Психологизм прозы Достоевского




Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой

Наказание или воскрешение? Итоговый урок по роману Достоевского

Задание:

1. Посмотрите видео по ссылке (6 минут)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5812/main/9217/

«Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой

 

2. Сделайте конспект по приведенному ниже глоссарию и теоретическому материалу в тетради. Пришлите фото конспекта на оценку. Не забывайте указывать тему конспекта, дату выполнения работы.

 

3. Домашнее задание: чтение «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Определение способов, которые Достоевский применяет для развенчивания теории Раскольникова.

2. Путь нравственных исканий главного героя.

 

Глоссарий

Апатия — состояние полного безразличия, равнодушия.

Двойник — это не просто человек, имеющий сходство с героем, но и тот, в ком герой узнаёт самого себя.

Оппонент — противник в споре, тот, кто выступает с возражениями в беседе.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Полифонический роман — это термин, который М. М. Бахтин применил к творчеству Достоевского. Неотъемлемой чертой такого произведения он считает то, что голос автора не имеет никаких преимуществ перед голосами персонажей. Другая особенность поэтики полифонический романа состоит в том, что герои приобретают идеологических двойников.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека, он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает.

 

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

 

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Психологизм прозы Достоевского

В литературе XIX века основной темой исследования становится внутренний мир героя, его душевные переживания и борьба со средой, в которой он живёт.

Фёдор Михайлович Достоевский в своих романах показывает таинственную душу героя так, что читатель начинает переживать, включается в процесс выбора между злом и добром, правдой и ложью. С помощью реплик, монологов, споров и описания снов писатель передаёт все оттенки чувств персонажей.

Достоевский говорит, что для утверждения истины в искусстве необходимо умение видеть внутренний мир человека: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины человеческой души».

Атмосфера города, бытовые условия, портретные характеристики, сны, монологи и авторские ремарки непосредственно связаны с нравственной сущностью персонажей. Писатель помещает героев в сложные жизненные ситуации, где даже пространство создает особое напряжение. Например, каморка Раскольникова описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Герой скрывается от посторонних глаз и давящей окружающей действительности в тесной комнатёнке, но чувствует себя там, как в ловушке: «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения».

Раскольников плохо питается, носит старую одежду. За несколько месяцев до убийства герой бросает учебу в университете и перестаёт давать частные уроки. Он сторонится людей, ни с кем не общается. Родион погружён в размышления о своей теории, которая и становится главной причиной злодеяния.

После совершённого преступления он впадает в тяжёлое состояние. Душевные муки поглощают все его силы: «Ноги его дрожали... Голова кружилась и болела от жару...». И через какое-то время они становятся просто невыносимыми: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!». Достоевский пишет: «Идея — сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда».

Описание героя в начале романа показывает его светлые стороны: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Постепенно Достоевский показывает, как Раскольников сопереживает страдающим вокруг него людям.

В его действиях проявляется чуткость и душевность. Об этом говорят и его сны, в которых раскрываются переживания за близких людей. Однако они являются и своего рода размышлениями, отражающими его тяжёлое душевное состояние. Раскольников, приняв бесчеловечное решение убить старуху, во сне видит себя ребенком: «Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Чтобы разобраться в сложных чертах характера героя, Достоевский вводит в роман двойников и оппонентов Раскольникова. Все они являются людьми, так или иначе отражающими разные стороны его мировоззрения. Но лишь Соня является самым близким для него человеком, она по-настоящему сочувствует ему.

Порфирий Петрович, пристав следственных дел, логичен, умён, хитёр и осторожен. Автор рисует несколько встреч Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь раскрывает его тайну и предлагает добровольное покаяние.

Достоевский намеренно показывает человека с неустойчивой психикой, который искажённо воспринимает свою теорию, которого легко сбить с толку. Писатель демонстрирует, что идея властвует до поры до времени, нравственная сила преобладает над ней.

Самым страшным наказанием для Раскольникова становятся его душевные муки и то, что он оказывается отдалён от близких людей. Он осознаёт, что преступление не позволит ему вернуться к нормальной жизни, и что его теория потерпела крах.

Достоевский показывает, что, поставив себя над другими людьми, невозможно осчастливить окружающих. Любому обществу необходимы милосердие и сострадание.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3604/conspect/297409/

«Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой

Тема униженных и оскорблённых в романе «Преступление и наказание» раскрывается и в образе Сони Мармеладовой. Совершив преступление, Раскольников направляется к ней с мыслями: «Почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла сума?».Чтобы спасти от голодной смерти брата и сестёр, больную мачеху и пьяницу-отца, девушка торгует телом.

Раскольников осуждает подобную жизнь. Он молча, «стараясь не глядеть на Соню, поскорее проходит вперёд и бесцеремонно осматривает её комнату». Мысли девушки в этот момент: «Ей было и тошно, и стыдно, и сладко…». Молодой человек ведёт себя самоуверенно, задаёт бесцеремонные вопросы. Соня же демонстрирует кротость, отвечает смиренно, в ней чувствуется какая-то беззащитность: она слишком открыта и уязвима для зла.

Во время первой встречи Соня раскрывается перед Раскольниковым как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой. Родион понимает, что «настоящий разврат не проник ни одною каплей в её сердце…». Герой задаётся вопросом: «Да скажи мне наконец, какой этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?».Раскольникову кажется, что «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить». Ответ Сони обескураживает его: «А с ними-то что будет?». Её взгляд, в котором он читает, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о позорном положении, заставляет Раскольникова понять, что «значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой».

Молодой человек спрашивает в недоумении: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». И она даёт ему ответ: «Что же бы я без бога-то была?». И героиня мгновенно превращается из тихой и покорной девушки в решительную, гневную, сильную и уверенную. «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Религиозность девушки влияет на Раскольникова, он просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения он ждёт теперь и от неё: «У меня теперь одна ты… пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)».

Соня готова перенести любые страдания во имя любви к близким людям. Её жизнь строится по законам самопожертвования. И даже испытывая позор и унижения, она сохраняет отзывчивую душу. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.Раскольников же протестует, он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть. Выношенная им теория толкает его на путь насилия.

Вторая встреча Раскольникова происходит с Соней, когда он приходит рассказать о страшном убийстве. Он чувствует её нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание. Во время этого свидания сталкивается правда Раскольникова и правда Сони. Пытаясь оправдать своё преступление, Родион называет несколько причин, которые разбиваются о христианские принципы.

Соня следует вместе с ним на каторгу. Арестанты проникаются её поступком, снимают шапки, кланяются: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная». Они любят её и хвалят, даже не осознавая за что. Раскольникова же не любят и избегают.

Со временем любовь девушки отогревает Родиона: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени». Достоевский отмечает: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для сердца другого». Под подушкой у Раскольникова теперь лежит Евангелие. Так для героя начинается новая жизнь.

 

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5812/conspect/9212/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: