Выпускная квалификационная работа, допущенная кафедрой к защите, направляется на рассмотрение внешнему рецензенту. Это делается
для получения наиболее объективной оценки труда бакалавра. Рецензент рассматривает и оценивает ВКР при постановке ее на защиту. Письменный отзыв внешнего рецензента представляется в ГЭК не позднее, чем за три дня до защиты.
Отзыв составляется по установленному стандарту. Его начало должно выглядеть следующим образом:
ОТЗЫВ
на выпускную квалификационную работу студента ….
(Фамилия, имя, отчество полностью)
….. курса группы ………
Института экономики и информационных технологий
ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический
университет»
на тему: ……… (название темы)
Далее следует непосредственно текст отзыва. В нем отмечаются актуальность темы, полнота использования опубликованных
и неопубликованных источников, глубина их анализа, характеризуются структура и содержание работы, наличие элементов самостоятельного научного творчества, обоснованность выводов, практическая значимость работы, правильность оформления научно-справочного аппарата, язык
и стиль бакалаврской работы. Высказываются пожелания автору, полезные для его дальнейшей деятельности. Основная задача рецензента – оценка качества бакалаврской работы. Отзыв завершается оценкой соответствия (или несоответствия) выпускной квалификационной работы требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Рецензент вносит предложение по поводу окончательной оценки работы в баллах (максимальная оценка – «отлично»).
Отзыв должен быть подписан рецензентом и заверен печатью организации.
|
3. Выступление студента
В оставшиеся до защиты дни студент должен подготовиться к докладу с презентацией на заседании ГЭК. Работа ГЭК может проходить в режиме он-лайн трансляции в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», поэтому к выступлению необходимо отнестись с особой серьезностью. Текст доклада и презентация должны быть согласованы
с научным руководителем.
От качества подготовленного текста доклада – его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы. В тексте
для устного выступления должны быть предельно сжато сообщены основные идеи и выводы проведенного исследования, показан вклад автора
в разработку темы, подчеркнуты новизна и значимость результатов работы, обоснована структура сочинения, кратко изложено основное содержание.
В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, развернутых доказательств, многочисленных примеров, т.е. всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте защищаемой ВКР.
Можно составить выступление и презентацию примерно по такой схеме:
– обоснование темы и общая характеристика работы, определение актуальности исследования;
– цель и задачи работы;
– используемые источники,
– научная новизна и теоретическая или практическая значимость исследования;
– структура, объем работы;
– содержание основных результатов работы (выводы);
|
– апробация основных результатов работы.
Выступление и презентация должны быть рассчитаны на живое восприятие слушателей – как по дикции, так и по темпу устного монолога. Важно, чтобы присутствующие видели глаза студента, обращенные
к аудитории.
Для доклада студенту дается 8–10 минут. Этого времени достаточно, чтобы устно изложить текст, объемом примерно 3,5 – 4 страницы, напечатанный на бумаге формата А4, шрифтом 14, 28 – 30 строк на одной странице.
Доклад студента сопровождается презентацией с использованием программы PowerPoint. Рекомендуемое количество слайдов – 9 – 10. Каждый слайд должен иметь название. Первый слайд – тема ВКР, ФИО студента, группа; ФИО, ученая степень, должность научного руководителя.
Второй слайд - цель, задачи ВКР. Третий слайд – структура ВКР (оглавление). Далее – основные положения и выводы выполненной бакалаврской работы. С целью их иллюстрации в слайды могут включаться схемы, графики, таблицы, диаграммы, анализируемые документы и т.д.
Не следует выносить на слайд определения общеизвестных терминов, размещать иллюстрации, не имеющие прямого отношения к теме ВКР. Каждый слайд должен иметь заголовок. Цветовой фон и общий стиль презентации должны быть академичными и не мешать восприятию представляемой информации.
Студент-выпускник может также подготовить раздаточный иллюстративный материал для членов ГЭК – графики, рисунки, посвященные проблемам, рассматриваемым в работе, а также свои научные публикации. В ходе доклада важно вовремя обратить на них внимание комиссии.
Студенту рекомендуется перед защитой прорепетировать свое выступление, засекая время. Текст выступления не должен быть затянутым, поскольку члены ГЭК могут потребовать завершения выступления
по истечении установленного времени. В ходе выступления нельзя опираться на разговорный язык. Стиль речи должен быть академичным – научным, точно выверенным, не слишком эмоциональным.
|
Студент может записывать задаваемые вопросы, а потом отвечать. Давать ответы необходимо кратко, убедительно, аргументировано
и доброжелательно.
Следует помнить о правилах вежливости и благодарить
как за предоставленное для защиты слово, так и за интересные вопросы.
В конце выступления принято благодарить за внимание.
Правила этикета требуют также и соответствующего обращения
к членам комиссии, причем необходимо обязательно указывать научный статус собеседников. К примеру: «Уважаемый председатель экзаменационной комиссии! Уважаемые члены экзаменационной комиссии! Уважаемые присутствующие!...» или «В ответ на вопрос уважаемого председателя комиссии Вильдана Гусмановича Мотыгуллина … ». По окончании дискуссии дипломнику предоставляется заключительное слово, которое обычно используется для ответов на замечания рецензента и членов комиссии.
После оглашения оценок выпускники имеют возможность высказать свое мнение о процедуре защиты, выразить благодарность научным руководителям, рецензентам, председателю и членам аттестационной комиссии.