Схема выставления баллов




Задания суммативного оценивания

За IV четверть по предмету «История Казахстана» 10 класс

 

Задание 1.

1. Соотнеси понятие и определение. Ранжируй их по значимости.

 

Понятие Определение  
  Традиции   Стереотипный образ поведения, принятый человеком и обществом. Предполагается их чередование в жёстко заданном порядке.
  Ритуал   Совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу.
  Обычай, обряд   Групповой опыт, выраженный в стереотипах поведения, передающихся из поколения в поколение. Выступают одним из регуляторов общественных отношений.
  Менталитет   Способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и человека.
  Культура   Ряд стереотипных действий имеющих символическое значение, сопровождающих религиозный акт или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.  

 

2. Ранжирование: 1 -; 2 -; 3 -; 4 -; 5 -.

3. Используя данные понятия, выделите особенности традиционного мировоззрения казахского народа. (не менее пяти)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

[ 11 ]

 

Задание 2.

Исследуйте ниже приведенные сакральные памятники Казахстана.

1. Классифицируйте их в схему, используя наименования типов памятников, видов и особенностей этих культурных объектов.

 

 
 


Памятники Казахстана

                                         
   
 
   
 
   
 
 
   
       
 
 
 
 
   
       
 
 
 

 


2. Обобщите, какие нравственные устои и моральные качества народа прославляют данные сакральные места? Почему Елбасы придает большое значение сакральным местам? Зачем составляются карты таких, значительных для народа, мест? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.Улытау, пик Аулиетау (Акмешит) – вершина гор Улытау. «Улытау» с казахского языка переводится как «великая гора», «большая гора». Сакральный смысл этих невысоких «главных почитаемых горы» понятен, так как с древнейших времен здесь были сокрыты святыни кочевников, древние захоронения. По легенде, в этих горах родился пророк Заратустра, в средневековье здесь были похоронены Жошы хан, Алаша хан, Тохтамыш хан, бий Едиге и другие выдающиеся наши предки. Эти священные горы – носители этнической памяти и величия.

2. Петроглифы Теректы аулие: в 445 километрах от Караганды расположилось урочище Теректы. Историко-археологический комплекс Теректы Аулие – Святой Тополь – состоит из галереи наскальных рисунков – петроглифов, неолитической стоянки, поселений древнего человека, некрополей-могильников эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы. Чаще других среди петроглифов Теректы Аулие встречаются изображения лошадей, а также двугорбых бактрианов, быков, козлов, оленей, змей, рысей и других хищников из породы диких кошек. Нарисованы и несколько пароконных колесниц. Особую категорию составляют изображения символичных знаков, геометрических фигур.

3. Мавзолей Айши биби – уникальный и интереснейший памятник архитектуры XII века, не имеющий аналогов в архитектурно-строительной культуре Казахстана и Средней Азии. Мавзолей декорирован великолепной по красоте сплошной облицовкой из терракотовых плит, украшенной орнаментами 60 видов. Мавзолей находится в селе Айша биби, Жамбылского района, Жамбылской области. Он является шедевром средневекового зодчества Караханидской эпохи, воздвигнутым у караванной тропы к югу от Акыртаса. Точных сведений о строительстве мавзолея не осталось, но он является памятником любви и скорби.

4. Мавзолей Бабаджа Хатун (Х–ХІ вв.). По легенде, после гибели Айши биби ее няня Бабаджа хатун становится его смотрителем, а после смерти ее хоронят в двадцати шагах от мавзолея девушки. Для преданной женщины построили специальный мавзолей и назвали ее именем – мавзолей Бабаджи хатун. Эти два строения являются величественными памятниками и святым местом для мусульман, которые совершают хадж. Сегодня к мавзолею приходят женщины просить о супружеском счастье и о потомстве.

5. Мавзолей Домбауыл примечателен тем, что является, по мнению многих ученых, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что оно было построено еще во времена владычества гуннов и было предназначено для культовых обрядов. Мавзолей построен из камня-плитняка на глиняном растворе. Внутреннее помещение трапециевидной формы. Вход ориентирован на восток. Одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период, в VIII –IX вв. Располагается на левом берегу реки Каракенгир.

6. Мавзолей Жошы хана (Джучи-хана) – один из самых известных и выдающихся памятников казахского зодчества монгольского периода XII –XIII вв. Он расположен в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 км к северо-востоку от г. Жезказгана, в долине р. Каракенгир, в 2 км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Считается, что мавзолей сооружен в 1227 году над могилой сына Чингисхана – Жошы хана. В тоже время существуют и версии о том, что его построил в XIV или XV веке один из потомков Жошы хана. (https://www.zakon.kz/4922826-10-sakralnyh-mest-kazahstana.html)

[ 7 ]

 

Задание 3

1. Выделите достижения и противоречия культурного развития Казахстана, заполнив таблицу: «Особенности культурного развития Казахстана в советскую эпоху»

Сферы культуры Достижения Противоречия
  Религия    
  Образование    
  Искусство    

 

2. Сделайте вывод об особенностях развития культуры Казахстана советского периода:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

[ 7 ]

 

Задание 4

Напиши рассказ-рассуждение на тему: «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство».

Используй данные направления в размышлении:

- что способствовало интеграции;

- формы интеграции, её значимость;

- важность идентификации личности;

- мой взгляд на тему.

Принимаются верные альтернативные рассуждения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[ 5 ]

Схема выставления баллов

№ задания Ответ Балл Дополнительная информация
  1. Соотнеси: 1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4 2. Ранжируй: 1-5, 2-4, 3-1, 4-3, 5-2 3. Выделяет пять особенностей мировоззрения казахского народа: ислам, уважение старших, гостеприимство, помощь родственникам и односельчанам, возвращение к традициям.       Принимаются правильные альтернативные ответы
  1. Памятники Казахстана – - 1) природные, 2) археологические письменные, 3) архитектурные. - 1) Улытау, пик Аулиетау, 2)Теректы аулие, 3) мавзолеи Айша Биби, Бабаджа хатун, Жошы,Домбауыл - 1) святые горы, много захоронений, 2) петроглифы на скалах, 3) святые места для женщин, захоронение хана монгольского периода, культовое сооружение гуннского периода 2. Нравственные устои и моральные качества народа: уважение к предкам, к историческим событиям, к выдающимся людям, восхваление героизма, любви и верности. Елбасы уделяет большое значение сакральным местам, так как это культурное достояние народа, которое необходимо сохранять. Оно формирует воспитанность молодого поколения, идентифицирует особенности нации, способствует единению народа. Карты составляются для сбора воедино значимых для народа мест, популяризации объектов и привлечения в страну туристических маршрутов.        
  1. Достижения: религия -; образование – борьба с неграмотность, новые школы, высшее образование; искусство: театры, балет, опера, кино, живопись, наука появляются и развиваются Противоречия: религия – закрывают мечети, гонения на религиозных деятелей, не преподают в школах, религия притесняется советской властью; образование: нехватка средств, учителей, русификация, неуважение к казахскому языку; искусство: только соцреализм, восхваление советской власти, неуважение к истории предков, гонения на инакомыслящих    
2. Особенностями развития культуры Казахстана в советский период было явное противоречие между огромными достижениями в области образования, науки, искусства и тормозящими это развитие факторами: гнетом коммунистической идеологии, русификацией, угрозой формирования единого советского народа без собственно национальной идентичности.  
  Рассуждение «Интеграция культуры Казахстана в мировое культурное пространство». - что способствовало интеграции: установление независимости в стране, ликвидация «железного занавеса» - формы интеграции, значимость: внешние – фестивали, гастроли, выставки, годы Казахстана в других странах; внешние – освоение достижений мировой культуры и её интеграция в свою культурную жизнь. Значимость интеграции велика, она дает возможность, оставаясь индивидуальным народом и особенной страной, пользоваться достижениями мировой культуры и науки, становиться активным участником культурных процессов. - важность идентификации личности: человек должен относить себя к своей семье, роду, дому, поколению, нации, их настоящему, прошлому и будущему, чтобы быть нужным, социализированным, востребованным, знать где он, с кем и зачем живет. Это очень важно. - мой взгляд на тему: принимаются свои рациональные ответы           Принимаются рациональные альтернативные взгляды
Всего    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: