Лекция 17. Организация и производительность труда.




Всякая деятельность персонала предприятия должна соответствовать существующему механизму рыночных трудовых отношений в современном производстве и обеспечивать высокий рост производительности труда.
Производительность труда выражается количеством продукции (работ, услуг), произведенной одним работником в единицу времени (выработкой), или количеством рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции (трудоемкостью):

,

где В - выработка в натуральных или условно-натуральных показателях;

Q - количество произведенной продукции (работ, услуг) в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;

NCC – среднесписочная численность работников, чел.;

ТР - трудоемкость в чел-час на единицу продукции;

tобщ - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-час.

В наиболее общем плане известны три метода измерения производительности труда: натуральный, стоимостный, трудовой.

Натуральный метод применяется, когда объем произведенной продукции (работ, услуг) выражается в натуральных единицах измерения. Продукция (услуги) транспорта измеряется количеством тонно-километров, пассажиро-километров и платных километров пробега. На показатель производительности труда, выраженный в натуральных единицах, влияет целый ряд объективных факторов: структура автомобильного парка, номенклатура и структура объема перевозок, расстояние перевозки, соотношение между объемом перевозок пассажиров в городе, пригороде и междугородном сообщении, расстояние поездки пассажиров и др.

В силу этих причин показатели производительности труда в натуральных единицах могут оказаться несопоставимыми. В настоящее время наиболее распространенным и принятым на автомобильном транспорте методом измерения производительности труда является стоимостной, который может быть применен при разной номенклатуре выпускаемой продукции (работ, услуг). Однако и стоимостной метод имеет недостатки, связанные с несовершенством тарифов как измерителей объема транспортной продукции, наличием «выгодных» и «невыгодных» перевозок и т.д.

Трудовой метод применяется, когда общий объем результатов производства выражают в нормо-часах.

Рост производительности труда работников АТП зависит от таких факторов, как техническое перевооружение и более полное использование имеющейся техники, улучшения организации транспортного процесса, труда, производства и управления.

Относительная экономия затрат труда ЕТР за счет технического перевооружения и улучшения организации транспортного процесса определяется по формуле:

,

где nб - численность персонала в базовом периоде, чел.;

ID - индекс изменения суммарных доходов;

Уn - удельный вес численности персоналу, который берет участие в данном мероприятии,%;

Тсн - снижение трудоемкости работ в результате внедрения данного мероприятия, %.

Относительная экономия затрат труда за счет организации труда ЕТР определяется по формуле:

,

где tпл – плановые потери рабочего времени, %;

tф - фактические потери рабочего времени в базовом периоде, %;

Уn – удельный вес численности производственного персонала, %;

ЭN - экономия численности работников за счет предыдущих факторов, чел.

Рост производительности труда Wpост за счет комплекса факторов определяют по формуле:

,

где ЭТР - относительная экономия расходов труда; чел;

ЭТР = NбID - Nпл,

где Nпл - плановая численность персонала рассматриваемого периода, чел.

 

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой производительность труда? Как она измеряется?
2. В каких единицах измеряется производительность труда в АТП?
3. Проанализировать необходимость и основные факторы роста производительности.
4. Назвать преимущества и недостатки современных методов измерения производительности труда: натурального, стоимостного, трудового.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: