Семья как социальный институт.




Группа №31. Обществознание. Урок №12.

Тема урока: Семья и быт

Цель урока: рассмотреть роль семьи в формировании и становлении личности, роль семьи в жизни человека, роль семьи в обществе.

Задачи урока:

определить, что такое семья и брак, как они связаны между собой; какие функции выполняет семья; какие типы семей существуют.

 

Эпиграф урока

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Себастьян Брандт

(немецкий писатель-сатирик 1458 – 1521)

 

План

1)Семья как социальный институт.

2) Функции семьи.

3) Семья в современном обществе.

4) Проблемы и принципы бытовых взаимоотношений.

 

Из миллиардов людей на нашей планете есть те, кто знают вас лучше всего. Несмотря на то, что про это часто забывают, семья является самой важной вещью в мире. Самые близкие и дорогие люди - это те, с кем мы разделяем безусловную любовь. Мать, отец, братья и сестры, супруг, бабушки и дедушки, тетушки, дядюшки - это те, кто лелеют вас, и те, кого вы должны лелеять в ответ.

Семья как социальный институт.

В России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, экономики, социологии. Социологическая наука рассматривает семью одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

? Давайте вспомним, что называют малой социальной группой?

Малая социальная группа – социальная группа, все участники которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.

Семья как малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Социальный институт это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Мы знаем, что социологи выделяют 5 таких общественных потребностей:

- потребность в воспроизводстве рода;

- потребность в безопасности и социальном порядке;

- потребность в средствах существования;

- потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров;

- потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Потребность в воспроизводстве рода удовлетворяется таким социальным институтом, как семья.

Семья как социальный институт это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт – институт брака.

Брак – признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

Семья играет огромную роль в общественном прогрессе. Благодаря ей осуществляется преемственность поколений. Из девочки семья готовит будущую жену, из мальчика – отца и мужа.

Функции семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций. Давайте определим, какие конкретно это функции.

1) репродуктивная

2) воспитательная

3) хозяйственная (ведение домашнего хозяйства)

4) экономическая (материальное обеспечение семьи)

5) эмоциональная (обеспечение взаимной психологической поддержки и защищённости каждого члена семьи)

6) социально-статусная (наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, к которым принадлежит семья)

7) первичного социального контроля (определение норм поведения членов семьи в различных социальных сферах)

8) духовного общения и досуга (проведение семейных праздников, совместный отдых и т. д.)

В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: