Результаты диагностики речевого развития учащихся




Урок 1

Тема Здравствуй, школа! Выявление уровня развития связной речи
Педагогическая цель Создать условия для выявления уровня развития связной речи у учащихся
Тип урока Постановочный, диагностика
Планируемые результаты (предметные) Соблюдают правила позитивного общения; используют вежливые слова при приветствии, прощании, просьбе; объясняют смысл слов «школа», «ученик», «общение», «знакомство» на конкретно-предметном уровне; отвечают на вопрос «Для чего нужно учиться?»; определяют позицию школьника, отношение к школе родителей, друзей
Личностные результаты Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные:общеучебные – осмысливают процесс общения как способ получения и передачи информации; последовательно и логично рассказывают о событии, явлении; формулируют ответы на вопросы; составляют рассказы по плану, из личного опыта, описание предмета по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; логические – строят рассуждения о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности. Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими
Основное содержание темы, понятия и термины Школа, ученик, общение, знакомство. Вежливые слова

Сценарий урока

  Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
  Осуществляемые действия Формируемые умения
             
  I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Беседа Приветствие учащихся. – Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться! – Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость к веселым вопросам, пробуждающим любознательность Фронтальный. Устные ответы
  II. Сообщение темы и целей. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. 1. Отгадывание загадок. 2. Беседа по вопросам Фронтальная. Эвристичес-кий. Игровой момент (загадки) – Отгадайте загадки: 1. Стоит дом: Кто в него войдет, Тот и ум приобретет. 2. Первая книжка Для всех детишек: Учит – мучит, А научит – радует. 3. Новый дом несут в руке, Дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные Отгадывают загадки. 1. Школа   2. Азбука   3. Портфель и учебники Понимают смысл загадок Фронтальный. Устные ответы
  – Кому нужны перечисленные предметы? – Кто такие ученики? – Ученикам. – Дети, которые ходят учиться в школу Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Фронтальный. Устные ответы
      –Ребята, а зачем вы пришли в школу? Чему вы хотите научиться? – А сегодня мы вспомним, что вы уже знаете, и познакомимся с первым учебником «Азбукой». По такому учебнику учились ваши мамы и папы, дедушки и бабушки, космонавты и ученые Отвечают на вопрос    
  III. Обобще- ние и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Физкультминутка Индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказы учащихся (дидактические упражнения) – 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок. – Кто вас собирал в школу? – Кто провожал? – Волновались ли вы и почему? – Как встречали и провожали прохожие? – Расскажите о своем первом учебном дне Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о первом учебном дне Оформляют свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста, владеют речевыми умениями Индивидуальный. Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2)
  Коллективная. Практический Учитель говорит слова и демонстрирует движения: Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись Исходное положе-ние – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение упражнений
    Коллективная. Словесный. Беседа, рассказ учителя 1. Правила общения. – Что вы говорите друг другу при встрече? – Какие вежливые слова нужно использовать при приветствии, прощании, просьбе, выражении благодарности? 2. Правила поведения на уроке. – Давайте познакомимся с правилами поведения на уроке. (Рассказывает правила, используя элементы беседы.) 3. Знакомство с правильной посадкой – Привет, здравствуй.   – Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо. Отвечают на вопросы учителя о правилах поведения на уроке Соблюдают правила в учебной работе (правильно сидят, поднимают руку перед ответом, встают при ответе, отвечают громко и чётко, слушают учителя и выполняют его указания, слушают ответы товарищей) Коллективный. Демонстрация (инсценировка)
    Фронтальная. Словесный. Работа с «Азбукой», рассказ учителя Ознакомление с условными знаками, их ролью при работе с «Азбукой» и элементами учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила обращения с учебной книгой: бережно раскрывать, переворачивать страницы, не загибать их, а использовать закладку и т. д. Ориентируются в «Азбуке»; называют и показывают элементы учебной книги, условные знаки, объясняют их значение и роль. Используют правила пользования с книгой при работе с «Азбукой» Используют знаковосимволические средства для решения учебной задачи. Составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования Фронтальный. Наблюдение учителя, устные ответы
  Физкультминутка Коллективная. Практический У меня спина прямая, У меня спина прямая (ходьба на месте, руки за спину), Я наклонов не боюсь (наклон вперед): Выпрямляюсь, прогибаюсь (наклон назад, выпрямиться), Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентированы на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима Коллективный. Правильное выполнение упражнений
    Поворачиваюсь (повороты туловища). Раз, два, три, четыре. Три, четыре, раз, два (наклон вперед и выпрямиться). Я хожу с осанкой гордой (повороты туловища). Прямо голову держу (паклон вперед и выпрямиться), Никуда я не спешу (ходьба на месте, руки за спину). Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два (ходьба на месте, руки за спину). Я могу и поклониться. (поклон и выпрямиться). И присесть, и наклониться, (присед, наклон вперед), Повернусь туда-сюда! (Повороты туловища направо-налево.) Ох, прямешенька спина (наклон вперед и выпрямиться)! Раз, два, три, четыре (повороты туловища), Три, четыре, раз, два   дня, активно участвуют в физкультминутке  
IV.Контроль и самопроверка знаний. Групповая. Словесный. Беседа.   – Рассмотрите иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Обсудите с друзьями Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопрос Последовательно и логично рассказывают о событии, Групповой, индивидуальный.
  Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Работа с иллюстрацией (учебник, с. 4)     изменении в своей жизни, опираясь на иллюстрацию Рассказ по иллюстрации (см. Приложения 1, 2)
  Индивидуальная. Эвристический. Беседа – Почему так говорят: «Учиться всегда пригодится»? Отвечают на вопрос Формулируют свое мнение, строят понятные высказывания Индивидуальный. Устный ответ
  Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение (учебник, с. 4) – Как назвать одним словом предметы из коробочки? А предметы из ранца? – Игрушки в коробочке, школьные принадлежности в ранце Осуществляют классификацию по заданным критериям Индивидуальный. Дидактическое упражнение
               

V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение Оценивают свою деятельность на уроке Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения
VI. Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Проект (творческие задания) – Вы стали учениками, школа – теперь ваш второй дом. Вам предстоит изучить первый учебник – «Азбуку». Вместе с родителями подумайте и выполните творческую работу (проект) на тему «Школа», «Я – ученик», «Страна Азбука», «Пословицы и поговорки об учении», загадки на школьную тему (к уроку 5) Слушают опережающее задание, уточняют его. Выбирают тему из предложенных учителем или с родителями, формулируют свою Учатся работать в группе. Принимают и сохраняют учебную задачу: подготовить проект Групповой. Творческая работа

Диагностические задания*

Что изучается? Дидактические игры, упражнения, вопросы Содержание диагностического задания Критерии оценки
Развитие связной речи
Умение последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы 1. Беседа по вопросам Вопросы: – 1 сентября – большой праздник для учеников, учителей, родителей. Для вас это первый школьный день, первый звонок, первый учебник и первый урок. – Кто вас собирал в школу? – Кто провожал? – Волновались ли вы и почему? – Как встречали и провожали прохожие? – Расскажите о своем первом учебном дне 3 балла – отвечает на вопросы, аргументируя ответ, последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла – охотно отвечает на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл – не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы
2. Сочинение рассказа и загадки Задание: рассмотри иллюстрацию. Ты стал учеником. Что изменилось в твоей жизни? Составь рассказ. Придумай загадку про ученика 3 балла – самостоятельно и легко сочиняет рассказ, загадку; использует средства языковой выразительности; различает основные литературные жанры; свободно пользуется такой формой речи, как рассуждение. 2 балла – с помощью взрослого придумывает рассказ; затрудняется в различении близких жанров: рассказа и сказки; с помощью взрослогоаргументирует суждения и пользуется такой формой речи, как доказательство. 1 балл – не может сочинить рассказ, не различает жанры; не пользуется речью-доказательством

Развитие лексики
Умение составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия 1. Дидактическое упражнение «Расскажи сказку». Оборудование: картинка с изображением сюжета из сказки («Гуси-лебеди», «По щучьему велению») Вопросы: – Назови сказки, из которых взяты иллюстрации. – Оживи сюжет, составь рассказ по иллюстрации 3 балла – легко восстанавливает сюжет сказки по иллюстрации, имеет хороший словарный запас. 2 балла – с помощью взрослого составляет сюжет иллюстрации. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден
2. Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картинок с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; 2) появились листья, росток тянется вверх; 3) появился первый бутон; 4) цветок распустился Задания: 1) Составь рассказ по сюжетной картине. 2) Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: – Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. Как называются эти растения? – Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? 3 балла – легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картинок с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла – составляет рассказ по набору картинок с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл – не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден

Сформированность грамматической стороны речи
I. Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов 1. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему». Материал: картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе Задание: посмотреть на картинку и составить предложение (или продолжить предложение): – Сосулька тает, потому что… – Девочка идет под зонтиком, потому что… 3 балла – самостоятельно составляет сложноподчиненные предложения. 2 балла – затрудняется в составлении сложноподчиненного предложения, но задание закончить предложение не является для него трудным. 1 балл – не может составить сложноподчиненное предложение
2. Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек) Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1) Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2) Наступила весна, и (прилетели птицы). 3) Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4) Я сошью кукле платье,если (вы дадите мне ткань). 5) Мы ложимся спать, когда (наступает ночь). И т. д. 3 балла – выполняет задание самостоятельно, легко составляет сложные предложения различных видов. 2 балла – допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл – не справляется с заданием, не понимает инструкций учителя
II. Знание о звуке, слоге, слове, предложении 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Задания: 1) Из предложенных слов составь предложение. 3 балла – различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
  Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука Слова: цветы, дети, поливают. – Составь схему этого предложения.   2) Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3) Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. Например, в предложении Детиполивают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале. (И т. п.) 2 балла – хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок

Низкий уровень – 4–6 баллов; средний уровень – 7–9 баллов; высокий уровень – 10–12 баллов.

Интерпретация результатов.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен – повторяет рассказы сверстников. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизнесении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний уровень. В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется речью-доказательством с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произнесении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ слов из 4 звуков.

Высокий уровень. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный, место звука в слове).

Диагностическая карта

уровня речевого развития учащегося

Класс _______________________

Учитель _____________________

Дата проведения диагностики: начало года ____________ конец года ____________

№ п/п Ф. И. ребенка Развитие связной речи Сформированность грамматической стороны речи Итого баллов / уровень развития Рекомендации
умение логично рассказывать, отвечать на вопросы умение составлять рассказы умение пересказывать знания о звуке, слоге, слове, предложении умение употреблять в речи сложные предложения развитие речи, умение безошибочно пользоваться обобщенными словами и понятиями
                   
                   
                   

Результаты диагностики речевого развития учащихся

Начало года: Конец года:

Высокий уровень ______ учащихся ______ % Высокий уровень ______ учащихся ______ %

Средний уровень ______ учащихся ______ % Средний уровень ______ учащихся ______ %

Низкий уровень ______ учащихся ______ % Низкий уровень ______ учащихся ______ %

 

Анализ, комментарии _____________________________________________________________________________

Урок 2

Тема Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики
Педагогическая цель Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики
Тип урока Решение учебной задачи, диагностика
Планируемые результаты (предметные) Различают устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные:общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций. Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдаютречевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой
Основное содержание темы, понятия и термины Речь устная и письменная. Предложение

Сценарий урока

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Организация начала урока. Проверка готовности Фронтальная. Словесный. Беседа Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, Фронтальный. Наблюдение учителя
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок   Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку индивидуальных учебных принадлежностей на столе пробуждающее любознательность  

II.Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа, рассказ учащихся – Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали? (Век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась, и лаптя не сплетешь. Повторенье – мать учения. Сытое брюхо к ученью глухо. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а неученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.) Демонстрируют выполнение правил поведения. Рассказывают пословицы и поговорки об учении Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний Индивидуальный. Результат выполнения домашнего творческого задания
III. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Фронтальная. Словесный. Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями» Общее представление о речи. – Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли Слушают рассказ учителя. Рассматривают «Азбуку» (находят иллюстрации и буквы), «Прописи» Практически различают речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение) Фронтальный. Наблюдение учителя
    В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. (Показывает «Прописи».) Это тетрадь, в которой ученики учатся писать      

Физкультминутка Коллективная. Практический Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам). Декламируют стихотворение, выполняют движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение упражнений
Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со Предложение. – Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке» Принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя Фронтальный. Работа со схемой, дидактическое упражнение
схемой предложения, дидактическое упражнение даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. (Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске.) Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы   в процессе выполнения учебных действий  

IV.Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Фронтальная. Словесный. Беседа. Индивидуальная. Практический. Работа с иллюстрациями, дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения – Что такое устная речь? – Что такое письменная речь? – Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. – Что делает девочка? – Что делают гуси? – Составьте предложение к схеме. – О чем говорили Емеля и щука? – Опишите иллюстрацию Отвечают на вопросы учителя – «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». – Девочка бежит. Гуси летят. Пересказывают разговор Емели и щуки. Описывают иллюстрацию Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно и логично отвечают на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказокс опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы Фронтальный. Устный ответ. Индивидуальный. Рассказ, устный ответ. (Результаты выполнения дидактического упражнения заносятся в диагностическую карту (см. Приложения 1, 2 урока 1).)
Физкультминутка (Упражнение для рук) Вот помощники мои, Их как хочешь поверни (ладони вверх и вниз). По дороге белой, гладкой (сжимание и разжимание пальцев) Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок (прыжки). Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение упражнений
  Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение «Составь рассказ» – Составьте рассказ по сюжетной картинке. – Разложите картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ Выполняют дидактическое упражнение. Составляют рассказ по сюжетной картине «Пробуждение природы весной» Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия Индивидуальный. Рассказ по картине (см. Приложения 1, 2 урок 1)
V. Рефлексивно-оценочный. Мобилизация на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Фронтальная. Словесный. Обобщающая беседа. Практический. Упражнение «Укрась торт» – Что мы делали на уроке? – Что вам понравилось? – Кого можно похвалить? – Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. – Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. – Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение Оценивают свою деятельность на уроке Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, выполнение упражнения

Урок 3

Тема Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи
Педагогическая цель Создать условия для выявления уровня сформированности грамматической стороны речи
Тип урока Решение учебной задачи, диагностика
Планируемые результаты (предметные) Составляют устный рассказ по иллюстрации; выполняют правила поведения на уроке
Личностные результаты Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – употребляют в речи сложные предложения разных видов; логические – раскрывают смысл пословиц о труде и трудолюбии. Коммуникативные: выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими
Основное содержание темы, понятия и термины Пословица. Сказка. Рассказ по иллюстрации
Образовательные ресурсы Картинки с изображением солнышка и тающей сосульки; девочки с зонтиком под дождем и тучами на небе. Сюжетные картинки: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек. Полоски, точки для составления схемы предложения

Сценарий урока

Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения
I. Организация начала урока. Проверка готовности Фронтальная. Словесный. Беседа Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуаль- Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее Фронтальный. Наблюдение учителя
класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок   Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку ных учебных принадлежностей на столе любознательность  

II. Обобщение и систематизация. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Физкультминутка Фронтальная. Проблемный. Работа с пословицей (учебник, с. 6) – Какие пословицы вы знаете? – Что такое пословица? (Краткое народное изречение.) – Послушайте пословицу и объясните ее смысл: «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» Рассказывают пословицы, которые знают. Объясняют смысл пословицы Анализируют пословицу, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других Индивидуальный. Устные ответы, рассказ
Групповая. Творческий. Работа с иллюстрацией, инсценирование сказки (учебник, с.6) – Герои какой сказки изображены на иллюстрации? – Инсценируйте сказку в группе – «Теремок».   Распределяют роли и инсценируют сказку Учатся работать в группе. Выражают свои эмоции, высказывают свое отношение к героям сказок Групповой. Инсценировка
Коллективная. Практический Наклоняемся с хлопком. Наклоняемся с хлопком. И с хлопком потом встаем. Вниз и вверх, вниз и вверх. Ну-ка, хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой.) На одной ноге мы скачем. Как упругий звонкий мячик. На другой поскачем тоже. Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.) Декламируют стихотворение, выполняя движения Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение упражнений

    Головой вращаем плавно. Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного. (Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.)      
  Индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, работа со схемами предложений (учебник, с. 6) – Назовите героев сказки «Теремок». – Кто чем занят? – Составьте предложения по схемам Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы. Составляют предложения (например, «Ежик сидит. Лягушка несет воду») Высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и схемой предложения (составляют предложение по схеме) Индивидуальный. Устный ответ – составление предложений
III. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Индивидуальная. практический. Дидактическое упражнение «Скажи, что происходит на картинках и почему» – Посмотрите на картинку и составьте предложение (или продолжите пред


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: