Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.
Органы управления финансами
Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
В их задачи входит:
1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
1) разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3) разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
4) осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
5) осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
6) разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
7) финансирует сферы деятельности.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
|
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, им присущи и единые приемы и способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
|
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.
Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.
|
Управление финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми ресурсами как элемента одной из функций управления – регулирования, методов формирования финансового рынка.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.
Заключение
Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.
Роль финансов можно свести к трем основным направлениям:
1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Выделяют пять основных функций финансов: распределительную, контрольную и регулирующую, стимулирующую и воспроизводственную.
Список литературы
1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления», Финансы, 1997, № 11.
2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003.
3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002.
4. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000.
5. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000.
6. Ковалев В.В. «Финансы», М., 2003.
7. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2003 г. // Банкир №2, 2003.
8. Левин У.П. Финансы и кредит. – М.: Инфра-М, 2005.
9. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003.
10. Литовских А.М. Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: ФЭМП, 2003.
11. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М., 2001.
12. Родионова М.В. «Финансы», 1998.
13. Смородина М.И. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: МГТУ, 2006.