Выполнила ученица 5 «А» класса
Смирнова Татьяна
Руководитель: Лобанова Н.Ю.
Арья
Год
Содержание:
1. Актуальность темы……………………………………………….3
2. Материалы исследования…………………………………………5
3. Уникальность работ современных мастеров……………………17
4. Выводы, обобщения………………………………………………19
5.Список литературы. ……………………………………………….20
Художники уязвлены за Левшу,
так что чувствуется почти личная их обида.
Прочитав летом сказ «Левша» Н.С. Лескова, испытала одновременно гордость и боль за своих соотечественников. Это произведение долго не выходило у меня из головы. На уроках в художественной школе, рисуя на свободную тему, я попробовала изобразить Левшу. Каким я увидела этого героя в изображении автора?
В беседе с учителем литературы выяснилось, что сказ иллюстрировали многие известные художники, иллюстрации которых помогают ещё глубже осмыслить содержание произведения. В своей исследовательской работе я попробовала проанализировать творчество некоторых художников и сравнить их представление героя с моим и лесковским. Перед собой ставлю следующие цели и задачи:
Цель: Осмысление идейно-художественного содержания сказа «Левша» через принципы взаимодействия литературы с изобразительным искусством.
Задачи:
1. Выяснить, какие художники иллюстрировали сказ «Левша»;
2. Сравнить образы, созданные автором и художниками.
3. Выяснить о существовании современных мастеров, подобных Левше.
Одна из тем, которая довольно часто встречается в творчестве Н.С.Лескова – это тема русского трудового человека, талантливого умельца, мастера с золотыми руками. Таков герой произведения Левша, тульский мастер, подковавший стальную блоху. Каким я увидела этого героя в изображении автора?
|
Левша – искусный мастеровой, один из тех, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать: у русских умельцев нет элементарных технических знаний, которые есть у любого английского мастера. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера ("Там, где стоит "Левша", надо читать русский народ", – говорил Лесков). Левша, будучи в Англии, отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию. Он бескорыстен и неподкупен, но он "забит", чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям. Он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный. Брошенный на пол в "простонародной" больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти – причину неустроенности России, как считает автор.
Если мы с полным правом называем «волшебником слова» писателя, создавшего бессмертный образ Левши, то с не меньшим основанием можно назвать «волшебниками кисти» художников, чьи иллюстрации мы сегодня увидим.
|
Сказ «Левша» иллюстрировали разные художники: И.Глазунов, Б.Семёнов Ст. Косенков, Т. Шишмарёва, Н. Кузьмин, Кукрыниксы., А. Тюрин, М. Добужинский
В творчестве всех иллюстраторов одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья.
Присущими художественной графике средствами художники умело передают мягкую иронию писателя по отношению к тульским мастерам и сатирический подтекст в изображении «мелкой русской жизни». Каждый делает это по-своему. Рассмотрим примеры иллюстраций некоторых художников.
Кукрыниксы – это общий псевдоним сразу трёх художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990), Николая Александровича Соколова (1903-2000),который составлен по начальным слогам
их фамилий. В течение своей совместной работы они иллюстрировали работы Н.В.
Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, М. Горького. В 1974 г. художники создали иллюстрации к сказу Н.С. Лескова «Левша».
|
Государю и Платову предложили рассмотреть через «мелкоскоп» «нимфозорию», выкованную из чистой «аглицкой» стали в изображении блохи.Выразительность сцены, её насыщенность живописными подробностями вызвали отклики как в серии иллюстраций Кузьмина, состоящей из 80 рисунков, так и в графическом комментарии к сказу художников Кукрыниксов, который включил в себя 64 иллюстрации.Рисунки художников Кукрыниксов заставляют читателя улыбнуться. Зачастую их иллюстрациям присущи черты карикатурности, которая достигается нарочитым нарушением пропорций фигур действующих лиц, заострённостью деталей в изображении героев.
|
|
"Косой Левша" – это, может быть, всего-навсего прозвище. Если подчеркнуть косоглазие Левши, то получится уродливый облик с жуликоватым, бегающим взглядом ("бог шельму метит"). Поэтому, чтобы сохранить симпатичный облик Левши, мне пришлось отказаться от подчеркивания косоглазия.
Что же касается до его прически, то дьячковские косицы выросли у него во время спешной работы – стричься ему было недосуг».
«Анекдот рядом с трагедией, карикатура с лирикой соседствуют в моих рисунках, как и в Лесковском оригинале».
|
Рисунки А.Тюрина отличаются надписями, характерными сказу. Этимология данных слов вызвала у меня большой интерес. Как же Н.С. Лесков создавал новые слова? По какому принципу?
·
|
· Свистовые
· Долбица
· Аболон полведерский
· Мерблюзьи
· Керамиды
· Верояции
· Нимфозория
· Пубель
|
|
|
|
Вообще речь представлена в рассказе довольно разнообразно, но одно несомненно: Лесков использует приемы, характерные для фольклорных произведений. Например, тавтология (подковы подковали), вставка различных поговорок ("утро ночи мудренее", "снег на голову"); широко использует писатель и преобразования в структуре как отдельных слов, так и целых предложений: уменьшительные формы ("ладошечка", "пузичко") и инверсия. Наибольшее место занимают, думается, так называемые окказионализмы – слова, читая которые, нельзя не улыбнуться. Русский мужик говорит так, как слышит ("мерблюдья мантона"), соединяет несколько малознакомых слов в одно ("бюстры"), неизвестные слова путем преобразований в его мозгу становятся схожими с теми, что понятны и близки ему ("досадная укушетка", "двухсестная карета").
"Выговор" автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый.
Все это служит как бы фоном для картины народного характера. Стиль повествования позволяет читателю окунуться в обстановку, в которой рождался такой характер.
В Орле стоит памятник Н.С.Лескову. Четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, установлена на постаменте из полированного серого гранита. А вокруг памятника, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений. Среди них тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученьи выдраны.» Вот как выглядит герой в глазах орловских скульпторов. Здесь Левша близок к русскому богатырю, как на иллюстрациях Т. Шишмарёвой. Это изображение близко и к моему восприятию.
Словесное описание Лескова.
«Косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»
«Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».
«Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставни захлопнул и за свое дело принялся»
«Туляки, люди умные..., первые знатоки в религии», «полны церковного благочестия»
«Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему Отечеству верно преданные».
Художник | Изображение Левши |
Кукрыниксы | 1.Художники уязвлены за Левшу так, что чувствуется почти личная их обида. 2. Рисункам присущи черты карикатурности, которая достигается нарушением пропорций фигур действующих героев. |
Н. Кузьмин | 1.«Лесковский штрих Кузьмина другой: озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый. Придворные шаржированы: сияют, как елочные игрушки...» 2.«Анекдот рядом с трагедией, карикатура с лирикой соседствуют в моих рисунках, как и в лесковском оригинале.» |
А.Тюрин | 1.Обращение к русскому народному лубку. Картинки наивные, но понятные простому народу. 2.Преувеличение в рисунках как средство передачи иронии, свойственной сказу «Левша». |
Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ», - говорил Н.С. Лесков.
Несмотря на такое отношение к русским талантам, по сей день встречаются мастера, подобные лесковскому.
|
| |||||
Буратино.
Авианосцы.
| |||||
Рисовое зернышко.
Вывод:
Искусство иллюстрации и по сей день воспринимается неоднозначно. Есть критики, которые отрицают иллюстрацию, видя в ней «плохое воспитательное средство». Иллюстратор Кузьмин подчёркивает: «Мой собственный читательский опыт протестует против утверждения, что иллюстрация – помеха восприятию литературного произведения». Соглашусь с ним. Пусть иллюстраторы по-разному интерпретируют события повести о Левше, но в них одинаково сильно звучит мысль о трагической судьбе талантливого человека в России и о жестокости, холодности самовластья.
Список литературы.
1. Видуэцкая И. П. Николай Семенович Лесков. М.: «Знание», 1979.
2. Другов Б. М. Н. С. Лесков. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
3. Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, колледжей. – М.: «ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
4. Столярова И. В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова). – Л.: Издательство ленинградского университета, 1978.
5. Хомич Э. П., Шелковникова Л. Ф. Николай Лесков – мыслитель и художник. Учебное пособие. Барнаул: издательство АКИПКРО, 2002.
6. https://www.coolsoch.ru/