Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53А




Тема: Система смазки двигателя

Цель: Дать будущим техникам направления ТОРАТ знания по назначению, устройству, неисправностям, ТО и ремонту элементов СС автомобилей

 

План:

1.Условия смазывания деталей

2. Масла, применяемые для двигателей

3. Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53А

4. Элементы смазочной системы

5. Вентиляция картера

 

 

Литература

 

Условия смазывания деталей

Главным назначением СС является уменьшение износа трущихся поверхностей и механических потерь на трение за счет равномерной и достаточной подачи масла. Крёме того, масло отводит от смазываемых поверхностей тепло и

предохраняет их от коррозии.

При недостаточном смазывании или неравномерной подачё смазочного материала к узлам и механизмам возникает полусухое трение, сопровождаемое повышенным изнашиванием сопряженных деталей и выделением значительного количества тёпла, вследствие чего, резко снижается работоспособность двигателя. Нельзя допускать и избыточного смазывания, так как это приводит к попаданию масла в камеры сгорания и на электроды свечи зажигания, вследствие чего увеличивается нагарообразование на днищах поршней, в камерах сгорания и клапанах что приводит к перегреву и перебоям в работе двигателя, а также к повышенному расходу масла.

В зависимости от условий работы узлов и механизмов двигателя смазочный материал к ним может подводиться несколькими способами, конструктивно объединенными в единую смазочную систему. В современных двигателях применяется комбинированной система смазывания: под давлением, капельное (разбрызгиванием) и масляным туманом. Под давлением, создаваемым смазочным насосом, масло подводится к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам опорных шеек распределительного вала, к осям коромысел и верхним наконечникам штанг

Разбрызгиванием масла и масляным туманом смазываются кулачки распределительного вала, нижние наконечники штанг, направляющие втулки клапанов, зубчатые колеса газораспределения и другие детали.

 

 

Масла, применяемые для двигателей

Для смазывания автомобильных карбюраторных двигателей и дизелей применяют моторные масла, соответствующие ГОСТ 10541-78. В обозначении масла (например, М-8А) первая буква указывает на его назначение (М — моторное); цифры — кинематическую вязкость масла в м2/с или в сСт (сантистоксах) при 100°С; вторая буква—группу масла. Моторные масла по эксплуатационным свойствам делят на шесть групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Группы масел отличаются количеством и эффективностью введенных присадок. Меньше всего присадок в маслах группы А, а в каждой последующей больше, чем в предыдущей. Присадки — это сложные органические или металлоорганические соединения, которые вводят в масла для улучшения их качества.

Масла групп Д и Е используют для специальных двигателей. Масла групп Б, В и Г вырабатывают двух видов: Б1, В1 и Г1 — для карбюраторньих двигателей; Б2, В2 и Г2 — длй дизелей. Универсальные масла, предназначенные для применения как в карбюраторных двигателях, так и в дизелях, обозначают буквой без цифрового индекса. Масло группы А рекомендуется для нефорсированных двигателей; группы Б — для малофорсированных; группы В — для среднефорсированных и группы Г — для высокофорсированных двигателей.

В зимних и всесезонных сортах масел вязкость указывают двумя цифрами (дробью). Например, в обозначениях 4з/10 или 6з/8 цифры 4 и 6, указанные в числителе, обозначают кинематическую вязкость масла при температуре минус 18°С: 4— вязкость не менее 1300 и не более 2600 сСт, а 6 — вязкость не менее 2600 и не более 10400 сСт. Буква «з» в числителе означает, что масло содержит загущающие присадки и предназначено для использования в зимнее время или в качестве всесезонного; цифра в знаменателе соответствует кинематической вязкости масла в сСт при температуре 100 °С. для смазывания двигателей необходимо применять масла только тех сортов, которые указаны в инструкции по эксплуатации. В теплое время года применяют масла с большей вязкостью, а в холодное время — с меньшей вязкостью или всесезонные масла.

 

Смазочная система двигателя автомобиля ГАЗ-53А

Особенностью смазочной системы этого двигателя (рис. 1) является наличие двухсекционного насоса и фильтра центробежной очистки масла — центрифуги. Верхняя секция масляного насоса имеет зубчатые колеса большего размера, чем нижняя секция, поэтому верхняя секция является основной, а нижняя — дополнительной.

Во время работы двигателя шестеренный масляный насос через неподвижный маслоприемник 18 забирает масло из поддона 19. К насосу масло поступает по каналам, имеющимся в блоке цилиндров. Нижняя секция 16 масляного насоса по маслопроводу 14 постоянно нагнетает масло в центрифугу 8, после которой оно сливается в поддон. Верхняя секция 15 масляного насоса подает масло в главную масляную магистраль 11 блока цилиндров. Из главной магистрали масло по каналам в блоке подводится к коренным подшипникам коленчатого и опорным шейкам распределительного валов. От коренных шеек коленчатого вала по каналам, просверленным в щеках вала, масло поступает к шатунным подшипникам. От второй 22 и четвертой 23 шеек распределительного вала масло подводится соответственно к правой и левой головкам блока. Вторая опорная шейка распределительного вала имеет для прохода масла две лыски, расположенные диаметрально на дуге 120°. для этой же цели четвертая опорная шейка распределительного вала имеет сквозное отверстие и две лыски. Масло пульсирующим потоком по каналам 7 и 6 через стойки 5 поступает в полые оси коромысел, установленных на головках блока. Распределительные зубчатые колеса смазываются маслом, сливаемым из центрифуги. Из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров, масло подается к приводу распределителя зажигания.

В смазочной системе имеется масляный радиатор 1, который включается при температуре окружающего воздуха выше 20 °С. При тяжелых условиях работы автомобиля (например, движение с небольшой скоростью по глубокому снегу или песку) водитель должен включать масляный радиатор, несмотря на низкую температуру окружающего воздуха. Масло, пройдя через радиатор, охлаждается и стекает по маслопроводу 20 в поддон. В радиатор масло поступает через предохранительный клапан, который открывается при давлении около 100 кПа. Следовательно, масло циркулирует через радиатор при давлении в магистрали больше 100 кПа.

При снижении давления масла до 40—80 кПа на щитке приборов загорается контрольная лампа. Если двигатель работает с малой частотой вращения коленчатого вала, то возможно загорание контрольной лампы аварийного снижения давления масла. Если смазочная система исправна, то по мере прогрева двигателя и увеличения частоты вращения коленчатого вала контрольная лампа должна погаснуть. Если контрольная лампа загорается при средней или большой частоте вращения коленчатого вала, то это указывает на неисправность системы, В этом случае двигатель необходимо немедленно остановить, найти неисправность и устранить ее.

В смазочной системе имеются редукционные клапаны 17 и 21. Клапан 17 расположен в корпусе нижней секции насоса, а клапан 21 — в передней части блока цилиндров с правой стороны. Клапан 17 перепускает масло из полости нагнетания во всасывающую полость насоса; через клапан 21 масло сливается в поддон. Все клапаны регулируют на заводе-изготовителе; в период эксплуатации автомобиля регулировку этих клапанов изменять не рекомендуется.

Надежность двигателя зависит от работы центрифуги, ее состояния и чистоты масла. Заправка двигателя загрязненным маслом и плохая его очистка вызывают преждевременное изнашивание трущихся поверхностей, особенно шеек коленчатого вала.

 

 

 

Рис. 1 Схема смазочной системы двигателя автомобиля ГАЗ-53А:

1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3- предохранительный клапан; 4 — ось коромысел; 5 — стойка оси коромысел; 6—канал в головке блока; 7—канал в блоке; 8— центрифуга; 9—штанга; 10— толкатель; 11 — главная масляная магистраль; 12 — отверстие в корпусе распределителя; 13 — полость; 14 — маслопровод к центрифуге; 15 и 16 — соответственно верхняя и нижняя секции масляного насоса; 17 и 21 — редукционные клапаны; 18 — маслоприемник; 19 — поддон; 20 — маслопровод для слива масла из радиатора; 22 — вторая шейка распределительного вала; 23 — четвертая шейка распределительного вала

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: