НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ




МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ

Основные группы методов Подгруппы методов Отдельные методы
1. Мотивация и стимулирование Формирование интереса к занятиям Формирование долга и ответственности Познавательные игры, дискуссии, методы эмоционального стимулирования, творческие задания; предъ­явления диагностических целей, поощрения, порицания
2. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности   Перцептивные (передача и восприятие информации) Логические (организа­ция и осуществление мыслительных операций) Гностические (по харак­теру познавательной дея­тельности) Самоуправление учеб­но-познавательной деятельностью Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практи­ческие Индуктивные, дедуктив­ные, анализ, обобщение, систематизация и др. Информационно-рецеп­тивные, инструктивно-продуктивные, проблем­ные, поисковые. Работа под руководством педагога, дозированная по мощь, самостоятельная работа
3. Контроль и коррекция Экспертный контроль и коррекция Взаимный контроль и коррекция Самостоятельный конт­роль и коррекция Устный, письменный, ма­шинный контроль Взаимопроверка, рецензия, смотр знаний Рефлексия деятельности, самопроверка, работа над ошибками

С точки зрения принципа саморазвития методы обучения харак­теризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные.

Разнообразию содержания и методов обучения дополнительно­го образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцен­тов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организацион­ные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитан­ников, развитии творческих способностей.

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся
Семинар Форма групповых занятий в виде обсуждения подго­товленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отра­жает интенсивность самостоятельной работы, разви­вает навыки публичных выступлений
Дискуссия Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет зна­ния путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Конференция Собрание, совещание представителей различных орга­низаций для обсуждения и решения каких-либо воп­росов; прививает навыки открытого обсуждения ре­зультатов своей деятельности
Экскурсия Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Экспедиция Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эф­фективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий
Туристический поход Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития
Учебная игра Занятие, которое имеет определенные правила и слу­жит для познания нового, отдыха и удовольствия; ха­рактеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации

К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:

итерированные занятия, основанные на межпредметных связях;

занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;

занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, ми­тинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;

занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;

занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.

занятия, основанные на имитации общественной деятельнос­ти: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.

Охарактеризуем новые формы организации деятельности обу­чающихся, которые стали использоваться в последнее время, как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Презентация предмета, явления, события, факта Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях
Социодрама Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позици­ей главных героев; ситуация выбора, от которой за­висят ход жизни и социально-психологические от­ношения, осознание себя в структуре общественных отношений
Защита проекта Способность проецировать изменения действитель­ности во имя улучшения жизни, соотнесение лич­ных интересов с общественными, предложение но­вых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Крепкий орешек» Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
День добрых сюрпризов Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость
Конверт вопросов Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Выпускной ринг Отчет выпускников творческих коллективов, ана­лиз прошлого, планы на будущее; создание атмос­феры дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: