С Уважением, Александра Сергеевна
Задание 1. Составить самостоятельно конспект лекций по двум темам – в печатном виде присылаете мне, в письменном виде себе в конспект (проверю в конце семестра письменный вид).
Тема 1. Занятость как основа социализации молодежи (Теории социализации молодежи в зарубежной и отечественной социологии молодежи. Молодежь в системе образования и воспитания. Специфика образовательной и профессиональной подготовки молодежи в Росси на современном этапе. Внешкольное образование учащейся молодежи. Профессиональное образование молодежи. Послевузовское образование и обучение молодежи. Молодежь и наука. Проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи. Проблемы трудоустройства молодежи. Специфика труда молодого специалиста.)
Тема 2.Молодежные субкультуры (Субкультра: понятие, типология. «Субкультура молодежи» и «молодежная субкультура». «Молодежная субкультура» как способ самореализации. Основные теории возникновения «молодежных субкультур». Типология и классификация «молодежных субкультур».)
Задание 2. Выбираете тему и пишете реферат на 5-7 страниц. Тема у всех должна быть разная, распределите между собой.
1. Социология молодежи как отраслевая дисциплина
2. Методы социологического изучения молодежи.
3. Организация исследований в молодежной среде.
4. История социологии молодежи в Западной Европе и США
5. Развитие социологии молодежи в России: периодизация, основные направления теоретических и прикладных исследований, школы
6. Социально-демографические характеристики молодежи в России с конца 1980-х гг. до начала XXI в.
7. Региональная специфика социально-демографических характеристик молодежи в России (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
|
8. Теории социализации молодежи в зарубежной и отечественной социологии молодежи.
9. Специфика образовательной и профессиональной подготовки молодежи в Росси на современном этапе.
10. Проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи.
11. Проблемы трудоустройства молодежи.
12. Основные тенденции в изменении ценностных ориентиров Российской молодежи в конце 1980-х гг. – начале XXI в.
13. Основные тенденции в эволюции семейно-брачных ценностей в молодежной среде.
14. Статистические характеристики религиозности молодежи в РФ в 1990-е гг. – начале XXI в.
15. Этнокультурные ценности в молодежной среде.
16. Субкультра: понятие, типология и классификация.
17. «Субкультура молодежи» и «молодежная субкультура»
18. «Молодежная субкультура» как способ самореализации
19. Основные теории возникновения «молодежных субкультур»
20. Типология и классификация «молодежных субкультур».
Задание 3. Тест (выделить жирным правильный ответ)
1. Социология молодежи –
1. это отраслевая социология, предметом которой является представление о молодёжи как о теоретизированной реальности, выраженной в онтологической схеме;
2. это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.
3. это отраслевая социология, изучающая молодёжь как группу людей молодого возраста, находящуюся на определенной стадии психического развития.
2. В чём заключается сходство в проблематике социологии молодёжи и социологии семьи, социологии культуры и социологии образования?
|
1. возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений;
2. проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения;
3. особенности психики и физического развития.
3. Основные направления исследований в социологии молодёжи:
1. психоаналитическое, демографическое, статистическое;
2. историческое, функционалистское, политологическое;
3. психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое.
4. В настоящее время в определении возрастных границ существует 3 основных подхода:
1. демографический, статистический, социологический;
2. психоаналитический, культурологический, структурно-функциональный;
3. исторический, демографический, психологический.
5. Целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни – это
юность; 2. поколение; 3. молодёжь.
6. Глубже понять и объяснить процесс социализации молодежи и его результативность позволили
концепция социализации Лоренса Кольберга;
концепция социализации Нэнси Чадороу;
концепция социализационной нормы, характеристика отклоняющейся социализации, типология процессов социализации, особенности и траекторная модель социализации молодежи.
7. На уровень рождаемости и состояние брачно-семейных отношений оказывает влияние
1. распространение в молодежной среде альтернативных традиционной форм семейно-брачных взаимоотношений;
|
2. распространение девиантного поведения в молодёжной среде;
3. снижение уровня образования современной молодёжи.
8. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:
1. верно;
2. неверно.
Задание 4.
Текст. Автор текста — немецкий социолог К. Манхейм (1893—1947).
...что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь — это оживляющий
посредник.
Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все
считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения
впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и
реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если
мы утверждаем, что молодежь — это оживляющий посредник в социальной
жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые,
будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа
авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот
факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка.
Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к
пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в
развитии. <.„>
С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст
половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в
общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с
хаосом антагонистических оценок. <...>
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она —
потенция, готовая к любому начинанию. <...> У молодежи еще нет
закрепленных законом интересов ни экономических, ни ценностных,
имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что
в юности многие действуют как ревностные революционеры или
реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей,
переходят в оборону и выступают за сохранение status quo. На языке
социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во
многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой
старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной
законом заинтересованности в существующем порядке — они еще не
сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С
моей точки зрения, эта позиция аутсайдера — гораздо более важный
фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем
биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других
групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества,
таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий — поэты, артисты
и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь
возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо
мобилизовать и интегрировать движение.
Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. — М., 1994. — С. 445—446.
Вопросы и задания.
1. Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи?
2. Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения.
3. С позицией каких других групп и индивидов совпадает социальная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения?
4. Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию?
5. Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения.
6. По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?
Задание 5.
Законспектировать основные понятия:
Социальная группа — совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе общих интересов, установок, норм совместной деятельности, разделяемых ожиданий каждого члена группы по поводу других.
Социальный институт — устойчивая форма организации и регулирования взаимодействий социальных общностей внутри и между ними на основе сложившихся неформальных и формальных норм, правил, образцов и стандартов поведения и системы санкций за их невыполнение для удовлетворения насущных общественных потребностей, обеспечения стабильности и развития общественной системы.
Институционализация — процесс становления, функционирования и развития социального института.
Современные институты общества — институты, отличительными чертами которых выступают открытость, массовость, демократичность, интернациональный характер, высокий уровень формализации.
Традиционные институты общества — институты основываются на жестко предписанных, предопределенных традициях, обычаях и правилах поведения и на родственных связях.
Семья — основанное на браке или родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Религия — система верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы.
Образование — социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных структур.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Девиантное поведение — поступки и действия людей, вступающие в противоречие с нормами, представлениями, ценностями, утвердившимися в данной группе или обществе.
Нормы поведения — стандарты или правила поведения, регулирующие социальные взаимодействия и общественную жизнь.
Социальный контроль — способ регуляции поведения социальных субъектов с помощью нормативных механизмов с целью согласования требований и ожиданий личности и общества.
Санкция — механизм социального контроля, направленный на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с социальной ролью.
Социальный процесс — последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе.
Модернизация — изменения общества, его элементов посредством придания им соответствующих данному времени свойств и качеств.
Глобализация — процесс усиления взаимосвязи мировых обществ, государств, предполагающий становление единых унифицированных (в политико-правовом, экономическом, социокультурном плане) мировых систем