Основные методы этнопсихологических исследований




Методы этнопсихологических исследований представляют собой относительно однородные приемы и способы изучения национально-психологических особенностей людей.

Наблюдение метод исследования, предполагающий целе­направленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естествен­ных условиях) и т.д.

При изучении психологии других народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель, месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает отличия в поведении, традициях, обычаях и т.д.

Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенно­стей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лаборатор­ные, полевые и естественные.

Примером лабораторного эксперимента может служить исполь­зование методик «подбора черт» и «свободного описания». Впер­вые они были применены в 1933 г. в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 84 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каж­дой из следующих национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в припи­сывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контак­тировали когда-либо опрашиваемые с лицом данной националь­ности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению ав­торов исследования, существующий в американском обществе сте­реотипный образ данной национальной группы.

Примером полевого эксперимента может служить изучение свободных реакций представителей конкретных этнических общ­ностей на заданные экспериментатором стимулы. В качестве стимулов для ассоциаций могут использоваться, на­пример, наименования цветов и их оттенков. Анализ ассоциатив­ных полей цветообозначений «красный», «белый», «желтый» и «синий» у представителей 12 этнических групп (русских, украин­цев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, нем­цев, французов, казахов, киргизов и узбеков) показал, что ос­новные ассоциативные связи между стимулами и реакциями на­ционально специфичны. Резко отлична у различных этнических групп частота подведения исходного цветообозначения под об­щее понятие (типа «белый цвет»): у немцев, американцев, поля­ков, словаков, русских, украинцев и белорусов эта частота зна­чительно выше, чем у тюркоязычных испытуемых, особенно у казахов и киргизов. Резко отличается также увязывание слова-сти­мула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного признака. Так, стимул «желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком; у украинцев — с подсолнухом; у французов — с золотом и яичным желтком; у американцев, казахов, киргизов – с маслом, а у узбеков — с просом.

Естественные эксперименты представляют собой такие иссле­дования, когда руководитель не может управлять действиями уча­стников. При проведении естественного эксперимента независи­мая переменная контролируется неким внешним агентом (на­пример, учебное учреждение, предприятие бытового обслужи­вания и т.д.), а психолог может изучать лишь полученный ре­зультат.

Начало таким экспериментам в этнопсихологии положил аме­риканский ученый Ла Пьер, в 1934 г. путешествовавший с китай­ской супружеской парой по США, останавливаясь с ними в 67 гостиницах и обедая в 184 ресторанах. По прошествии шести меся­цев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с един­ственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса. 92 % ответов были отри­цательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название «парадокс Л а Пьера».

Впоследствии были разработаны и другие методики. Для изу­чения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, впервые реализованную американ­ским ученым Р. Бохнером в 1972 г. Методика состоит в следую­щем. В один день в разных газетах публикуют два аналогичных объяв­ления типа: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру...», отличающиеся друг от друга только указанной в них национальностью и разными телефонами. Помощники экспери­ментатора фиксируют количество звонков по разным объявлени­ям. Чем больше звонков будет по какому-либо объявлению, тем, с точки зрения экспериментатора, лучше отношение к указанной в нем этнической группе.

Достаточно широкое распространение за рубежом получила «методика потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого коли­чества якобы потерянных писем (запечатанных конвертов с ука­занным адресом и адресатом). По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором от­ношения к персоне, которой оно адресовано.

Опрос в этнопсихологии — один из наиболее распространен­ных методов этой науки, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде. Форма опроса бывает разной: Устный опрос, Письменный опрос, заочный опрос, Беседа, Интервью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: