Земля, вода, огонь, воздух




Игры народов Забайкалья

 

 

Авторы составители:

методисты отдела «Солнечный круг»

Волокитина Валентина.

Пугаев Андрей.

 

Краткая аннотация

 

В Забайкальском крае, проживает более полутора миллиона человек, принадлежащих к разным народностям. Соседствуя так близко с разными национальностями, мы неосознанно или осознанно перенимаем элементы их культуры, быта, обрядов, ремесла, и.т. д. нейтрально и интересно перенимать это всё через игру. Народная игра является универсальным средством передачи знаний, умений, опыта, традиций и несёт в себе сакральное смыслы, обеспечивая приобщение детей к духовным и религиозным ценностям. В этом сборнике мы, хотим ближе познакомить вас, с играми народностей которые проживают с нами на одной территории.

 

Содержание:

Бурятские игры.

1. Слепая баба

2. Верблюжонка верблюд ловит.

3. Поиски шила и ножниц.

4. Ястреб и утка.

5. Игра в лодыжки.

6. Лодыжки.

7. Раковицу гонять.

8. Белое дерево.

Азербаджанские игры.

1. Палочка выручалочка.

2. Отдай платочек.

3. Чёрный паша.

Армянские игры.

1. Пастух.

2. Козлик-козлик.

3. Крепость.

4. Похитители огня.

5. Земля, вода, огонь, воздух.

6. Три камня.

 

7. Прятки.

 

8. Дедушка, мой дед.

 

9. Цветы и ветерки.

 

Русские народные игры:

1. Змейка

2. Салки

3. Кошки-мышки

4. Ворота

5. Золотые ворота

6. Золотые ворота - круговые

7. Капканы

8. Гарелки

9. Два мороза

10. Казаки разбойники

11. Волк и овцы

12. Жмурки

13. Царь горы

14. Филин и пташки

15. Фанты

16. Краски

17. Горелки

18. Пятнашки

19. Кот и мышь

20. Мячик кверху

21. Лапта

22. Переменки

23. Ляпка

24. Ловишка в кругу

25. Заря

26. Игровая

27. Почта

28. Коршун

29. Гуси

30. Большой мяч

Якутские народные игры

1. Вестовые

Удмуртские народные игры

1. Удмуртские горелки

2. Поляна и жердь

Марийские народные игры

1. Бой петухов

2. Колышки

Башкирская народная игра

1. Жмурки (в кругах)

2. Липкие пеньки

3. Перетягивание каната

4. Бег с яйцом

Татарские народные игры

1. Маляр и краски

2. Хромая лиса

3. Спутанные кони

4. Читанме,бузме

5. Скок-перескок

6. Продаем горшки

Игры народов Коми

1. Чур, все!

2. Стой, олень

Осетинские народные игры

1. Слепой медведь

2. Перетягивание

Дагестанские народные игры

1. Шапка канатоходца

2. Отгадай

3.

4.

Украинские народные игры

1. Хромая уточка

2. Волк и козлята

3. Коты

4. Квач

Китайские народны, настольные игры

1. Кости

2. Лжец

3. Игра в 13

4. Крепс

5. Мартинетти и огайо

6. Отложи пустую

7. Чикаго

8. Морские кости

9. Бак Дайс

10. Хай Дайс

11. Свинья

12. Тузы

13. Четыре кубика

14. Банк на костях

15. Блеф

 

БУРЯТСКИЕ ИГРЫ:

«Слепая баба»

(Хохор хамга-шаалга) носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от «слепой бабы», как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра типа «Жмурок».

Преобразились популярные в народе праздники игровых танцев и песен («Наа-дан») и праздник народных спортивных состязаний и игр («Сурхарбан»). Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными. В современный «Сурхарбан» входит целый комплекс народно-национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба (барилдаан), бег, прыжки и др.

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры «Шагай», игры «Хонгордоолго», «Таалсалга» и др.). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец» - «Баабгайн наадан», «Танец тетеревов» - «Хурайн наадан» и др.). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

Континентальный климат края с его коротким летом и долгой суровой зимой также отразился на тематике игр (например, игра «Рукавицу гнать» - «Бээлэй тууха»).

 

«Верблюжонка верблюд ловит» (Ботогон буурашалга)

В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).

Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Правила:

«Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.

«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

 

«Поиски шила и ножниц» «Шубгэшоолгэ»

Участвует в этой игре 7-15 человек, чаще младшие школьники.

Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку - «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д. В это время играющие говорят: «Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу. Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива). «Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков).. «Баба», вернувшись, спрашивает: «Где моя дочь?» Ей отвечают: «Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».

Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.

У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель - отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь».

Правила.

Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.

Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс.

«Ястреб и утка» (Нашан Нугахан)

Играют 10-20 и более мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста (на лужайке или площадке длиной 30-50 м и шириной 10-15 м).

Описание. 2-3 участника по желанию вызываются быть «утками», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «озеро» (круг радиусом 1-2 м). В 10-15 м от него становятся в 1-3 ряда произвольно (на расстоянии 0,5-1,5 м друг от друга) все играющие, изображают «заросли камыша». В 10-15 м от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м - «ястреб» (рисунок). Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к «уткам», чтобы «поймать» (осалить) их. Иногда он взмахивает при этом руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камыша», потом в «озере», в котором их салить уже нельзя. Та из них, которую «ястреб» осалит, выбывает из игры. Когда остальные «утки» спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию. Это же делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается она, когда «ястреб» поймает всех «уток» или убедится, что не в силах их переловить. Тогда вызывается быть «ястребом» другой участник и игра повторяется. Иногда «ястребу» заранее дают ограниченный срок - 5-15 мин или 2-3 попытки.

Правила:

Игроки, изображающие камыши, могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыш» туловищем, но тоже без участия рук.

«Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже чем через раз задерживаться в «камышах», пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

Игры с предметами

Игра в лодыжки (Шагай)

«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 7-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

 

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.

Правила.

Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.

Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.

В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).

«Лодыжки»

Эта игра хорошо известна в Бурятии, где традици­онным занятием является скотоводство. Можно заме­нить «лодыжки» (косточки) на деревянные палочки примерно одного размера (5-7 см). Главное, чтобы они были достаточно удобны для захвата детской рукой (соответствовали ей по размеру, имели гладкую повер­хность без зазубрин и заноз).

Перед началом игры все «лодыжки» (в зависимос­ти от количества игроков их количество может менять­ся) выкладываются на стол, игроки располагаются вок­руг стола и договариваются между собой об очередно­сти. Первый игрок берет в руку одну «лодыжку» и подбрасывает ее высоко вверх. Пока «лодыжка» нахо­дится в воздухе, можно той же рукой схватить со сто­ла другие «лодыжки» и этой же рукой успеть поймать подброшенную «лодыжку».

Если при этом игрок не успеет ничего взять со сто­ла или уронит хоть один из предметов, то он считается проигравшим и должен вернуть все «лодыжки» в центр стола, а ход передать следующему игроку. Если водя­щий сумел поймать «лодыжку», не уронив ни одну «ко­сточку» — все они считаются его выигрышем, и он может продолжать игру, подбрасывая еще одну «лодыж­ку» вверх и захватывая другие «лодыжки» со стола до того момента, пока что-нибудь не уронит.

В конце игры победителем считается тот, кто успел собрать больше всех «лодыжек».

Правила:

1. Нельзя менять руку во время игры: водящий может ловить «лодыжки» любой рукой, но он не имеет права менять руку или ловить двумя руками сразу.

2. Надо строго соблюдать очередность и не сбивать порядок игры.

 

«Рукавицу гнать» (Бээлэй тууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.

Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу - как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего - обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.

 

 

Правила:

Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.

Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.

Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.

«Белое дерево»(Сагаан модон)

Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.

Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной 3-6 м) и короткая палочка (10 см длиной), свежеобструганная, белая (чтобы легче было найти ее ночью), без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.

Один из играющих бросает вдаль что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук!», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Бии олооб!» - и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.

Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.

Правила.

Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.

Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.

 

Азербаджанские игры:

Палочка-выручалочка

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в шеренгу друг против друга на расстоянии 8—10 м.

В середине площадки чертится круг, в котором на камень кладется доска (длиной 50 см, шириной 30 см), а на доску — двенадцать палочек.

По жребию одна из команд получает право начать игру.

Один игрок этой команды подходит к доске и с расстояния 1 —1,5 м бросает мяч в доску так, чтобы палочки разлетелись в разные стороны.

Пока вторая команда бежит за мячом, первая команда, бросившая мяч, должна быстро собрать палочки на доску.

Если первая команда успеет собрать палочки до того, пока вторая команда принесет мяч, то она считается выигравшей.

Если же вторая команда принесет мяч и осалит им игрока первой команды то выигрывает вторая команда. Правила игры.

Если начинающий игр) промахнулся, палочки не разлетелись, то праве начать игру передается другой команде.

Команда, начавшая игру, может продолжить ее, если игрокам удастся быстро собрать и положить палочки.

Отдай платочек

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одному из детей.

После этого игрок, стоящий в центре, дает команду: «Отдай платочек!» дети с платочками должны выбежать и отдать платочек ведущему.Побеждает тот, кто быстрее отдаст платочек. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Правила игры. Бежать и отдавать платочек можно только по сигналу.

платочек надо каждый раз давать разным детям.

Черный паша

Из числа играющих выбираются пастух, собака и врун.

Остальные изображают овец.

пастух играет на свирели, собаки сидят в засаде, овцы гуляют и как будто едят траву.

Вдруг врун зовет пастуха: «Эй, эй, эй, пастух, пастух».

пастух отзывается: «Что тебе?» Врун: «Братец пастух, мой дядя, Черный паша, говорит, что наша черная овца (называет приметы овцы) в вашу отару попала, и просит ее обратно».

пастух подводит вруна к отаре.

Тот неожиданно хватает одну из овец (берет игрока за руку) и убегает.

Увидев это, собака бежит за ним.

Если врун с овцой добежит до своего дома, то собака возвращается, а если собака догонит, то овца возвращается в стадо. Правила игры.

собака начинает ловить только тогда, когда врун схватил овцу.

Ловить в доме вруна нельзя.

Армянские игры:

Пастух

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные—овцы. Чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются пастух и овцы, по другую сторону сидит волк.

Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, не отдам!» Услышав, не отдам, волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец.

Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой.

Игра начинается сначала, но меняются роли. Правила игры. Волк переходит линию, только после слов не отдам.

Овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Козлик-козлик

У всех участников игры (играют от восьми до шестнадцати человек) имеются палки длиной 1 м.

Дети становятся шеренгой в центре площадки перед прямой линией.

Один конец палки они ставят на носок ноги, а другой ее конец придерживают указательным пальцем правой руки.

По сигналу ведущего игроки отрывают правую ногу от земли, отводят ее немного назад и с силой отбрасывают ею каждый свою палку.

Чья палка упадет ближе, тот, очень быстро повторяя козлик-козлик (эц-эц), собирает все палки и передает ведущему.

Игру начинают сначала, т.е.

играют два раза подряд.

Второму проигравшему завязывают глаза.

Он, размахивая палкой, должен по сигналу пойти вперед и постараться сбить палку, воткнутую в землю на расстоянии десяти — пятнадцати шагов от линии.

При удаче он возвращается и продолжает игру.

В случае проигрыша он соревнуется в беге с тем, чья палка была воткнута в землю.

Правила игры.

Бросать палки можно только по сигналу.

Проигравшему, идущему с завязанными глазами, нельзя подсматривать.

Проигравший соревнование в беге на время выбывает из игры.

 

Крепость

Игроки делятся на две команды.

Жеребьевкой определяют, какая из команд будет нападать, а какая будет защищать крепость.

В центре поля кладут доску (камень) — это и есть крепость.

По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников.

Нападающие расхо-дятся в разные стороны.

Крепость считается завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и заговаривают с ними, стараясь их отвлечь.

Когда нападающие сжимают кольцо защиты, представители последней стремятся поймать их.

В такой момент нападающие прорываются в крепость по прямой линии, и тогда защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры.

Нападающий, прорвавший цепь защитников, но не успевший поставить ногу на доску до того, как его поймают, тоже выходит из игры. Правила игры.

Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость.

Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но никто очко не получает.

Выигрывает команда, набравшая пять очков.

Похитители огня

Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30-40 м, шириной 15-20 м).В каждом углу чертится круг диаметром 2-4 м.

Каждый круг-крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, чертят линии опасности (или линии огня) длиной 2-3 м.

Играют две команды по десять - пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности.

Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма).Право начать игру первым определяется жеребьевкой.

По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков берет огонь и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы.

Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий игрок доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так продолжается игра до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену.

Правила игры.

Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки.

Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня.

Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно.

Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается.

Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе.Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника.

Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

Земля, вода, огонь, воздух

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!»- названием птицы.

При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Правила игры.

Ошибающийся не играет.

Три камня

Перед началом игры на площадке отмечают место, где должны быть положены один на другой 3 плоских предмета-камня. В 3-5 м от камней проводится линия, откуда игроки должны ударять мячом по камням. У камней остается водящий. Сбив камни, игроки разбегаются и прячутся.

Собрав камни на место, водящий с мячом в руках идет искать спрятавшихся. Увидя кого-либо, он называет его имя, бросает в него мяч и бежит к камням. Если он успеет вернуться к камням раньше найденного игрока, тот выходит из игры. Если найденный игрок оказывается у камней раньше, он сбивает камни и снова прячется.

Пока водящий ищет игроков, любой из них может выбежать и сбить камни. Если это удается сделать, то все пойманные игроки имеют право опять прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает всех игроков.

Правила игры.

Прятаться можно только тогда, когда будут сбиты камни.

Водящий ищет игроков после того, как он соберет и положит все камни на место. Назвав имя спрятавшегося игрока, водящий должен успеть прибежать к камням. Если названный игрок сумеет обогнать водящего, тот мячом выбивает его из игры.

Прятки

Играют две команды, которые возглавляют два капитана. Жеребьевкой определяют, кто будет прятаться, а кто- разыскивать. Для игры определяют «город»- дерево, стену, дверь и т.д.

Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Он ходит, все время выкрикивая: «Мы находимся… (называет местонахождение)!» Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать «город». Если же разыскивающие заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в «город».

Команда, прибежавшая в «город» раньше другой, получает очко. Прячущаяся команда может подбежать и завоевать «город» еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели. Правила игры.

При повторении игры, если выиграли искатели, все игроки меняются ролями, а если нет, продолжают играть в том же порядке.

 

Дедушка, мой дед

Две команды, взявшись за руки, выстраиваются в один ряд. Шеренгу возглавляет ведущий одной команды- дедушка-садовник.

В конце шеренги стоит дед другой команды. Он обращается к деду-садовнику: «Дедушка, мой дед, виноград поспел?» Тот отвечает: «Поспеть-то поспел, всех угощу, а тебе не дам!» «Как же угодить? - спрашивает второй дед.

На чем приехать, чтобы угостил?» «Приезжай на поезде!» - отвечает дед-садовник.«Пуб, пуб!»- подражая гудкам поезда, возглавляемая вторым дедом группа детей, держась за руки, направляется к садовнику.

Все проходят под руками садовника 1 и ближайшего к нему игрока. Последний игрок, не отпуская руки садовника, пропускает всех детей, направляющихся на свое место в шеренге, а сам вслед за ними поворачивается: его руки перекрещиваются спереди.

Во второй раз дедушка-садовник может пред-ложить другое: «Приезжайте с песней!» Группа, напевая, проходит между вторым и первым игроками, в результате второй игрок так же повернется, как и первый, не отпуская рук.Так продолжается до тех пор, пока обе группы не оказываются выстроившимися в ряд с перекрещенными руками.

Тогда дед-садовник предлагает взяться за работу.Он говорит: «Надо толочь чеснок!» «Чхх, чхх, чхх»,— повторяют дети дружно, прыгая на месте.

«Плачьте!» — приказывает дед.«Ууууу»,—плачут дети.«Смейтесь!» — говорит дед.

«Ха! ха! ха!» — смеются дети.«Ешьте теперь мед!» — предлагает дед.

«Ням, ням, ням»,— улыбаются дети.Дед-садовник может ограничиться двумя-тремя новыми заданиями.

Затем он говорит: «Солдат в плену, давайте поможем ему выйти из ямы.Дети начинают тянуть друг друга за руки в противоположные стороны, и цепь обрывается.

Выигрывает команда, где осталось больше детей, взявшихся за руки.Правила игры.В течение всей игры нельзя опускать руки и выходить из ряда.

На воп-росы надо отвечать четко и выполнять задания дружно.

Цветы и ветерки

В середине площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты, за ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты.Каждая команда — цветы и ветерки — стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.Игру начинают цветы, заранее выбравшие себе имя — название цветка.«Здравствуйте, ветерки!» — говорят они.

«Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки.«Ветерки, ветерки! — обращаются к ним цветы.Угадайте наши имена!»Ветерки начинают перечислять названия цветов.И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту.Правила игры.

По числу пойманных определяются очки. После одной игры команды меняются ролями. Играя условное число раз, определяют победителя по сумме очков.

Русские народные игры:

«Змейка»

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить на­правление движения всей группы: побежать в противо­положную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д.

Правила:

1. Все дети должны крепко держаться за руки, что­бы «цепочка» не порвалась.

2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

3. Хорошо использовать в игре естественные препят­ствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких овра­гов. При игре в помещении можно создать «полосу пре­пятствий» из больших кубиков или спортивных пред­метов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).

4. Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

«Салки»

Перед началом игры надо выбрать водящего («сал­ку»). По команде все дети кидаются врассыпную, а во­дящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребенка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!» Теперь этот ребенок ста­новится водящим и должен «осалить» другого.

Правила:

1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы.
2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сме­ной водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.

«Кошки-мышки»

Эту игру, так же как и «салки», начинают с выбора водящего («кошки»). Другие дети — «мышки» — раз­бегаются в разные стороны, а «кошка» пытается дог­нать их. Игрок, которого он коснулся рукой, становится водящим.

Правила:

1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.

2. Если «кошка» хочет догнать какого-то определен­ного ребенка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», т.е. называть другое имя и начинать гоняться за этим ребенком, если он оказался вблизи «пятнашки».

3. Все игроки должны внимательно следить за сме­ной водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии.

«Ворота»

Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднима­ют высоко над головой, образуя «ворота». Дети из по­следней пары быстро пробегают под воротами и вста­ют впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами.

Привила:

1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.

2. Нельзя задевать «ворота».

3. Во время игры можно изменять высоту ворот, по­степенно «опуская руки»: это значительно усложнит выполнение задания.

«Капканы»

Для этой игры выбирается несколько игроков, кото­рые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «воро­та»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опус­кают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, под­нимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки обра­зуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, про­бегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.

Правила:

1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.

2. Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «кап­каны».

3. В конце игры надо отметить самых ловких игро­ков и самый удачливый «капкан».

«Золотые ворота»

В начале этой игры (другие варианты ее названий: гусиный мост, золотой мост) выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота.

Водящие («солнце» и «луна») речитативом повто­ряют скороговорку:

Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй раз — запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спе­шат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной.

Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды.

Дальше команды устраивают между собой соревно­вания в перетягивании (каната или взявшись за руки).

«Золотые ворота - круговые»

В этой игре половина игроков образует круг, взяв­шись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая по­очередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота).

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже сто­явшими в круге, еще больший круг, и игра продолжа­ется. Постепенно цепочка игроков становится все коро­че, а детей в круге — все больше.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

Правила:

1. Нельзя останавливаться перед воротами и не вхо­дить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойман­ными.

2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

«Два Мороза»

Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов».

Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на про­тивоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Они гром­ко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: