Воздействие на рынок социальных услуг




Анализ рынка социальных услуг будет не полным без учета «теневой составляющей», которая стала неотъемлемым компонентом современного российского общества. Реальный уровень удовлетворения социальных потребностей населения в значительной мере определяется действием не закона, а теневых отношений, существенно модифицирующих весь механизм функционирования рынка социальных услуг.

По своей природе теневой рынок социальных услуг основан на превращении нерыночного товара (социальных гарантий, социальных благ) в объект рыночных операций. Объектом рыночной конкуренции, основным товаром на нелегальных рынках социальных услуг становятся конституционные права, общественные блага, доступ к которым по закону должен быть равным для всех граждан.

Однако государственные ресурсы, призванные обеспечивать конституционные права граждан, ограничены. Поэтому, номинально оставаясь бесплатными, соответствующие услуги (медицинские, образовательные и т.п.) перестают быть равно доступными для всех граждан. Услуги, которые должны быть исключены из рыночного оборота, утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.

Возникающий в связи с этим острая конкуренция потребителей, успех в которой определяется платежеспособным спросом, переносится в сферу теневых отношений.

На теневом рынке социальных услуг потребитель встречаться с чиновником, который выступает как привилегированный частный торговец общественными благами и конституционными правами. Произвольно используя формальные статусы, чиновник «перетаскивает» нерыночные статусные возможности в рыночную «тень». Если сказать совсем коротко, то основу нелегальных экономических отношений в России составляет возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот. «Коррупция» и «теневая экономическая деятельность» в России - это два наименования одного и того же явления, и рассматривать их следует только вместе, в их взаимной обусловленности и функциональном взаимодействии. Происходит глобальная коммерциализация государственной деятельности. Государство в лице чиновников перестает выполнять свои специфические функции по регулированию социальной сферы, которая начинает функционировать всецело на коммерческой основе. По сути, полемика о соотношении государства и рынка теряет смысл, поскольку первое всецело поглощается вторым. Теневая сфера закрыта для внешнего наблюдения – уже в силу того, что она теневая. Поэтому получение информации об этих рынках социальных услуг оказывается весьма сложным. Наиболее эффективными при этом оказываются методы социологических исследований, особенно качественные, прежде всего метод углубленных анонимных интервью.

Оценивая потери от коррупции, эксперты чаще сосредотачиваются на прямых финансовых потерях, реже касаясь косвенных. К прямым потерям они относят и вызов капитала, в большинстве случаев осуществляемый, как они полагают, коррупционным путем. Стандартные оценки размера ежегодно вывозимого капитала – 20-25 млрд. долл. в год. Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют по оценкам экспертов до 10 % от суммы сделки.

Основные издержки от коррупции – это разрушение государственной системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможение нормального экономического развития.

При этом:

o нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики; коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, крайне увеличивая неопределенность, риски;

o происходит дикое, неопределенное расслоение доходов, вызывающее очень серьезное ухудшение жизни, социальное напряжение, поскольку в конечном итоге источник коррупции – недоплата массе работающих;

o политические издержки проявляются в политической нестабильности, недееспособности государства, угрозе демократии, поскольку приватизированное государство оказывается не способно создать нормальную экономику, обеспечить нормальную жизнь людей.

Государственная система высшего образования представляет собой грандиозный теневой рынок. Спрос здесь значительно превышает предложение, что порождает острую конкуренцию. Принципиально, что официальное введение платы за обучение никаких существенных изменений в общую картину не вносит.

Цены, указанные экспертами, дают совершенно определенное представление о том, что потребители вузовского рынка, по российским понятиям, люди совсем не бедные. Вместе с тем процент населения, декларирующий уровень доходов, соизмеримый с указанными ценами на «рынке зачислений», весьма незначителен. Это дает право предположить, что деньги, циркулирующие на теневых рынках в системе российского высшего образования, перетекли сюда из других сегментов всеобъемлющей теневой сферы.

В здравоохранении сложился, пожалуй, наибольший по сравнению с другими отраслями социальной сферы разрыв между законодательно гарантированными медицинскими услугами и реальным доступом населения к ним. Конкуренция на рынке медицинских услуг, которые, по действующему законодательству, в основном остаются бесплатными и доступ, к которым как к общественному благу должен быть равным, тоже переносится в сферу теневых отношений. И здесь успех всецело определяется платежеспособностью.

Действующие законы фактически относят систему медицинского обслуживания к разряду общественных благ, свободный доступ к которым в равной степени может иметь каждый гражданин. Однако на практике реальный объем услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, во-первых, ограничен, а во-вторых, весьма дифференцирован по качеству. Высокоэффективная медицинская помощь - всегда большой дефицит. Понятно, что при официальном статусе системы медицинского обслуживания как государственной (т.е. как общественного блага), вся эта конкуренция переносится в сферу теневых отношений.

Картина вынужденной кооперации медперсонала и больных постепенно превращается в картину теневого рынка в сфере медицинского обслуживания. Врач, работающий в государственной поликлинике, является государственным служащим. Получая на своем рабочем месте от пациента подарки или наличные деньги, он, конечно же, нарушает закон и за определенную плату продает часть тех самых общественных благ («бесплатных»), которыми распоряжается по долгу службы.

Общественное сознание в своих представлениях о коррупции и оценках ее масштаба, как в целом, так и по отдельным секторам достаточно однородно и характеризуется поразительным единством, как для выборки граждан, так и для выборки предпринимателей. Можно утверждать наверняка, что если сравнивать различные социальные недуги, которыми сейчас «больно» российское общество, то коррупция, бесспорно, является самым массовым. В то же время главная характеристика отношения к коррупции – относительное спокойствие.

Теневой рынок социальных услуг возникает не как параллельная, дополнительная возможность по отношению к бесплатному здравоохранению, образованию прочее, но, по сути, просто замещает его: то, что прежде считалось бесплатным, становится платным.

В целом сформировавшийся в России рынок социальных услуг имеет следующие особенности:

▪ спрос отражает интересы в основном наиболее платежеспособных семей и предприятий;

▪ обязательные социальные гарантии не обеспечиваются;

▪ потребитель на рынке социальных услуг не защищен;

▪ государство должным образом не выполняет своих функций – ни регулирующей, ни фискальной;

▪ рынок социальных услуг все более приобретает асоциальный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: