Наиболее влиятельной в русской социологии в конце 19-нач 20 века была субъективная школа.
Основоположником субъективной щколы является Лавров Петр Лаврович.
В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь "зоологическим элементом" цивилизации.
Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, "социальным заболеванием", часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития.
Михайловский Николай Константинович был так же одним из ярких представителей субъективной школы.
Рассмотрим подробнеее его социологические взгляды.
Центральная проблема социологии Михайловского, как и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, и противопоставлением двух видов связей людей в обществе.
При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот).
Главной формой, типом "общественной индивидуальности", по
Михайловскому, является личность. Наряду с неделимой "человеческой
индивидуальностью" в социуме есть и другие более сложные, делимые
"общественные индивидуальности" (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды "общественной индивидуальности" ведут между собою борьбу с попеременным успехом.
|
Для Михайловского социологическая методология ("субъективный метод" - "борьба за индивидуальность") должна не только объяснить объективный ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для этого процесса.
Михайловский, как и подавляющее большинство социологов XIX в. был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса.
Его знаменитая "формула прогресса", звучит следующим образом: "Прогресс есть постепенное приближение к целостности, неделимости. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно все, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов".
Южаков Сергей Николаевич был третьим после Лаврова и Михайловского крупным социологом субъективной школы. Он критически рассматривал перенос выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма.
Южаков считал, что естественный отбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют такие факторы, как богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом.
По мнению Южакова, существуют три вида деятельности личности, самостоятельная деятельность, но не согласованная с интересами общества (деятельность преступников), принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного) и самостоятельная,
|
свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.
Южаков утверждал, что нет ни одной сферы общества, свободной от моральных норм, кодексов, предписаний. На этомосновании морали предписывалась интегральная роль в достиженииэкономического, политического и социального "согласования".
Вся мировая история человечества, ее фазы и рост составляют, считал Южаков, ступени ограничения действия полового и естественного отбора, как органического механизма эволюции. Роль нравственных идеалов в этом процессе просто уникальна. Южаков применял эти рассуждения не только к историческому процессу человечества вообще, но и в анализе частных проблем.
Представители психологической школырассматривают с помощью психологических явлений характеристики человека и общества, т. е. сводят социальные явления к психологическим.
Можно выделить три течения психологического направления:
Индивидуалистическое, которое считает, что социальные явления и процессы обуславливаются действиями индивидуальных психологических факторов и поэтому должны объясняться с помощью анализа психики индивида
Групповое течение полагает, что анализ социальных явлений необходимо осуществлять с позиций психологии групп (рода, племени, коллектива).
Социнетарное течение рассматривает психику индивида как продукт общества и предлагает подходить к анализу индивидуальной психики с позиции общественной психологии.
|
Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева.
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития.
В своей “психологической социологии” Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая формируется под влиянием психических факторов таких, как желания, эмоции, образ мыслей, воля и т.д. Таким образом, социология должна быть тесно связана с психологией, предметом, который является психическая деятельность людей.
Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании “законов психического взаимодействия”.
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последнее предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей.
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности.
Существенный вклад в обоснование роли и значение психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев.
Подобно другим представителям психологического направления в социологии Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, так как они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.
Н.И. Кареев обращал внимание на три основных стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира.
Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались единого мнения.
Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой “результат коллективного творчества и психического взаимодействия”. В конечном счете, психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни,
Исходя из данных положений он строит свою теорию общества, которая выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.
Таким образом, взаимоотношения личности и общества., а так же другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целом можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей.
Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Де-Роберти, Кареев, а также другие мыслители оказали существенное влияние на развитие общественной мысли в России.