Разряды местоимений
№ п/п | Разряд местоимения | Примеры |
Личные | Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения склоняются (довольно часто в заданиях ЕГЭ требуется найти личное местоимение, которое в тексте употреблено не в начальной форме, а в форме одного из косвенных падежей): я- у меня - мне - со мной, мною - обо мне; ты- у тебя - тебе - с тобой, тобою - о тебе; он- его, у него - ему, к нему - с ним - о нём; она- её, у неё - ей, к ней, с нею, с ней - о ней; мы- нас - нам - нами - о нас; вы- вас - вам - вами - о вас; они- их, у них - им, к ним - ими, с ними - о них. Запомните: Только личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИи их падежные формы | |
используются для связи предложений в тексте. Трудно дать определение любви. О нейможно лишь сказать, что для души это жажда властвовать, для ума - внутреннее сродство... (Ларошфуко Франсуа де.) | ||
Возвратное | Себя. Не имеет именительного падежа, рода и числа. Каким бы тяжелым позором мы себяни покрыли, у нас почти всегда остается возможность восстановить свое доброе имя. (Ларошфуко Франсуа де.) | |
Вопросительные | Кто? какой? что? чей? сколько? каков? который? Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса и употребляются в предложениях, в конце которых стоит вопросительный знак. Кто будет участвовать в соревнованиях? | |
Относительные | Кто, какой, что, чей, сколько, каков, который. Вы, вероятно, уже успели заметить, что относительные местоимения, как братья-близнецы, похожи на вопросительные. Только они не служат для построения вопросительных предложений, потому что у них иное назначение: относительные местоимения связывают простые предложения в составе сложноподчинённого. Счастлив тот, кто, услышав критику в свой адрес, может ею воспользоваться для исправления. (Вильям Шекспир.) В данном предложении КТО - относительное местоимение, которое выступает в роли союзного слова и присоединяет придаточную часть к главной в составе сложноподчинённого предложения. | |
Неопределённые | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-либо и до. Помните: С приставкой кое-и суффиксами -то, -либо, -нибудьнеопределённые местоимения пишутся через дефис. Если кое-отделяется от местоимения предлогом, то оно пишется в три слова: кое-ктои коеу кого. В неопределённых местоимениях приставка НЕ-всегда находится под ударением. | |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. В отрицательных местоимениях приставка НИ- пишется в безударном положении, а под ударением - НЕ. Отрицательные местоимения употребляются с НЕи НИ раздельно, если при них есть предлог. Никем, ни с кем, некого, никого, не у кого, ни у кого, никакого, ни у какого, несколько, не к чему. | |
Притяжательные | Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Запомните: Только притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ используются для связи предложений в тексте. У природы много друзей. Её недругов значительно меньше. | |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько. | |
Определительные | Весь (вся, всё, все), всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Запомнить определительные местоимения позволяет следующая фраза: «Все сами и Лидка».Каждая буква в имени девочки является той буквой, с которой начинаются основные определительные местоимения; кроме того, первые два слова в этом предложении также принадлежат к данному разряду местоимений: Все самии Любой Иной Другой Каждый |
При подготовке к заданию «Средства связи предложений в тексте» следует повторить тему «Частицы», так как при помощи этой служебной части речи также осуществляется смысловая и грамматическая связность частей текста.
ЧАСТИЦА - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
По значению частицы делятся на два разряда:
·формообразующие;
·смысловые.
Формообразующие частицы | Смысловые частицы |
Служат для образования форм: А) условного и повелительного наклонения глагола: хотелбыпрочесть книгу, даздравствует солнце, да скроется тьма; Б) степеней сравнения имен прилагательных и наречий: болееаккуратный человек. | Служат для того, чтобы А) внести различные смысловые оттенки в предложение: неужели завтра экзамен? Б) выразить чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает в предложении: вряд ли сегодня пойдёт дождь. |
Необходимо знать разряды частиц по значению:
Указательные
ВОТ (А ВОТ) ВОН (А ВОН) | ВОТмой дом родной. ВОНтам стоит мой дом. |
Уточняющие
ИМЕННО КАК РАЗ ТОЧНО РОВНО | ИМЕННОэто я и хотел сказать. КАК РАЗ эту книгу я и хотел купить себе сам. Это был ТОЧНОВадим Петрович, но как он изменился. Завтра РОВНО в 12 часов отъезжаем. |
Выделительно-ограничительные
ЛИШЬ только ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЕДИНСТВЕННО ТОЛЬКО лишь почти РАЗВЕ ЛИШЬ | ЛИШЬэто задание я не смог выполнить в ходе теста. Хочу ТОЛЬКОпредупредить тебя. Яэто делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОради тебя. Это ЕДИНСТВЕННОправильное решение. Она ТОЛЬКО ЛИШЬо нём и говорит. Он ПОЧТИничего не ест. ОН ничего полезного не делает, РАЗВЕ ЛИШЬмолчит. |
Усилительные
ДАЖЕ ЖЕ ВЕДЬ ВСЁ-ТАКИ НИ ВСЁ ВСЁ ЖЕ | Вы ДАЖЕ представить себе не можете! Скажите ЖЕ что-нибудь! ВЕДЬ вы ничего не выучили! Она ВСЁ-ТАКИ не любит его. Куда НИ глянь, везде мусор. Как волка ни корми, он ВСЁ в лес смотрит. Но ВСЁ ЖЕ я постараюсь хорошо закончить полугодие. |
Утвердительные
ДА ТАК АГА | - Он сам тебе об этом сказал? - ДА, я слышал эту историю от него. - Посмотри, я правильно нарисовал? - Верно, ТАК. - Напишешь письмо? - АГА! |
Вопросительные
ЛИ РАЗВЕ НЕУЖЕЛИ ДА ДА НУ | Прочитали ЛИ вы эту повесть? РАЗВЕ ты не будешь обедать? НЕУЖЕЛИты совсем не хочешь есть? - Ты с нами поедешь? ДА? - Она уже вернулась из поездки. - ДА НУ? |
Отрицательные
НЕ НЕТ НИ | НЕпрезирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! НЕТ, я не сдамся! Вокруг НИ души! Не видно НИкустика! |