Обуздание «теневого» сектора




Теневая экономическая деятельность в России представляет собой не только масштабное, но и системное явление. Она имеет самодостаточный характер, собственную институциональную систему (правила, нормы как писанные, так и неписанные, систему разрешения хозяйственных споров и т.д.).

Обращает на себя внимание обратно пропорциональная отраслевая структура теневой деятельности и выявляемого ущерба: чем больше удельный вес теневой деятельности в отрасли, тем меньше доля выявляемого ущерба. Причина очевидна, она заключается не только в уровнях «прозрачности» информационно-финансовых потоков, но и в том, что теневая деятельность носит укорененный, системный характер. Достаточно указать на долю теневого сектора в торговле (69%), чтобы представить себе масштаб и характер проблемы. Этот вывод подтверждается данными оперативного учета об объемах установленного ущерба по оконченным уголовным делам и рассмотренным материалам ФСНП в 2000 году.

Ясно, что, несмотря на усилия правоохранительных органов, направленных на установление и возмещение ущерба, наносимого экономике страны, проблема ограничения и сокращения доли теневого сектора не может быть решена только названными структурами. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть проблему в рамках более общего экономико-организационного подхода. Имеется в виду определить основные условия функционирования и развития прозрачного рынка.

Структурирование хозяйственной деятельности (формирование рыночной инфраструктуры) – основное условие, основной механизм или система обеспечения ее прозрачности, социальной ответственности и правового характера.

Для обеспечения прозрачности государственного рынка необходимо в качестве одной из практических мер сформировать Федеральную контрактную систему (ФКС) на основе современной концепции рынка и детально проработанного механизма выполнения соответствующих рыночных процедур. Сказанное не означает, что мы предполагаем, создать в России государственную управленческую структуру под таким названием. Мы придерживаемся определения, принятого в мировой науке и практике по отношению к государственному рынку (рынку госзакупок), а также системе контрактных отношений в развитых рыночных экономиках.

Что касается конкретных условий, то между уже сложившейся системой конкурсных торгов и федеральной контрактной системой в ее развитом виде возможно промежуточное образование (например, Федеральное агентство по закупкам (ФАЗ)). Главное состоит в том, что федеральная контрактная система есть современный рыночный механизм или элемент рынка в широком понимании, который присутствует во всех рыночных экономиках, прогрессирует как эффективный рыночный институт.

Применительно к конкретным российским условиям следует реализовать ступенчатую программу формирования ФКС. Достаточно обоснованным будет создание координационного центра в виде ФАЗ. Задачами ФАЗ по закупкам должны стать:

▪ Материально-техническое обеспечение организаций государственного сектора;

▪ Закупка и поставка продукции для обеспечения государственных нужд;

▪ Закупка товаров для обеспечения межгосударственных программ и проектов со странами СНГ и дальнего зарубежья.

Несмотря на критическое отношение к опыту Российской ФКС, необходимо использовать положение одной из самых крупных оптовых структур в РФ, широкий спектр направлений деятельности на внутреннем и внешнем рынках России.

Материально-техническая и организационная база, на основе которой может воссоздаваться ФАЗ, в основном сохранена, и ее функционирование может быть налажено достаточно быстро. Стержнем работы всех звеньев ФАЗ по организации поставок для государственных нужд должен стать принцип самоокупаемости с объективно обоснованным уровнем рентабельности.

Вновь созданное ФАЗ могло бы повысить устойчивость функционирования экономики реального сектора, упорядочить и повысить прозрачность процессов товародвижения, оказать позитивное воздействие на состояние взаимных платежей, а также и активно влиять на ценовую конъюнктуру, противодействовать спекулятивным тенденциям путем участия в работе товарных бирж, проведения ярмарок. Торгов и осуществления в необходимых случаях товарных интервенций. Условием выполнения перечисленных функций является наличие системы организованных рынков. Поэтому одновременно с формированием ФАЗ необходимо разработать и реализовать концепцию организованных рынков.

Выражение «организованный рынок» - синоним выражения «прозрачный рынок». Это не традиционно понимаемый рынок продавцов и покупателей, где каждый борется за свою выгоду. Это новый тип рынка, рынок соглашения, основанный на доверии, симпатии, эмпатии (сопереживания), рациональном утилитаризме (учет взаимных ожиданий), интерпретационной рациональности (предсказуемость взаимных действий на основе взаимной информированности как способ решения тупиковых проблем, т.е. конфликта интересов).представляется целесообразным, чтобы определенными государственными структурами (ФАЗ) было инициировано создание структур организованного рынка. Имеется в виду развитие инфраструктуры товарного рынка в целом и его оптового звена.

Важной составной частью организационно-экономического механизма обеспечения прозрачности деятельности товарных рынков должна быть государственная контрольная система. Существование государственной контрольной системы – общепринятая практика для стран с развитой рыночной экономикой. Сферой деятельности контрольной системы является госсектор и связанные с ним хозяйствующие субъекты. Действует Международная организация высших контрольных органов, а также Европейская организация высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), цель которых – обеспечение обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами. Данная цель структурируется в виде следующих задач:

▪ Проверка соблюдения требований законов, правил и норм, эффективности и экономии в использовании финансовых ресурсов;

▪ Выявление нарушений и факторов неэффективного использования финансовых и материальных ресурсов;

▪ Выработка по преодолению причин отклонений и возможному предотвращению их возникновения.

В России создана и действует так называемая трехконтурная система: органы Парламентского контроля (Счетная палата); органы Правительственного контроля (Главное контроля управление Президента; государственная контрольно-ревизионная служба РФ; Федеральные и ведомственные органы и службы госфинконтроля); органы внутрифирменного контроля (собрание акционеров, ревизионная комиссия, планово-финансовые службы, аудиторские фирмы и др.). Однако противодействие теневым процессам на товарных рынках в компетенцию, указанной системы прямо не входит.

Предложение состоит в том, чтобы также сформировать специальную контрольную систему, которая была бы ориентирована на противодействие теневым процессам на государственном рынке (рынке госсектора) и связанных с ним коммерческих структур. Такая система опирается на принципы и методологию ЕВРОСАИ, на соблюдение законов рыночной экономики и прав частных производителей.

Организационно-экономический механизм преодоления теневой деятельности на товарных рынках должен быть ориентирован, прежде всего, на решение проблем в области товарного рынка, контролируемого государством или связанного с функционированием государственного рынка (рынка госзакупок). В сочетании с организованными товарными рынками и соответствующей контрольной системой деятельность организационно-экономического механизма может охватить практически весь значимый объем товарных обменов и финансовых потоков, что, несомненно, будет способствовать сокращению теневой деятельности и повышению прозрачности товарных рынков.

Вместе с тем, системный подход к проблеме преодоления теневой деятельности на товарных рынках предполагает решение более общих (общесистемных) проблем формирования цивилизованного, прозрачного рынка, а также оценку рассматриваемой проблемы с позиций экономической и национальной безопасности страны. Это означает необходимость программно-целевого подхода.

Целевая функция системы рыночного порядка должна быть ориентирована на обеспечение решения следующих задач:

▪ Стимулирование прозрачного, законопослушного, эффективного и социально ответственного поведения хозяйствующих субъектов;

▪ Правоприменительная практика должна означать неизбежность экономических (а в предусмотренных законом случаях иных) санкций против субъектов теневой деятельности;

▪ Теневая деятельность должна быть экономически невыгодной, убыточной;

▪ Теневая деятельность должна оцениваться как экономическая, социальная и нравственная угроза для общества и государства, а ее преодоление – как одна из целей стратегии экономической и национальной безопасности.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: