Всякая деятельность персонала предприятия должна соответствовать существующему механизму рыночных трудовых отношений в современном производстве и обеспечивать высокий рост производительности труда.
Производительность труда выражается количеством продукции (работ, услуг), произведенной одним работником в единицу времени (выработкой), или количеством рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции (трудоемкостью):
,
где В - выработка в натуральных или условно-натуральных показателях;
Q - количество произведенной продукции (работ, услуг) в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;
NCC – среднесписочная численность работников, чел.;
ТР - трудоемкость в чел-час на единицу продукции;
tобщ - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-час.
В наиболее общем плане известны три метода измерения производительности труда: натуральный, стоимостный, трудовой.
Натуральный метод применяется, когда объем произведенной продукции (работ, услуг) выражается в натуральных единицах измерения. Продукция (услуги) транспорта измеряется количеством тонно-километров, пассажиро-километров и платных километров пробега. На показатель производительности труда, выраженный в натуральных единицах, влияет целый ряд объективных факторов: структура автомобильного парка, номенклатура и структура объема перевозок, расстояние перевозки, соотношение между объемом перевозок пассажиров в городе, пригороде и междугородном сообщении, расстояние поездки пассажиров и др.
В силу этих причин показатели производительности труда в натуральных единицах могут оказаться несопоставимыми. В настоящее время наиболее распространенным и принятым на автомобильном транспорте методом измерения производительности труда является стоимостной, который может быть применен при разной номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг). Однако и стоимостной метод имеет недостатки, связанные с несовершенством тарифов как измерителей объема транспортной продукции, наличием «выгодных» и «невыгодных» перевозок и т.д.
|
Трудовой метод применяется, когда общий объем результатов производства выражают в нормо-часах.
Рост производительности труда работников АТП зависит от таких факторов, как техническое перевооружение и более полное использование имеющейся техники, улучшения организации транспортного процесса, труда, производства и управления.
Относительная экономия затрат труда ЕТР за счет технического перевооружения и улучшения организации транспортного процесса определяется по формуле:
,
где nб - численность персонала в базовом периоде, чел.;
ID - индекс изменения суммарных доходов;
Уn - удельный вес численности персоналу, который берет участие в данном мероприятии,%;
Тсн - снижение трудоемкости работ в результате внедрения данного мероприятия, %.
Относительная экономия затрат труда за счет организации труда ЕТР определяется по формуле:
,
где tпл – плановые потери рабочего времени, %;
tф - фактические потери рабочего времени в базовом периоде, %;
Уn – удельный вес численности производственного персонала, %;
ЭN - экономия численности работников за счет предыдущих факторов, чел.
Рост производительности труда Wpост за счет комплекса факторов определяют по формуле:
|
,
где ЭТР - относительная экономия расходов труда; чел;
ЭТР = NбID - Nпл,
где Nпл - плановая численность персонала рассматриваемого периода, чел.
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой производительность труда? Как она измеряется?
2. В каких единицах измеряется производительность труда в АТП?
3. Проанализировать необходимость и основные факторы роста производительности.
4. Назвать преимущества и недостатки современных методов измерения производительности труда: натурального, стоимостного, трудового.