Опишите прогноз личностного развития современных старшеклассников и студентов




Психологи полагают, что такой период в жизни старших школьников при всех его видимых издержках имеет позитивное значение. Задачи личностного и социального самоопределения предполагают специальный период, в течение которого молодые люди как бы получают право экспериментировать, «примериваться» к различным социальным ролям, до определенного момента не отдавая предпочтения ни одной из них. Это время по-своему продуктивно: жизненные горизонты юных расширяются, приобретается жизненный опыт взаимодействия с действительностью, реалистичнее становятся представления о мире и о себе.

Юношеская общительность часто бывает эгоцентричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний — выше интереса к чувствам и переживаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Типичная черта юношеских групп — высокая конформность. Отстаивая свою независимость от старших, юноши зачастую некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, паритетном, эмоционально насыщенном общении. Свободное общение — не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых контактов, поиск себя. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.

Развитие юношеских групп имеет свою логику. У подростков общение реализуется в однополых группах мальчиков или девочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Однако в жизни юношей однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни девушек. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и начала дружбы с девушкой. Наряду с возрастающей значимостью коллективной жизни, в юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими переживаниями.

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Интимная дружба, позволяющая сопоставить переживания, мечты, идеалы, научиться говорить о себе, поэтому имеет важное значение. Современные юноши боятся высоких слов и проявлений нежности, их дружеское общение зачастую нарочито заземлено и огрублено. Однако от этого оно не теряет своего высокого назначения, а сами юноши и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений.

Для юношей и девушек, сделавших своим выбором практическую профессиональную деятельность, трудности связаны, прежде всего, с расхождением идеальных представлений об условиях и содержании деятельности и реальным характером ее протекания. Чем больше расхождение, тем сильнее внутренние переживания и конфликты. Но для всех юношей и девушек важно найти свое место в обществе, построить новые отношения с другими. Неудовлетворенность молодого человека существующими формами общения, неумение понять и выразить свои бурные, волнующие, но смутные переживания приводят к накоплению невысказанного, неосознанного, сокровенного. Из этих переживаний берут начало увлечения юношей и девушек ритмичной, выразительной музыкой, стихосложением, рисованием, которые и выступают способами творческого самовыражения и самопознания.

В кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом — кризисом смысла жизни. Основный пафос этого периода — самоопределение, поиск своего места в жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я; вопросы, которые в философии относят к экзистенциальным. Отсюда — интерес к нравственно-этическим проблемам, психологии самопознания и самовоспитания.

Как всякий критический период в психическом развитии, кризис юности имеет свои негативные и позитивные стороны. Негативные моменты кризиса связаны с утратой налаженных форм жизни — взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. — и вступлением в новый период жизни, для которого нет еще необходимых органов жизнедеятельности. Позитивное начало кризиса юности связано с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Начало ступени индивидуализации означает вступление человека в период не только возрастного (общего для всех), но и индивидуального становления.

Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждением профессионального выбора.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы (далекие и близкие). Это возраст реализации потребности в самоопределении, но не в таком обобщенном виде, как у юношей и девушек, а в жизненно конкретном.

Идеалы, освобожденные от элементов иллюзорности, свойственной созерцательной юности, становятся для молодого человека ориентиром в практической деятельности. По мере приобретения опыта принятия самостоятельных решений, настойчивости в их реализации, принятия ответственности за последствия своих действий и поступков происходит самоопределение личности: нахождение (доопределение) смысла своей жизни, предвосхищение будущего жизненного пути, формирование реальных жизненных планов. С формированием жизненных планов, соответствующих уровню притязаний, собственным возможностям и индивидуальным способностям, кризис юности преодолевается. Начинается процесс активного освоения профессиональной деятельности, социальных ролей взрослого человека, поиск спутника жизни, установление круга знакомств, многообразная социальная и общественная жизнь.

 

Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности

 

В юности сильна тенденция на отождествление со взрослыми. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение и сама общность со взрослыми, в первую очередь с родителями, называются: выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, нравственные проблемы, увлечения, вопросы о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, — все то, что связано с жизненным самоопределением. Вопросы самоопределения не могут решаться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым закономерно. Но общение со взрослыми, по мнению самих юношей и девушек, возможно лишь при условии его диалогичности и доверительности. Отсутствие доверительности в общении выступает одной из причин тревожности, которую испытывают молодые люди в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят.

Нормой и важнейшим условием самотождественности (самоидентификации, принятия себя) является процесс индивидуального обособления в деятельности и личной ответственности за нее внутри группы сверстников. Общение со сверстниками имеет для юношей и девушек очень важное значение. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, юноша не может выработать необходимых для самостоятельной взрослой жизни коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку и юноше обособление от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет для самоуважения юноши решающее значение.

Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В юности ценится одиночество — чем самостоятельнее юноша и чем острее потребность в самоопределении, тем сильнее у него потребность быть одному. Потребность в отождествлении со сверстниками у юношей проявляется в разных мотивах. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к таким негативным вариантам развития, как наркомания, алкоголизм. Крайняя форма неспособности справиться с кризисом приводит к суициду. С этого периода начинается статистика самоубийств. Самоубийства фиксируются и в более раннем возрасте, но причины их иные: ссора с родителями, несчастная любовь, боязнь последствий необдуманных действий и т.п. Из протеста против массовости и обезличенности отношений взрослой жизни вырастают объединения и движения хиппи, рокеров, панков и т.п. Таким образом, можно говорить о том, что большое значение в жизни молодых людей должно занимать правильное и грамотное влияние взрослых.

Важное место в индивидуальном развитии молодых людей занимают вопросы профессионального самопознания. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных вопросов, в избранной профессии в первую очередь вычленяются вопросы назначения и сущности профессии, ее общественной, культурной и социальной ценности, профессиональных норм и ценностей, самоопределения и самопознания[10].

Личностное и профессиональное самоопределение юношей и девушек за порогом школы проверяется жизнью. Они начинают действовать, реализуют жизненные планы, утверждают выбранный образ жизни, осваивая профессию или включаясь в трудовую деятельность.

Входя в профессию, молодые люди стремятся внести в нее творческое начало, преобразовать, развить, усовершенствовать ее. Но у них не хватает жизненного опыта и знаний, поэтому они вынуждены вести в профессиональной сфере скромную жизнь, играть роль ученика. Желаемое и возможное вступают в противоречие. В данном случае нельзя дать каких-то конкретных рекомендаций. Можно только говорить о том, что взрослые и в данном случае должны помочь молодым людям примириться с этими жизненными несоответствиями, поддержать их.

 


Список литературы

 

1. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Наука, 2004.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.1.

3. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

4. Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

5. Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 1996.

6. Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В. и др. – М.: Педагогика, 1983.

7. Психология и педагогика. / Под ред. Абульханова К.А. – М.: Совершенство, 1998.

8. Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

9. Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2005.

10. Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

12. Томэ Г. Теоретические и экспериментальные основы психологии развития человеческой жизни //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978.


[1] Таблицы заполнена с использованием:

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2005.

[2] Психологический словарь. / Под ред. Давыдова В.В. и др. – М.: Педагогика, 1983.

[3] Психология и педагогика. / Под ред. Абульханова К.А. – М.: Совершенство, 1998.

[4] Психология и педагогика. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1999.

[5] Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Т.1.

[6] Томэ Г.Теоретические и экспериментальные основы психологии развития человеческой жизни //Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978.

[7] Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Педагогика, 1996.

[8] Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

[9] Ливехуд Б.Кризисы жизни — шансы жизни. – Калуга: Наука, 1994.

[10] Слободчиков В. И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: