Библиотечный урок
Слайд 2. Видеоролик «Молитва» Булата Окуджавы
Слайд 3.
Сегодня, 14 марта, отмечается день православной книги. Именно в этот день 1564 года была выпущена первая на Руси печатная книга Ивана Федорова «Апостол».
Поговорим о том, что такое православная книга сегодня и какое место она занимает в жизни современного человека.
Слайд 4.
Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? Православная литература — это те книги, которые настраивают человека на духовное, настраивают человека на спасение души и показывают пути духовного совершенствования.
Православная литература четко разграничивается по видам.
Во-первых, это богослужебная литература.
Начало формы
Конец формы
Богослуже́бные кни́ги – книги, используемые при совершении богослужений в церкви, условно разделяемые на две группы:
1) священно-богослужебные; 2) церковно-богослужебные.
К первой группе относятся книги, заимствованные из Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь.
Вторая группа объединяет книги, составленные отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания —Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.
Слайд 5.
Второй вид — литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма.
Например, «Моя жизнь во Христе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский».
Слайд 6.
Третий вид православных книг – это православная художественная литература.
Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. Можно сказать, что это самое перспективное литературное направление в Православии. Художественная православная литература подразделяется тоже на несколько видов.
|
Во-первых, мы можем говорить об агиографии — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все, что издревле составляло атрибутику православного человека. Например, «Житие Сергия Радонежского».
Слайд 7.
Второй вид православной художественной литературы – это проза: романы, повести, рассказы, которые рассказывают о вере человека, его духовных исканиях, его поисках истины. Один из главных таких романов - «Братья Карамазовы», Федора Ивановича Достоевского.
Это последний роман писателя, который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Через два месяца писателя не стало.
Слайд 8.
Этот роман навеян впечатлениями от поездки Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 года.
Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от Козельска Калужской области, в Калужской епархии.
В то время (в 19 веке) Оптина стала одним из духовных центров России. Со всех сторон к монастырю тянулись люди, стремившиеся к духовной жизни, а также стекались паломники, которые хотели поговорить со старцами Оптиной пустыни.
|
Поездка Ф.М. Достоевского в Оптину в июне 1878 г. была одним из важнейших событий духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, она во многом определила творческие идеи и характер романа «Братья Карамазовы». Встреча с Оптинским старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
Слайд 9.
В «Воспоминаниях», написанных Анной Григорьевной Достоевской, женой писателя, дано описание общего впечатления писателя от старца Амвросия:
«Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшем нас несчастии и моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери <...> Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый старец».
Очевидцы так передают слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся».
Роман «Братья Карамазовы» после выхода для русской читающей публики стал своего рода путеводителем по Оптиной пустыни.
|
Слайд 10. Видеоролик из фильма
Слайд 11.
В настоящее время православная художественная литература составляет большую долю спроса. Связано это с тем, что большое количество наших сограждан находятся на пути воцерковления, очень много воцерковляется детей. Поэтому людям необходима такая литература, которая поможет войти им в церковную ограду, которая даст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру.
Среди современных прихожан пользуется спросом такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Церковь в этой области реагирует на запросы общества.
Слайд 12.
Появляются новые жанры художественной православной литературы.
Например, есть особый род литературы — библиотека священника, к которому относятся, например, сборники притч и рассказов «Лилии полевые».
В книге для семейного чтения «Лилии полевые» собраны воедино восточные сказания и легенды, древние предания и притчи, а также повести, рассказы, путевые заметки и воспоминания о жизни православных христиан разных времен. Все рассказы перепечатаны из духовного архива митрофорного протоиерея Григория Александровича Пономарева.
Отец Григорий и его супруга Нина Сергеевна более шестидесяти лет служили Богу и Православной Церкви в храмах Свердловской и Курганской областей. Они почили во Господе в один день 25 октября 1997 года, явив своей смертью пример истинно христианской кончины.
Слайд 13.
Появился также жанр «воспоминания священника», к которому можно отнести произведение «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова).
Надо отметить, что книги, изданные Издательством Сретенского монастыря, вот такого зеленого цвета, выходят в серии «Зеленая книга надежды». Уже вышло 15 книг этой серии.
Герои рассказов, заметок и этюдов всех авторов живут рядом с нами. Они далеко не святые. Однако в мелочах их жизни, в малозначимых, казалось бы, перипетиях быта, в наивных, подчас беспомощных обывательских трактовках тех или иных обстоятельств постоянно ощущается присутствие Божие.
Можно подумать, что сюжеты в этих книгах вымышленные.
Но в сборнике «Сила молитвы» и другие рассказы» напечатан рассказ «Наследство» Алексея Солоницына, в которой автор рассказывает о своем старшем брате Анатолии Солоницыне, как спас его от цинги в годы учебы в институте. У Алексея хранились книги, доставшиеся ему от деда Кузьмы: Евангелие, акафист святителю Николаю и Четьи Минеи – чтения о святых православной веры. И он решил продать Четьи Минеи. На вырученные деньги купил продукты, чем помог своему брату Анатолию, который впоследствии сыграл главную роль в фильме «Андрей Рублев».
Слайд 14. Видеоролик.
Слайд 15-16.
Особое место в мире литературы занимает православная поэзия.
Многие литераторы считают, что православная поэзия, это, во-первых, поэзия православных авторов. Во-вторых, это поэзия, связанная с темой Православия. В-третьих, это любая поэзия любых авторов, призывающая к любви и добру.
Многие русские поэты обращались в своих стихотворениях к Богу.