Задание 3. Тест (выделить жирным правильный ответ)




С Уважением, Александра Сергеевна

 

Задание 1. Составить самостоятельно конспект лекций по двум темам – в печатном виде присылаете мне, в письменном виде себе в конспект (проверю в конце семестра письменный вид).

Тема 1. Занятость как основа социализации молодежи (Теории социализации молодежи в зарубежной и отечественной социологии молодежи. Молодежь в системе образования и воспитания. Специфика образовательной и профессиональной подготовки молодежи в Росси на современном этапе. Внешкольное образование учащейся молодежи. Профессиональное образование молодежи. Послевузовское образование и обучение молодежи. Молодежь и наука. Проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи. Проблемы трудоустройства молодежи. Специфика труда молодого специалиста.)

Тема 2.Молодежные субкультуры (Субкультра: понятие, типология. «Субкультура молодежи» и «молодежная субкультура». «Молодежная субкультура» как способ самореализации. Основные теории возникновения «молодежных субкультур». Типология и классификация «молодежных субкультур».)

Задание 2. Выбираете тему и пишете реферат на 5-7 страниц. Тема у всех должна быть разная, распределите между собой.

1. Социология молодежи как отраслевая дисциплина

2. Методы социологического изучения молодежи.

3. Организация исследований в молодежной среде.

4. История социологии молодежи в Западной Европе и США

5. Развитие социологии молодежи в России: периодизация, основные направления теоретических и прикладных исследований, школы

6. Социально-демографические характеристики молодежи в России с конца 1980-х гг. до начала XXI в.

7. Региональная специфика социально-демографических характеристик молодежи в России (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

8. Теории социализации молодежи в зарубежной и отечественной социологии молодежи.

9. Специфика образовательной и профессиональной подготовки молодежи в Росси на современном этапе.

10. Проблемы профессиональной подготовки и занятости молодежи.

11. Проблемы трудоустройства молодежи.

12. Основные тенденции в изменении ценностных ориентиров Российской молодежи в конце 1980-х гг. – начале XXI в.

13. Основные тенденции в эволюции семейно-брачных ценностей в молодежной среде.

14. Статистические характеристики религиозности молодежи в РФ в 1990-е гг. – начале XXI в.

15. Этнокультурные ценности в молодежной среде.

16. Субкультра: понятие, типология и классификация.

17. «Субкультура молодежи» и «молодежная субкультура»

18. «Молодежная субкультура» как способ самореализации

19. Основные теории возникновения «молодежных субкультур»

20. Типология и классификация «молодежных субкультур».

Задание 3. Тест (выделить жирным правильный ответ)

1. Социология молодежи –

1. это отраслевая социология, предметом которой является представление о молодёжи как о теоретизированной реальности, выраженной в онтологической схеме;

2. это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений.

3. это отраслевая социология, изучающая молодёжь как группу людей молодого возраста, находящуюся на определенной стадии психического развития.

2. В чём заключается сходство в проблематике социологии молодёжи и социологии семьи, социологии культуры и социологии образования?

1. возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений;

2. проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения;

3. особенности психики и физического развития.

3. Основные направления исследований в социологии молодёжи:

1. психоаналитическое, демографическое, статистическое;

2. историческое, функционалистское, политологическое;

3. психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое.

 

4. В настоящее время в определении возрастных границ существует 3 основных подхода:

1. демографический, статистический, социологический;

2. психоаналитический, культурологический, структурно-функциональный;

3. исторический, демографический, психологический.

5. Целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни – это

юность; 2. поколение; 3. молодёжь.

6. Глубже понять и объяснить процесс социализации молодежи и его результативность позволили

концепция социализации Лоренса Кольберга;

концепция социализации Нэнси Чадороу;

концепция социализационной нормы, характеристика отклоняющейся социализации, типология процессов социализации, особенности и траекторная модель социализации молодежи.

7. На уровень рождаемости и состояние брачно-семейных отношений оказывает влияние

1. распространение в молодежной среде альтернативных традиционной форм семейно-брачных взаимоотношений;

2. распространение девиантного поведения в молодёжной среде;

3. снижение уровня образования современной молодёжи.

8. В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:

1. верно;

2. неверно.

Задание 4.

Текст. Автор текста — немецкий социолог К. Манхейм (1893—1947).

...что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь — это оживляющий

посредник.

Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все

считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения

впоследствии оказалась ошибочной, и мы узнали, что консервативные и

реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если

мы утверждаем, что молодежь — это оживляющий посредник в социальной

жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые,

будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа

авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот

факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка.

Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к

пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в

развитии. <.„>

С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст

половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в

общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с

хаосом антагонистических оценок. <...>

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она —

потенция, готовая к любому начинанию. <...> У молодежи еще нет

закрепленных законом интересов ни экономических, ни ценностных,

имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что

в юности многие действуют как ревностные революционеры или

реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей,

переходят в оборону и выступают за сохранение status quo. На языке

социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во

многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой

старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной

законом заинтересованности в существующем порядке — они еще не

сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С

моей точки зрения, эта позиция аутсайдера — гораздо более важный

фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем

биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других

групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества,

таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий — поэты, артисты

и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь

возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо

мобилизовать и интегрировать движение.

Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. — М., 1994. — С. 445—446.

 

Вопросы и задания.

 

1. Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи?

2. Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения.

3. С позицией каких других групп и индивидов совпадает социальная позиция молодежи? Чем автор объясняет причины этого совпадения?

4. Автор утверждает, что «молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию». Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию?

5. Как вы считаете, можно ли отнести характеристики молодежи, названные автором, к объективным признакам? Аргументируйте свою точку зрения.

6. По мнению большинства современных социологов, возраст молодости начинается примерно в 16 лет и заканчивается в 30 лет. Чем они объясняют наступление возраста зрелости? Совпадает ли позиция автора с позицией ученых-социологов?

Задание 5.

Законспектировать основные понятия:

Социальная группа — совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе общих интересов, установок, норм совместной деятельности, разделяемых ожиданий каждого члена группы по поводу других.

Социальный институт — устойчивая форма организации и регулирования взаимодействий социальных общностей внутри и между ними на основе сложившихся неформальных и формальных норм, правил, образцов и стандартов поведения и системы санкций за их невыполнение для удовлетворения насущных общественных потребностей, обеспечения стабильности и развития общественной системы.

Институционализация — процесс становления, функционирования и развития социального института.

Современные институты общества — институты, отличительными чертами которых выступают открытость, массовость, демократичность, интернациональный характер, высокий уровень формализации.

Традиционные институты общества — институты основываются на жестко предписанных, предопределенных традициях, обычаях и правилах поведения и на родственных связях.

Семья — основанное на браке или родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Религия — система верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы.

Образование — социальный институт, реализующий в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных структур.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Девиантное поведение — поступки и действия людей, вступающие в противоречие с нормами, представлениями, ценностями, утвердившимися в данной группе или обществе.

Нормы поведения — стандарты или правила поведения, регулирующие социальные взаимодействия и общественную жизнь.

Социальный контроль — способ регуляции поведения социальных субъектов с помощью нормативных механизмов с целью согласования требований и ожиданий личности и общества.

Санкция — механизм социального контроля, направленный на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с социальной ролью.

Социальный процесс — последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе.

Модернизация — изменения общества, его элементов посредством придания им соответствующих данному времени свойств и качеств.

Глобализация — процесс усиления взаимосвязи мировых обществ, государств, предполагающий становление единых унифицированных (в политико-правовом, экономическом, социокультурном плане) мировых систем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: