояться по возможности раньше. Уже на втором, третьем курсах учебы студент может определить свои научные интересы в рамках изучаемых документоведческих дисциплин. Этому способствуют семинары, курсовые работы, научно-исследовательский кружок при кафедре, научные студенческие конференции. Студент может связать тему будущей бакалаврской работы с интересами организации, в которой он периодически проходил все виды практик, работает или собирается работать по окончании университета.

Когда такие возможности были упущены, выбор темы ВКР может быть сделан позднее, в последний год обучения в вузе, накануне выхода
на преддипломную практику. В результате прохождения этой практики студент должен собрать необходимый материал для написания выпускной квалификационной работы в соответствии с профилизацией.

Выбор темы ВКР осуществляется исходя из примерной тематики, разрабатываемой на кафедре. Бакалаврская работа прикладного характера выполняется на базе конкретной организации. Она должна сочетать анализ сложившейся в организации системы документационного обеспечения управления с элементами оргпроектирования. Тематика дипломных работ прикладного характера может быть сформулирована в пределах следующих направлений:

– анализ организации и технологии документационного обеспечения управления;

– анализ организации работы службы документационного обеспечения управления;

– анализ использования информационных технологий
в документационном обеспечении управления;

– анализ использования средств организационной и вычислительной техники в документационном обеспечении управления;

– анализ организации секретарского обслуживания;

– анализ делопроизводства в кадровой службе;

– анализ организации деятельности офис-менеджера;

– анализ организации хранения документов.

Бакалаврская работа в виде научного исследования, как правило, является завершением научно-исследовательской работы (НИР), начатой
в студенческом научном кружке, в процессе выполнения курсовой работы
по теории документоведения, истории развития специальности, истории делопроизводства или задания по НИР. Тематика выпускных квалификационных работ теоретического характера определяется с учетом направлений научно-исследовательской работы кафедры:

– теория и история документа;

– развитие документоведческой мысли;

– история развития специальности;

– история делопроизводства;

– документационный менеджмент;

– электронный документооборот.

По согласованию с научным руководителем выпускник может предложить тему, не включенную в тематику кафедры, с учетом особенностей личной практической деятельности, своих научных интересов, специфики деятельности конкретной организации (предприятия), своих должностных обязанностей и т.д. Тема ВКР может быть предложена организацией и оформлена письмом в виде заказа, но в рамках требований ФГОС ВО к выпускной квалификационной работе бакалавра.

На заседании кафедры утверждается предварительная тема ВКР.
После утверждения темы ВКР приказом директора института ее формулировка уже не изменяется.

ЭТАПЫИ ФОРМЫРАБОТЫ

После утверждения темы заполняется форма задания на выпускную квалификационную работу. Студент составляет календарный график на весь период подготовки и защиты ВКР. Календарный график учитывает все формы и виды работы с указанием этапов и установлением сроков их выполнения. Календарный график утверждается научным руководителем.

Форма календарного графика приведена в Прил. 1

При планировании этапов работы над ВКР, особенно по написанию отдельных разделов, целесообразно оставлять резерв времени для возможных переделок и доработок.

В сроки, установленные научным руководителем и кафедрой, студент должен отчитываться на заседании кафедры о ходе подготовки и написания бакалаврской работы. При этом определяется объем работы (30, 70, 100 %), который необходимо выполнить к конкретному (контрольному) сроку. Присутствие студента на заседаниях кафедры в указанные дни строго обязательно.

Невыполнение студентом указаний руководителя, уклонение
от информации о ходе работы, неявки на консультации и в дни, установленные как контрольные, без уважительных причин, наличие в тексте ВКР неправомерных заимствований, выявленных в ходе проверки
в программе «Антиплагиат», заносятся в протокол заседания кафедры и дают руководителю основание отказаться от руководства ВКР, а кафедре –
не допустить студента до ее защиты. Сведения о ходе подготовки
и написании ВКР подаются в дирекцию Института экономики
и информационных технологий.

СБОР МАТЕРИАЛА

Работу над темой следует начинать со знакомства с учебной литературой, с монографиями и статьями, которые помогут выяснить степень ее изученности. Затем следует перейти к сбору и изучению опубликованных источников по теме. К ним могут относиться действующие законодательные и нормативные акты по вопросам документационного обеспечения управления в целом, государственные стандарты, унифицированные системы документации, общероссийские классификаторы технико-экономической
и социальной информации, примерные и типовые инструкции
по делопроизводству, примерные и типовые номенклатуры дел, перечни документов со сроками хранения, типовое положение об экспертной комиссии, квалификационные справочники должностей, инструкции
по использованию программных продуктов автоматизированного делопроизводства и документооборота, типовые нормы времени и выработки на работы по делопроизводству и др.

Сбор неопубликованного источникового материала осуществляется
в процессе прохождения практики в организации, избранной объектом изучения. Начинать работу следует со сбора данных, позволяющих составить общую характеристику обследуемой организации. Важно правильно
выбрать источники информации. К таким источникам относятся организационные документы (устав или положение об организации, структура и штатная численность, положение о службе документационного обеспечения управления, должностные инструкции персонала, инструкция по делопроизводству, номенклатура дел и др.) и организационно-распорядительные документы (приказы о создании службы ДОУ, разработке и внедрении инструкции по делопроизводству, номенклатуры дел, экспертной комиссии и т.д.), отражающие состояние документационного обеспечения управления в организации.

В бакалаврской работе можно использовать лишь те документы, которые не содержат государственной тайны, конфиденциальной или служебной информации и против использования которых не возражает организация, предоставляющая студенту материалы в ходе преддипломной практики.

В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки и заметки по фактам, событиям, относящимся к избранной теме. В каждой выписке следует точно указывать источники и литературу
с выходными данными, откуда взяты сведения.

Необходимо уделить внимание и понятийно-категориальному аппарату исследования. Для этого нужно пользоваться ГОСТами и различными словарями.

Проделав всю эту работу, студент получает возможность составить предварительный вариант плана ВКР, т.е. определить его структуру.
После согласования плана выпускной квалификационной работы с научным руководителем студент продолжает исследовать тему в соответствии
с утвержденной структурой.

СТРУКТУРА
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Основными структурными элементами ВКР являются:

– титульный лист;

– оглавление (Прил. 2);

– введение;

– главы основной части;

– заключение;

– список использованных источников и литературы (Прил. 3);

– приложения.

Титульный лист ВКР – это лицо выпускной квалификационной работы. Он должен быть оформлен особенно тщательно. Образец оформления титульного листа необходимо взять из действующего
в КГЭУ Положения о написании и оформлении выпускной квалификационной работы.

Оглавление помещается за титульным листом. В оглавление выносятся заголовки разделов (глав) и подразделов (параграфов) дипломной работы с указанием страниц. Образец оформления оглавления представлен
в Прил. 2.

Введение выполняет функцию программы всего сочинения.
В нем определяются актуальность темы (и/или научная значимость
и степень изученности), объект, предмет исследования, формулируются
цель и задачи работы, дается обзор источников и литературы, указываются научная новизна и практическая значимость, обосновывается выбранная структура работы. Во «Введении» также могут содержаться сведения
об апробации результатов исследования.

Процесс написания «Введения» является сложным и ответственным, поэтому над ним нужно работать особенно тщательно, возвращаясь к нему после того, когда написана работа в целом.

«Введение» должно занимать до 8–10 % от общего объема ВКР.

Начинается «Введение» с обоснования актуальности темы. Актуальность темы определяется практическими задачами исследования, значимостью результатов проводимого исследования в рамках ВКР
для конкретной организации – базы преддипломной практики.

В работах научного характера, посвященных разработке теоретических проблем или истории делопроизводства, иногда целесообразно обосновывать наряду с актуальностью и научную значимость и степень изученности. Обоснование научной значимости должно быть четким
и аргументированным, подкреплено результатами анализа источников
и литературы, выявленными проблемами, требующими научной разработки. Говоря о степени изученности проблемы (темы), необходимо ответить
на вопросы: тема исследуется впервые или нет, какие аспекты предшественниками не освещены, или нуждаются в переосмыслении,
или требуют дополнительного изучения.

В определении цели намечается стратегическая программа всего исследования и осознается в целом конечный результат работы автора. Формулировка цели исследования должна соответствовать формулировке темы ВКР.

Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели и определяют структуру работы. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить достижение цели ВКР. Ответы на поставленные задачи помогут написать «Заключение» в ВКР.

Важным элементом бакалаврской работы является обзор источников
и литературы
. Вполне естественно, что этот раздел следует писать тогда, когда источники и литература по теме собраны и хорошо изучены.

Обзор источников по теме предполагает сначала анализ опубликованных, а затем неопубликованных источников. При анализе источников необходимо:

– определить, к какому виду относится изучаемый источник (источники) – законодательные, иные нормативно-правовые акты, нормативно-методические документы, нормативно-технические документы, организационные документы;

– высказать свои суждения об их значимости, полноте информации, освещаемых в них положениях;

– отметить значение источников для изучения данной темы.

Завершается анализ источников общим выводом: насколько обеспечена данная тема источниками и позволяет ли источниковая база осветить поставленную проблему.

Обзор литературы можно построить либо по хронологическому принципу, либо по проблемному. Можно использовать и комбинированный принцип – проблемно-хронологический. Необходимо обратить внимание главным образом на труды тех исследователей, которые внесли наибольший вклад в изучение данной темы. При изучении литературы следует определить: что дает данная работа для изучения поставленной проблемы.
Не следует подменять обзор литературы ее перечислением.

В бакалаврских работах научного характера рекомендуется также обратить внимание, на какие источники опирается автор изучаемой монографии или статьи. Необходимо обобщить то, что сделано предшественниками по изучаемой теме, выявить, какие вопросы остались неразрешенными или незамеченными вообще. Это поможет обосновать научную значимость работы.

Научная новизна указывается в работах научного характера. Она может заключаться в самой постановке проблемы, переосмыслении проблем, которые считались уже исследованными, применении междисциплинарного подхода, привлечении новых источников и т.д.

Практическая значимость работы может состоять в анализе документационного обеспечения управления в изучаемой организации, выявлении его достоинств и недостатков; сформулированных студентом конкретных предложениях по усовершенствованию организации делопроизводства, а также разработанных организационных документах – должностных инструкций, разделов инструкции по делопроизводству, номенклатуры дел, альбома и табеля унифицированных форм документов, схем документооборота и пр.

«Введение» также должно познакомить со структурой текста ВКР, вытекающей из задач, и объяснить логику изложения результатов исследования по главам.

Информация об апробации результатов исследования размещается
в конце «Введения». Студенту рекомендуется дать сведения об участии
в научных конференциях с докладами по теме ВКР, перечень публикаций,
в которых отражены основные результаты или отдельные положения ВКР,
а также перечень статей, принятых к печати, с указанием наименования специализированного периодического издания.

Содержание основной части бакалаврской работы определяется
ее темой и видом и предполагает решение поставленных в работе задач
в соответствии с заданной темой исследования целью и структурой работы.

Содержание бакалаврской работы во многом зависит также
от масштабов выбранной организации, сложившейся технологии документационного обеспечения управления, объема документооборота и т.д.

Бакалаврская работа по теме «Анализ документационного обеспечения управления в … (название организации)» выполняется в учреждении
с устоявшейся структурой, информационными связями, системой делопроизводства. Основная цель такой работы заключается
в квалифицированном анализе организации и технологии ДОУ, установлении их соответствия требованиям действующих нормативно-правовых
и нормативно-методических документов, проведении необходимой коррекции сложившейся системы и технологий ДОУ в сторону их оптимизации, выработке предложений по усовершенствованию ДОУ. Итогом такой работы могут стать собственные оргпроектные разработки автора
в виде недостающих организационных документов или подкорректированные действующие документы организации (положения, инструкции, номенклатура дел и т.д.), если такая коррекция необходима.

В крупных компаниях или органах государственной власти
и управления, где служба ДОУ имеет сложную структуру (секретариат, референты, протокольная группа, отдел писем и т.д.), в качестве объекта исследования можно выбрать одно из ее подразделений. Объектом изучения может быть одна из функций ДОУ (организация документооборота, контроля исполнения, секретарского обслуживания, работы с обращениями граждан
и т.д.). Целью такой ВКР будет анализ организации и работы выбранной
для изучения структуры или организации выполнения исследуемой управленческой функции.

Целью бакалаврской работы по теме «Использование информационных технологий в документационном обеспечении управления в … (название организации)» может стать анализ использования организацией, внедряющей систему автоматизированного делопроизводства и документооборота, возможностей, предоставляемых данной системой. Опыт изучения этой проблемы показывает, что потенциальные возможности таких программ используются в организациях лишь частично. Представляет интерес сложившаяся практика использования той или иной программы
в исследуемой организации.

При написании бакалаврской работы по теме «Использование средств организационной и вычислительной техники в документационном обеспечении управления в … (название организации)» аналитическая часть может быть дополнена расчетами потребности в оргтехнике и оборудовании для оптимизации информационно-документационного обеспечения организации, предложениями по оборудованию корпоративной информационной сети, приобретению системы автоматизированного делопроизводства и документооборота и т.д.

Целью бакалаврской работы по теме «Организация секретарского обслуживания в … (название организации)» может стать анализ и/или совершенствование документного и бездокументного обслуживания руководителя этой организации, разработка необходимых организационных документов, сопровождающих деятельность секретаря.

Бакалаврскую работу по теме «Делопроизводство в кадровой службе … (название организации)» можно посвятить анализу документирования работы по управлению персоналом, изучению состава кадровых документов
и организации работы с документами в кадровой службе. Особое внимание следует уделить изучению внедрения новых методов работы с персоналом, их информационно-документационного сопровождения.

Содержание выпускной квалификационной работы научного характера зависит от научных интересов и предпочтений руководителя и студента
и ограничивается лишь направлениями научно-исследовательской работы кафедры и требованиями ФГОС ВО. Объектом исследования могут выступать вопросы теории документоведения (документные классификации, терминосистема, способы документирования и т.д.), работы и концепции ее авторов, выдающиеся государственные деятели в рангах различных категорий секретарей, отдельные виды документов и системы документации (предпосылки появления, форма, функции, социальная роль, изменение
в процессе исторического развития). Особый интерес представляет изучение новых систем документации, сформировавшихся в процессе деятельности организационных структур, появившихся в период модернизации российского общества.

Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным
и недвусмысленным в своем словесном выражении.

Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание выводов по разделам – все это характеризует бакалаврскую работу, служит одним из показателей ее уровня.

Количество разделов (глав) бакалаврской работы определяется темой. Обычно это 2–3 главы, редко 4. Каждая глава ВКР должна раскрывать
один из главных вопросов изучаемой темы. Главы могут делиться
на подразделы или параграфы, которые должны иметь заголовки
и нумероваться арабскими цифрами.

В «Заключении» ВКР подводятся итоги изучения темы. В нем обобщаются результаты, изложенные в главах, даются окончательные выводы по изучению темы. На каждую задачу, сформулированную
во «Введении», в «Заключении» должен быть дан ответ.

Выводы, сформулированные в «Заключении», должны логически вытекать из основного текста работы. Не должно быть противоречий
между выводами в главах и выводами в «Заключении».

В «Заключении» выпускной квалификационной работы научного характера приветствуется изложение перспектив дальнейшей разработки темы.

Список использованных источников и литературы представляет собой существенную часть бакалаврской работы, отражающую самостоятельную творческую работу автора. Он позволяет судить о полноте охвата источников и литературы и об уровне проведенного исследования. Список охватывает все источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы, все названия, упомянутые в подстрочных примечаниях. Требования к составлению и оформлению списка изложены в подразделе «Научно-справочный аппарат» раздела «Оформление текста выпускной квалификационной работы». Образец оформления списка представлен
в Прил. 3 данных методических указаний.

Приложения формируются автором бакалаврской работы и служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой темы или являются практическим результатом проведенного исследования. Это могут быть таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии, анализируемые в тексте документы, а также формуляры документов, разработанные автором ВКР.

Приложения, как правило, включают иллюстративные материалы,
по своемуобъему неудобные для расположения в тексте бакалаврской работы.

Приложения должны иметь заголовки. Их систематизируют в порядке упоминания в тексте. Приложения располагаются в конце работы после списка использованных источников и литературы.

Каждое новое приложение начинается с нового листа. В правом верхнем углу первой страницы каждого из них пишут «Приложение …»
и его номер (арабскими цифрами) без знака «№». Например: Приложение 1.
Если приложение подготовлено на основании какого-либо источника,
внизу первой страницы делается ссылка на этот источник.

 

ОФОРМЛЕНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Общие положения

Выпускная квалификационная работа должна быть написана грамотно, литературным языком, отредактирована и вычитана после перепечатки. Она должна быть набрана на компьютере на стандартных листах белой бумаги формата А4. Текст пишется на одной стороне листа. Размеры левого поля – 35мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм.

Титульный лист оформляется в соответствии с действующим в КГЭУ Положением о написании и оформлении выпускной квалификационной работы.

Оглавление помещается за титульным листом. В оглавление выносятся заголовки разделов (глав) и подразделов (параграфов) ВКР. С правой стороны указываются номера страниц, с которых начинается изложение разделов и подразделов. Номер страницы окончания раздела или подраздела не указывается. Оглавление печатается через полтора интервала, разделы отделяются пробелом в два интервала. Образец оформления оглавления имеется в Прил. 2.

Введение, каждая глава, заключение, список источников и литературы, приложения начинаются с новой страницы. Заголовки печатаются симметрично тексту, через полтора интервала прописными буквами
без точки на конце. Подчеркивать заголовки и переносить слова в нем
не допускается.

Архитектоника бакалаврской работы требует соблюдения пропорций
в разделах. Введение и Заключение по объему составляют 4–5 страниц. Главы должны быть примерно равны по объему. Параграфов не должно быть много. Обычно это 2–4 параграфа в одной главе. Параграфами выделяются только существенные аспекты в содержании глав. Количество параграфов
в главах должно быть примерно одинаково.

Общий объем бакалаврской работы, как правило, находится в пределах 50–55 стандартных страниц компьютерного текста (28–29 строк
по 60 знаков), напечатанных через 1,5 интервала. Шрифт – Times New Roman, кегль –14. В подстрочных примечаниях – кегль 12. Интервал между строками подстрочных примечаний – одинарный.

Все страницы бакалаврской работы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы ставится в середине верхнего поля, без каких-либо знаков препинания. На титульном листе и в оглавлении номер страницы не ставится, хотя они входят в общий объем страниц работы.

Приложения к бакалаврской работе имеют отдельную нумерацию. Страницы приложений не входят в общее количество страниц ВКР.

Бакалаврская работа должна быть подготовлена в двух экземплярах. Каждый экземпляр должен быть скреплен путем помещения в специальную жесткую папку для выпускных квалификационных работ.

На обороте титульного листа ВКР студент должен сделать собственноручную надпись: «Работа написана мною самостоятельно и не содержит неправомерных заимствований», а также поставить подпись и дату.

 

2. Оформление иллюстративного материала и таблиц

Иллюстрации (схемы, графики, таблицы, диаграммы и пр.) помещаются в тексте работы сразу после ссылок на них, сопровождаются подписями и нумеруются.Например: Рис.1. Схема документооборота организации.

Таблица как форма представления данных применяется в ВКР
при изложении цифровой или словесной информации о нескольких объектах по ряду признаков для лучшей наглядности и сравнения показателей. Таблица имеет два уровня членения: вертикальный (графы)
и горизонтальный (строки). Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически согласовывают с заголовками.
В заголовках и подзаголовках граф и строк таблицы употребляют только общепринятые сокращения и условные обозначения. Ее графы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице. Каждая таблица имеет заголовок, который печатают посередине страницы. Над заголовком справа печатаются с прописной буквы слово «Таблица»
и ее порядковый номер. Например: Таблица 1.

Иллюстративные материалы, занимающие много места в работе (например, таблица или схема на нескольких страницах), могут быть вынесены, как уже указано выше, в приложения.

3. Научно-справочный аппарат

Научно-справочный аппарат содержит две взаимосвязанные части: список источников и литературы и подстрочные ссылки. К ним студент должен отнестись со всей ответственностью и вниманием. Даже за хорошую, творческую работу студента комиссия вынуждена снижать оценку из-за небрежности по отношению к научно-справочному аппарату.

 

3.1. Составление и оформление списка
использованных источников и литературы

В список использованных источников и литературы включаются все цитированные, рассматриваемые и упоминаемые в тексте опубликованные
и неопубликованные источники и произведения печати, интернет-ресурсы. Соответственно, источники и литература, не упоминаемые в тексте ВКР,
не должны включаться в этот список.

Список использованных источников и литературы должен включать
не менее 25–30 наименований. Он оформляется в соответствии
с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1.-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Образец оформления списка имеется в Прил. 3.

Список имеет валовую нумерацию (единую, следующую через все разделы). В его структуре обычно выделяется два раздела: «Источники», «Литература». В свою очередь, раздел «Источники» подразделяется
на «Опубликованные источники» и «Неопубликованные источники».
В случае необходимости добавляется подраздел «Интернет-ресурсы».

В списке опубликованных источников сначала указываются нормативно-правовые акты, затем нормативно-методические акты.
Они систематизируются по значимости (федеральные законодательные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ, распоряжения глав субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и т.д.). После нормативно-правовых актов в списке опубликованных источников приводятся государственные стандарты (ГОСТы), методические указания, правила, инструкции, классификаторы
и др. Они систематизируются по видам документов, а внутри каждого вида – по хронологии (времени издания).

К неопубликованным источникам относятся организационные
и нормативные документы организаций (предприятий, учреждений).
В их составе могут быть уставы организаций, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, регламенты, инструкции
по делопроизводству, стандарты предприятий и др. К неопубликованным источникам принадлежат и документы текущего делопроизводства. Если
в работе привлекались архивные документы, то они систематизируются
по алфавиту названий архивов. Указываются номера и названия фондов, номеров описей, номера и названия дел, листы.

Подраздел «Интернет-ресурсы» содержит информацию
об используемых в ВКР сайтах, порталах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Например, указываются официальные сайты изучаемой организации, справочно-правовых систем, специализированных изданий, порталы профессионального сообщества и пр.

В разделе «Литература» приводятся монографии, статьи, рецензии, авторефераты диссертаций, тезисы докладов и выступлений, издания учебного характера (если последние отражают историографию темы), справочные издания (словари, путеводители, энциклопедии, справочники). Систематизируют список литературы по алфавиту – первой букве фамилий авторов. Причем инициалы ставятся после фамилии. По каждому наименованию даются выходные данные: место издания, год, страницы.
Для статей из сборников, книг, журналов обязательно указывается наименование издания (книги, сборника, журнала). Если используется издание в электронном виде, это должно отражаться в его описании.

При использовании автором ВКР литературы на иностранных языках ее выделяют в самостоятельный подраздел после списка литературы
на русском языке и систематизируют по алфавиту фамилий авторов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: