Содержание
Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»:
Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»:
Задание 3 Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа.
Задание 4
Перечислите наиболее характерные социальные условия жизни современных старшеклассников и студентов.
Приведите примеры ситуаций, в которых они сталкиваются с этими условиями.
Опишите прогноз личностного развития современных старшеклассников и студентов.
Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации, направленные на предотвращение или сглаживание отрицательных последствий влияния социальных условий для развития личности.
Список литературы
Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы»
Название процесса | Определение процесса | Функции процесса | Виды процесса (классификации) | Свойства (качества, характеристики) процесса | Примеча ния |
Ощущение | Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств | Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы | 1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивные | 1.Качество 2. Интенсивность 3. Длительность 4. Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7. Сенсибилизация | |
Восприятие | Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов | 1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. | 1. По целям выделяют; - преднамеренное восприятие - непреднамеренное восприятие 2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. 3. По форме существования материи выделяют: - восприятие времени - восприятие пространства - восприятие движения | 1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность | |
Внимание | направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. | - отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; - сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; - активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | 1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) 2. Произвольное внимание (активное, волевое) 3. Послепроизвольное внимание | 1. Концентрация 2. Объем 3. Переключаемость 4. Устойчивость 5. Распределение 6. Отвлекаемость 7. Избирательность 8. Рассеянность | |
Память | Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо | - запечатление; - сохранение; - узнавание и воспроизведение; - забывание | По характеру психической активности разделяют: - Двигательную память - Эмоциональную - Образную - Словесно-логическую По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память. По продолжительности сохранение информации выделяют: - Мгновенную память - Кратковременную память - Долговременную память - Оперативную память | 1. Объем памяти 2. Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность | |
Мышление | Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов | - Установление всеобщих взаимосвязей. - Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. - Обобщение свойств однородной группы явлений и др. | 1. По степени развернутости разделяют: - Дискурсивное мышление - Интуитивное 2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют: - Творческое мышление - Репродуктивное мышление 3. По характеру решаемых задач разделяют: - Теоретическое мышление - Практическое мышление 4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют: - Предметно-действенное - Наглядно-образное мышление - Словесно-логическое мышление | 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). - Широта - Конкретность - Глубина - Самостоятельность - Критичность - Гибкость - Последовательность - Быстрота | Формы мышления: 1. Понятие 2. Суждение 3.Умозаключение 4. Аналогия Способы мышления: 1. Индукция 2. Дедукция |
Воображение | Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта | 1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; 2. регулирования эмоциональных отношений; 3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. формирование внутреннего плана человека; 5. планирование и программирование деятельности человека. | 1. Активное 2. Воссоздающее 3. Фантазия: - Грезы - Мечта - Сновидения - Галлюцинации | Формы синтеза представлений в процессах воображения: - агглютинация; - заострение; - схематизация; - типизация; - гиперболизация | |
Речь | процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. | - Обозначения - Выражения - Воздействия - Сообщения | 1. Внутренняя; 2. Внешняя: - письменная, - устная: диалог и монолог | 1. Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность |