Физиологические основы внимания и воли.




Бессознательные психические явления

Общие представления о неосознаваемых процессах. Бессознательное, неосознаваемое, бессознательные психические явления – все эти понятия отражают процессы, протекающих в коре больших полушарий, результат деятельности которых не осознается, т.е. не подвергается вербализации. Многие физиологи определяют бессознательное как высшую нервную, или психическую, деятельность человека, которая осуществляется без участия сознания. К этим видам они относят неясные, или «смутные ощущения» («темные ощущения» по И.М. Сеченову), автоматизированные навыки и движения, производимые без участия сознания, а также поведенческие, эмоциональные, вегетативные, биоэлектрические реакции на неосознаваемые внешние раздражители, включая слова. Кроме того, многие исследователи полагают, что в сферу понятия бессознательное, или неосознаваемое входят такие явления как все функции вегетативной нервной системы и системы желез внутренней секреции, биологические и, частично, социальные потребности человека, фантастическая деятельность как начало творчества, фор­мирование плана проведения большинства поведенческих реакций и начальные этапы их осуществления. Еще одна форма неосознаваемого, согласно Д.Н. Узнадзе, это когнитивная установка, т.е. состояние готовности субъекта к определенной активности, которое формируется на неосознаваемом уровне при наличии двух основных условий: актуальной потребности у субъекта и объективной ситуации для ее удовлетворения. Установка, по Д.Н. Узнадзе, заранее организует в конкретной ситуации направленность субъекта на определенную активность, готовность к той или иной форме реагирования и стратегию решения задачи.

Среди бессознательных психических явлений (бессознательного) предлагается также выделять подсознательное, сверхсознательное и предсознательное. Под­сознание или подсознательное – это совокупность процессов (различные инструментальные и интеллектуальные условные рефлексы), которые первоначально формируются осознанно, а затем – после доведения их реализации до автоматизма – вытесняются в сферу бессознательного. Следует также подчеркнуть, что нередко термин «подсознательное» используется как синоним термина «бессознательное». Сверхсознание, или интуиция (инсайт, озарение, постижение) – это творческая активность, не контролируемая сознанием, играющая решающую роль в научных открытиях и в созда­нии художественных произведений, а также это интуитивное (немотивированное) поведение. Предсознательное – это содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, так как находятся вне сферы избирательного внимания, но могут легко стать осознаваемыми при переключении на них внимания.

В целом, однако, с точки зрения понимания сущности бессознательного следует трактовать подсознание, сверхсознание и предсознание как частный случай бессознательного.

История вопроса. О бессознательном говорили Спиноза, Лейб­ниц, Шарко, Жане, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и многие другие. Но наиболее отчетливо идея о бессознательном и его значении в поведении чело­века прозвучала в работах австрийского психиатра З. Фрейда (1896). Он выделял сознание («Я»), бессознательное («Оно») и сверхсознание («сверх Я»). Он считал, что содержанием бессознательного являются половые инс­тинкты, инстинкты самосохранения, честолюбивые инстинкты. Все эти инстинкты, согласно З. Фрейду, формируются в раннем детстве (Эдипов комплекс, комплекс Электры), а в последующие годы они находятся в конфликте с соз­нанием («оно» против «я»). Сущность бессознательного раскрывают сновидения. Такая точка зрения привела З. Фрейда к учению о либи­до (половом влечении) и детской сексуальности как основы развития личности. Согласно З. Фрейду, на протяжении всей жизни энергия Эроса (либидо) находится в состоянии борьбы с энергией влечения к смерти (танатос). Эдипов комплекс – это трагическое проявление сексуального влечения сына к матери, на почве которого возникает безудержная, жгучая ревность и ненависть к отцу (так формируется комплекс «отцеубийцы»). Комплекс Электры – подобное отношение до­чери к матери, возникающее на почве бессознательного влечения до­чери к отцу. Сексуальность, по Фрейду, это единственный движущий стержень личности. С этих позиций появление неврозов, т.е. нарушения высшей нервной (психической) деятельности есть следствие инфантиль­но-сексуальной ориентации. Другой вариант представления о бессоз­нательном выдвинул ученик Фрейда О. Ранк, который сформулировал концепцию «травмы рождения». Он полагал, что девять месяцев внутриутробного развития представ­ляют собой для человека рай, поэтому с момента рождения и на протяжении всей жизни человек стремится вернуться в этот утрачен­ный рай. В рамках этого представления роды рассматриваются как самая первая и самая тяжелая травма, так как они символизируют расставание с раем. Поэтому роды являются причиной неврозов, которые могут развивать­ся спустя много лет после рождения. Развитие этой концепции привело к мысли (она высказана американским врачом Яновым) лечить детские и взрослые неврозы первородным кри­ком, то есть воспроизведением состояния, подобного тому, что было при родах. В целом, учение о бессознательном составило фундамент психоанализа, одного из разделов современной психотерапии.

Сверхсознание или интуиция. Сверхсознание – это совокупность функций бессознательной и сознательной форм мышления, благодаря чему достигаются принципиально новые решения, не укладывающиеся в рамки формальной логики развития. Сверхсознание – это творчество как «акт создания качественно новых материальных и культурных ценностей». Сверхсознание проявляется чаще всего в виде озарений, внезапно, как бы случайно возникающих мыслей (идеи, предположения) о качественно новых характеристиках объектов или явлений, о новых путях решения задач и так далее. Однако подобным озарениям всег­да предшествует гигантская психическая работа в недрах бессозна­тельного. В общем виде связь между данными формами психической деятельности может быть представлена следующей схемой – сознание в общей форме ставит задачу достижения цели. В недрах бессозна­тельного создаются случайные фантастические, алогичные сцепки об­разов многофакторных объектов внешней среды, в какой-то мере от­вечающие требованиям поставленной задачи. Возникающий алогичес­кий, фантастический образ доводится в виде озарения до сознания. Сознание критически осмысливает результат работы бессознательного и при нахождении в нем рационального звена подвергает проверке со стороны практики и, далее, при положительных результатах крити­ческой проверки внедряет в жизнь. Такое взаимодействие функций сознательного и бессознательного требуется для того, чтобы дать возможность сознанию уничтожить в результате первоначального кри­тического осмысливания каждую фантастическую сцепку образов, каж­дую фантастическую идею в виде небывалой сцепки образов внешней среды, созданную в недрах бессознательного. Этим создается широ­кий простор для фантазий человека. Правомочность такой схемы вза­имодействия сознательного и бессознательного подтверждается в частности, тем, что присущая каждому ребенку безудержная фантазия как результат превалирования образного правополушарного мышления никогда не приводит к созданию истинно новых научных открытий и художественных произведений вследствие отсутствия должного крити­ческого контроля со стороны сознания. В то же время отмечено, что все выдающиеся творцы художественных и иных ценностей до глубокой старости сохраняют в своих поведенческих реакциях определенные черты детства (типично – жизнь Моцарта).

Современные представления о физиологических механизмах неосознаваемых процессов. Сегодня многие психологи и физиологии признают сам факт существования бессознательного, понимая под ним сферу психической деятельности, которая не подвергается вербализации, т.е. не связывается с центрами речи. Известный психофизиолог Э.А. Костандов отмечает, что отрицание бессознательного с неизбежностью зак­рывает естествоиспытателю путь для выявления причинных связей и причинных отношений между отдельными явлениями психической жизни человека, т.е. бессознательное – это гносеологически необходимая категория. Бессознательное – это такая же психическая реальность, как и сознательная психическая жизнь.

Учитывая, что в правом полушарии у большинства людей отсутствуют центры речи, сегодня многие физиологи полагают, что именно в этом полушарии совершаются психические процессы, результаты деятельности которых, как правило, не передаются в центры речи левого полушария вообще, или передаются частично (сновидения, решения творческих задач, мотивации). Возникает вопрос о селективности отбора результатов неосознанной психической деятельности для ее представления на вербальном уровне. Тем самым ставится вопрос о функциональной роли бессознательного для человека. Очевидно, что она заключается в первичной фильтрации огромного количества входящей в мозг информации, благодаря чему оптимизируется деятельность второй сигнальной системы (центров речи, мышления). Вероятно, что при отсутствии стандартного решения, имеющегося в структурах памяти индивида, часть результатов неосознаваемых психических процессов переводится в сознание (вербализуется, осмысливается) для принятия решения и организации целесообразной поведенческой деятельности. В «концентрированном» виде это происходит за счет механизмов, лежащих в основе такого процесса как внимание. В качестве примера можно отметить, что деятельность внутренних органов здорового человека протекает «незаметно» для сознания, хотя информация от интероцепторов непрерывно поступает в кору больших полушарий. Это означает, что при нормальном состоянии внутренних органов отсутствует необходимость осознания интероцептивной информации. При нарушении деятельности того или иного органа возникает чувство дискомфорта или появляются боли определенной локализации – следовательно, интеререцептивная информация достигает сознания, т.е. вербализуется.

Сегодня получены данные, которые свидетельствуют о том, что на уровне бессознательного, в частности в правом полушарии происходит обработка не только «простых» сенсорных сигналов, но и «сложных», осуществляется анализ отдельных слов, в том числе семантический их анализ, который контролируется структурами лимбической системы, т.е. эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер.

В настоящее время получены сведения о том, что у здорового человека с интактным мозгом психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого полушария путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга. Психические явления могут существовать в правом полушарии сами по себе. Это, в определенной степени объясняет феномен «вытеснения». Процесс изоляции деятельности правого полушария от левого во многом связан с состоянием эмоциональной и потребностно-мотивационной сфер.

Очевидно, что нейронные популяции, ответственные за осуществление неосознаваемых психических процессов, находятся не только в правом, но и в левом полушарии (в том числе и у тех, кто имеет центры речи в правом полушарии), т.е. каждое полушарие вносит свой вклад в реализацию психических процессов на уровне бессознательного.

Мы рискуем предложить обозначить все структуры коры больших полушарий, осуществляющие психические процессы, результаты которых не осознается, как третью сигнальную систему действительности, тесно взаимодействующую с первой и второй сигнальными системами. Такое выделение новой сигнальной системы, вероятно, вполне оправдано, так как факт наличия неосознаваемой мыслительной деятельности, осуществляемой на невербальном уровне, сегодня доказан многими исследователями. С другой стороны, известно, что мышление не является атрибутом животных, поэтому неосознаваемое мышление не может быть реализовано структурами коры, входящими в состав первой сигнальной системы.

Если наше предположение будет воспринято, то тогда можно считать, что все перцептивные и когнитивные процессы первоначально реализуются с участием структур третей сигнальной системы. Часть результатов этой деятельности передается структурам второй сигнальной системы, на основании чего принимаются новые нестандартные решения, адекватные текущей ситуации.

Физиологические основы внимания и воли.

Общее представление о внимании. Внимание – это направленность и сосредоточенность психичес­кой деятельности на определенном объекте или объектах, в том чис­ле на объектах внешнего мира (внешне направленное внимание), на психической деятельности, переживаниях, мыслях (внутри направлен­ное внимание), которое обеспечивает более эффектив­ное восприятие приоритетной информации. Внимание можно рассматривать как наиболее активное состояние бодрствования. Внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержа­ния, так как оно отражает процесс познавательной деятельности.

Различают три вида внимания: 1) непроиз­вольное внимание (оно тождественно ориентировочному рефлексу), которое не требует усилий воли; 2) произвольное (избирательное, селективное) внимание, предс­тавляющее собой условнорефлекторный процесс, требующий усилий воли; 3) вторично непроизвольное внимание, объектом которого яв­ляются предметы внешнего мира, имеющие отношение к профессиональ­ной деятельности. Считается, что все виды внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиоло­гические механизмы.

В литературе рядом авторов, полагающих, что внимание является самостоятельным психическим процессом, предлагается выделять такие его виды, или формы, как сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и т.п.), моторное, интеллектуальное и эмоциональное. Кли­ника очаговых поражений показывает, что эти виды внимания могут страдать независимо друг от друга и в их обеспечении, по-видимому, принимают участие разные отделы мозга.

В психологии внимание характеризуется объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением и распределением. 1). Объем внимания отражает число объектов одновременного наблюдения. Считается, что оптимальным для человека является 5+2 объекта. При меньшем числе объектов наблюдений может развиваться явление монотонии, скуки, приводящее к снижению устойчивости внимания, а при большем числе объектов быстро снижается способность к психической деятельности, т.е. развивается умственное утомление. 2). Концент­рация внимания (помехоустойчивость) отражает интенсивность психи­ческой деятельность, затраты «нервной» энергии, степень возможного распределения внимания на другие его объекты. 3). Устойчивость внимания отражает способность человека к сохранению высокой кон­центрации внимания в течение определенного времени; известно, что внимание периодически флюктуирует, т.е. спонтанно снижается, а затем также спонтанно может восстановиться до исходного уровня. Даже у взрослых людей спонтанное снижение концентрации внимания наступает каждые 15 минут. 4). Переключение внимания указывает на способность быстрого перехода от одного объекта внимания к другому. 5). Распределение внимания отражает способность человека нап­равлять внимание одновременно на несколько объектов.

Непроизвольный рефлекс возникает в том случае, когда к нейронам новизны и нейронам тождества подключены единицы кратковременной памяти, а произвольный ориентировочный рефлекс (произвольное внимание) – при связи этих нейронов с единицами долгосрочной памяти, которые обеспечивают произвольное удержание шаблона. Произвольное внимание – условнорефлекторный процесс, благодаря которому происходит дополнительная активация нейронов коры больших полушарий в ответ на условный сигнал, а вторично непроизвольное внимание – как ва­риант автоматизации этого условного рефлекса. Таким образом, фор­мирование произвольного внимания происходит в соответствии с фор­мированием любого «интеллектуального» условного рефлекса: вначале наблюдается генерализованный ответ, т.е. активация коры больших полушарий происходит в ответ на серию близких по значению сигна­лов, затем наступает этап специализации, при котором активация коры происходит лишь на определенный сигнал. Для этого вида реф­лексов характерны явления внешнего и внутреннего торможения, в том числе дифференцировочного, запаздывающего и угасательного. Особенно наглядно формирование произвольного внимания у студентов первого курса – в первые дни занятий для них большой трудностью является концентрация внимания на выполнении домашних заданий.

Расстройство внимания встречается достаточно часто, в том числе рассеянность (т.е. неспособность к длительному сосредоточен­ному вниманию и частая отвлекаемость), чрезмерная подвижность внимания, инертность внимания, патологическая фиксация внимания на ограниченном круге представлений и мыслей. Все эти виды расс­тройств наблюдаются при повреждении лобных долей и гиппокампа, а также при невротических состояниях. Кли­ника очаговых поражений показывает, что отдельные виды внимания (сенсорное, двигательное, эмоциональное и интеллектуальное) могут нарушаться независимо друг от друга, что косвенно свидетельствует о наличии специальных корковых структур, обеспечивающих формирование соответствующих видов внимания.

Ориентировочно-исследовательская деятельность. Часто вслед за возникновением ориентировочного рефлекса, т.е. после настройки анализаторов на луч­шее восприятие нового стимула возникают исследователь­ские реакции как компоненты ориентировочно-исследовательского поведения, которые направлены на более детальное ознакомление с сенсорным сигналом, вызвавшим ориентировочный рефлекс. Такая деятельность побуждается самостоя­тельной потребностью в получении новой информации, необходимой, согласно П.В. Симо­нову, для саморазвития индивида. Получение новой информации можно рассматривать как подкрепление условнорефлекторной деятельности, которое вызывает усиление секреции эндогенных опиатов, в связи с чем возникают положительные эмоции и возбуждаются нейроны центров удовольствия.

Воля и возможные ее физиологические механизмы. Когда человек принимает решение и собирается его реализо­вать, т.е. добиться желаемого успеха, то ему нужно для этого со­вершить действие. Однако часто совершение такого действия сопря­жено с различного рода препятствиями. Порой они бывают настолько сильны, что преодолеть их невозможно. Иногда эти препятствия нич­тожны, пустяковые. Но во всех этих случаях нужен специальный ме­ханизм, позволяющий осознать препятствия и преодолеть их. Такой механизм существует в мозге, а его внешним проявлением является особый психический процесс, получивший название «воля». Существу­ют различные варианты определения этого важнейшего компонента человеческой психики: 1) воля – это регулирующая сторона сознания, благодаря которой человек способен совершать преднамеренные дейс­твия, преодолевая при этом различные трудности, препятствия; 2) воля – это пусковой и тормозный процесс, направленный на достиже­ние цели; 3) воля – это осознанный контроль поведения; 4) воля – это процесс, благодаря которому происходит стабилизация поведе­ния, направленного на удовлетворение доминирующей потребности; 5) воля – это процесс осознания необходимости достижения цели, нес­мотря на препятствия. Навязывание своей воли другому человеку на­зывается внушением.

По мнению И.П. Павлова, физиологической основой воли являет­ся «рефлекс свободы» или «рефлекс сопротивления». Этот врожденный рефлекс представляет собой реализацию потребности преодоления препятствий, в том числе преодоления других мотиваций. Современ­ная физиология полагает, что лобная кора совместно с гипоталаму­сом является тем субстратом, который осуществляет контроль пове­дения, т.е. волю. Именно взаимодействие этих двух структур приво­дит к стабилизации поведения, направленного на удовлетворение до­минирующей потребности. При повреждении этих структур наблюдает­ся безволие.

Среди таких понятий ВНД как потребность, мотивация, дейс­твие, цель, положительные и отрицательные эмоции, подкрепление понятие «воля» занимает важное место: за счет воли потребность порождает мотивацию; одновременно за счет воли реализуется действие, направленное на удовлетворение потребности. Возникающие при достижении цели положительные эмоции служат своеобразной наг­радой или подкреплением для волевого механизма. Отрицательные эмоции, возникающие при отсутствии видимого достижения цели, так­же служат стимулом для реализации волевого усилия, так как они повышают психическую, вегетативную и соматическую активность.

Воля представляет собой условнорефлектор­ный процесс, сформированный на базе безусловного рефлекса свобо­ды. Очевидно, что существует множество образовавшихся в онтогене­зе условных рефлексов, составляющих сущность контроля поведения. Например, человек может обладать огромной волей в достижении тру­довых успехов и быть почти безвольным в обыденной жизни. Подкреп­ление в виде положительных эмоций, вероятно, играет исключительно важную роль в формировании рефлексов воли. С этой точки зрения, как и любые другие условные рефлексы, рефлексы контроля поведения проходят стадию генерализации, стадию специализации и стадию ав­томатизации; тем самым формируются волевые умения и навыки. Внеш­нее и внутреннее торможение играет важную роль в реализации реф­лексов контроля поведения.

Волевой процесс отражается следующими положительными и отри­цательными (при отсутствии воли) качествами личности: 1) целеуст­ремленность или слабоволие (безволие); 2) настойчивость и упорс­тво или упрямство и негативизм; 3) решительность и смелость или нерешительность, трусость; 4) инициативность и самостоятельность или безынициативность, зависимость; 5) выдержка и самообладание или невыдержанность, «вспыльчивость»; 6) дисциплинированность или «разболтанность». При явной патологии наблюдается абулия или ап­раксия, т.е. отсутствие побуждений к действию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: