Раздел 3. Природа и человек в современном мире.




Комментарии.

Раздел 1. Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

Материала по этому разделу учебник 10 класса не содержит. Поэтому нужно воспользоваться дополнительными источниками, в том числе предназначенными и для студентов географических вузов.

В отношении методов географических исследований можно порекомендовать два дополнительных источника. Это хорошо известный большинству учителей учебник В.П. Максаковского "Географическая культура", где один из разделов специально посвящен этому вопросу. В нем рассматриваются и традиционные (описания, картографический, статистический) и новые (математический, моделирования, дистанционный, геоинформационный) методы, что и предусмотрено Стандартом.

Можно использовать также новый учебник для вузов "Экономическая и социальная география" (2003 г.), в котором методам экономико-социально-географических исследований посвящена глава 2. В данном учебнике все методы подразделяются на:

1) методы получения и первичной обработки географической информации,

2) методы анализа, систематизации и обобщения географической информации,

3) методы математического моделирования.

Поскольку оба эти источника предназначены для вузов, учителя, работая с ними, должны позаботиться о некотором упрощении материала.

Что касается источников географической информации, то можно порекомендовать воспользоваться также двумя дополнительными источниками;

Во-первых, это хорошо известный учителям учебник "Природа России" для 8 класса, где этому вопросу посвящен параграф в его начале. Во-вторых, это упомянутый выше вузовский учебник "Экономическая и социальная география" (2003), где есть небольшой раздел об источниках информации по экономической и социальной географии.

Раздел 2. Политическая карта мира.

В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела о регионах и странах мира. Все-таки было бы более целесообразно порекомендовать учителям сохранить традиционную структуру и рассмотреть политическую карту мира в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса. При этом за основу следует взять подраздел 1 темы I учебника, где говорится о многообразии стран современного мира, и подраздел 3 той же темы о государственном строе. Подраздел 2 о международных отношениях можно сократить, т.к. об этом учащиеся узнают из курсов обществоведения и новейшей истории, а подраздел 4 следует опустить, поскольку этот материал переходит в содержание профильной старшей школы.

Раздел 3. Природа и человек в современном мире.

При изучении этого раздела можно в первую очередь опереться на содержание темы 2 в учебнике для 10 класса.

Материал о взаимодействии человечества и природы содержится в 1 подразделе темы 2 учебника. При этом нужно иметь в виду, что данная проблематика затрагивается также в учебниках географии предшествующих классов.

Материал об основных видах природных ресурсов, их размещении и крупных месторождениях составляет основное содержание подраздела 2 темы 2 учебника и может быть использован в полной мере (с сокращениями по усмотрению учителя).

Далее в Стандарте говорится о рациональном и нерациональном природопользовании. В учебнике 10 класса эта тематика ранее затрагивалась, но затем была снята, поскольку ее стали рассматривать автору учебников предшествующих классов. В данном случае учитель может воспользоваться учебником для 8 класса И.И. Бариновой, где один из параграфов называется "Рациональное природопользование".

Самое большое расхождение между Стандартом и учебником 10 класс, заключается в том, что в Стандарте фактически отсутствует упоминание об охране окружающей среды и экологических проблемах, а в учебнике этим вопросам посвящен подраздел 3. Изъятие этой тематики из Стандарта, по-видимому, объясняется тем, что в Стандарте для старшей профильной школы выделен специальный обобщающий раздел "Природопользование и геоэкология". Однако - по мнению самих разработчиков Стандарта - наличие такого раздела в профильной школе не предполагает полного изъятия подобной тематики из содержания базового уровня. Достаточно сказать, что в подготовленной ими же примерной программе по географии для базового уровня старшей школы прямо говорится о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах. Поэтому рекомендовать учителям вообще исключить из рассмотрения материал подраздела 3 учебника для 10 класса было бы неправильно. Хотя этот материал (по усмотрению учителя) можно несколько сократить. А вот материал подраздела 4 учебника о географическом ресурсоведении и геоэкологии можно не изучать, поскольку он переходит в профильную школу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: