Многофакторная концепция М.М. Ковалевского




 

Максим Максимович КОВАЛЕВСКИЙ (1851—1916) — один из ведущих русских социологов, историк, правовед и этнограф.

Ковалевский является автором следующих работ: “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1895), “Современные социологи” (1905), “Очерк развития социологических учений” (1906), “От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму” (1906, т. 1—3), “Социология” (1910, т.1—2), “Современные французские социологи” (1913), “Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии” (1914) и др.

На взгляды Ковалевского оказали влияние многие идейные течения как Запада, так и России (О. Конт, Г. Спенсер, Е.В. Де -Роберти, К. Маркс)

Основное внимание Ковалевский уделял рассмотрению связи социологии с историческими науками, сравнительно-историческому методу, многофакторности социального развития, а также социальным закономерностям и прогрессу.

По Ковалевскому, социология — это наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Поэтому особое внимание он уделял исследованию сходных и типичных черт в истории различных народов и стран.

Ковалевский подчеркивал, что в различные эпохи на какое-то время выдвигались на первое место и доминировали отдельные факторы. Так, по мнению Ковалевского, главным двигателем экономической эволюции является рост населения. Экономическое развитие общества зависит от биосоциального фактора. Например, он считал, что увеличение количества населения было в первобытном обществе главной причиной перехода от рыболовства и охоты к земледелию и скотоводству.

При изучении семьи он применил метод историзма, т.е. попытался проследить эволюцию семьи. Переход от матриархата к патриархату Ковалевский также связывал с ростом плотности населения. Нехватка пищи, голод заставляли людей искать новые плодородные места. Это вело к тому, что родственники, расселяясь, стали утрачивать сознание своего общего происхождения, а для жены муж становился единственной опорой. Поэтому он обретал власть над женой и детьми. При объяснении перехода от матриархата к патриархату, Ковалевский выдвигал два фактора: биосоциальный — увеличение населения — и психологический — осознание женщиной (женой) своей беззащитности.

В центре социологической теории Ковалевского находится учение о солидарности. С его помощью он объяснял все историческое движение человечества как постоянный рост солидарности. В соответствии с этим строится и концепция прогресса. Под социальным прогрессом он подразумевал расширение сферы солидарности между социальными группами, классами и народом. Поэтому основной задачей социологии, по мнению Ковалевского, является выявление сущности солидарности, а также описание и объяснение ее многообразных форм и видов.

Ковалевский считал, что социальный прогресс связан с существующей исторической закономерностью. В истории господствует закономерность, строгая последовательность, проходящая через всю жизнь общества. Прогресс, по его мнению, выступал в виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился к революции как источнику общественного прогресса, считал ее патологией. Только система продуманных реформ являлась необходимым благом для общества.

Социологическая теория Ковалевского тесно связана с его историческими исследованиями. Он один из первых в России использовал и развивал во всех своих трудах сравнительно-исторический метод.

 

Практическое задание

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889) - общественный деятель, литературный критик, писатель, революционер-демократ, учёный.

Философскую основу миропонимания Чернышевского составляет "антропологический принцип". Этот принцип мыслитель обосновывает в своем главном философском труде "Антропологический принцип в философии". Суть антропологического принципа он видит в том, что "на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру... ". Вместе с тем "при единстве натуры мы замечаем в человеке два различных ряда явлений: явления так называемого материального порядка (человек ест, ходит) и явления так называемого нравственного порядка (человек думает, чувствует, желает)".

Как мы видим, Чернышевский посвятил философский труд изучению человека. Таким образом, суждение Н.И. Кареева О том, что «Чернышевский –самый крупный социолог в России» до возникновения социологии» понятно.

 

Заключение

 

Социологическая мысль в России второй половины ХIХ – начала XX вв. была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах таких русских мыслителей, как Е.В. Де-Роберти, Н.И Кареева, М П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловскго, С.Н,Южакова, М.М. Ковальского.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

Список использованной литературы

1. В.Н. Лавриненко, «Социология», 2-е издание, г.Москва, Юнити-Дана,2002г.;

2. Ю.Г. Волков, А.В.Попов, «Социология», Москва, 2003г.;

3. А.И.Кравченко, «Социология», Логос, г. Москва, 2002г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: