Слайд 10. Видеоролик из фильма




Библиотечный урок

 

Слайд 2. Видеоролик «Молитва» Булата Окуджавы

Слайд 3.

Сегодня, 14 марта, отмечается день православной книги. Именно в этот день 1564 года была выпущена первая на Руси печатная книга Ивана Федорова «Апостол».

Поговорим о том, что такое православная книга сегодня и какое место она занимает в жизни современного человека.

Слайд 4.

Прежде всего, нужно отметить, что такое православная литература? Православная литература — это те книги, которые настраивают человека на духовное, настраивают человека на спасение души и показывают пути духовного совершенствования.

Православная литература четко разграничивается по видам.

Во-первых, это богослужебная литература.

Начало формы

Конец формы

Богослуже́бные кни́ги – книги, используемые при совершении богослужений в церкви, условно разделяемые на две группы:

1) священно-богослужебные; 2) церковно-богослужебные.

К первой группе относятся книги, заимствованные из Библии — Евангелие, Апостол и Псалтирь.

Вторая группа объединяет книги, составленные отцами и учителями Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания —Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений.

Слайд 5.

Второй вид — литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма.

Например, «Моя жизнь во Христе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский».

Слайд 6.

Третий вид православных книг – это православная художественная литература.

Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе, которая постоянно увеличивается. Можно сказать, что это самое перспективное литературное направление в Православии. Художественная православная литература подразделяется тоже на несколько видов.

Во-первых, мы можем говорить об агиографии — жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, все, что издревле составляло атрибутику православного человека. Например, «Житие Сергия Радонежского».

Слайд 7.

Второй вид православной художественной литературы – это проза: романы, повести, рассказы, которые рассказывают о вере человека, его духовных исканиях, его поисках истины. Один из главных таких романов - «Братья Карамазовы», Федора Ивановича Достоевского.

Это последний роман писателя, который автор писал два года. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал роман как первую часть эпического романа «История Великого грешника». Произведение было окончено в ноябре 1880 года. Через два месяца писателя не стало.

Слайд 8.

Этот роман навеян впечатлениями от поездки Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 года.

Введе́нская О́птина пу́стынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от Козельска Калужской области, в Калужской епархии.

В то время (в 19 веке) Оптина стала одним из духовных центров России. Со всех сторон к монастырю тянулись люди, стремившиеся к духовной жизни, а также стекались паломники, которые хотели поговорить со старцами Оптиной пустыни.

Поездка Ф.М. Достоевского в Оптину в июне 1878 г. была одним из важнейших событий духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, она во многом определила творческие идеи и характер романа «Братья Карамазовы». Встреча с Оптинским старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.

Слайд 9.

В «Воспоминаниях», написанных Анной Григорьевной Достоевской, женой писателя, дано описание общего впечатления писателя от старца Амвросия:

«Вернулся Федор Михайлович из Оптиной пустыни как бы умиротворенный и значительно успокоившийся и много рассказывал мне про обычаи пустыни, где ему привелось пробыть двое суток. С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Федор Михайлович рассказал старцу о постигшем нас несчастии и моем слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Федор Михайлович отвечал утвердительно, то просил передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе старец Зосима сказал опечаленной матери <...> Из рассказов Федора Михайловича видно было, каким глубоким сердцеведом и провидцем был этот всеми уважаемый старец».

Очевидцы так передают слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся».

Роман «Братья Карамазовы» после выхода для русской читающей публики стал своего рода путеводителем по Оптиной пустыни.

 

Слайд 10. Видеоролик из фильма

Слайд 11.

В настоящее время православная художественная литература составляет большую долю спроса. Связано это с тем, что большое количество наших сограждан находятся на пути воцерковления, очень много воцерковляется детей. Поэтому людям необходима такая литература, которая поможет войти им в церковную ограду, которая даст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру.

Среди современных прихожан пользуется спросом такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Церковь в этой области реагирует на запросы общества.

Слайд 12.

Появляются новые жанры художественной православной литературы.

Например, есть особый род литературы — библиотека священника, к которому относятся, например, сборники притч и рассказов «Лилии полевые».

В книге для семейного чтения «Лилии полевые» собраны воедино восточные сказания и легенды, древние предания и притчи, а также повести, рассказы, путевые заметки и воспоминания о жизни православных христиан разных времен. Все рассказы перепечатаны из духовного архива митрофорного протоиерея Григория Александровича Пономарева.
Отец Григорий и его супруга Нина Сергеевна более шестидесяти лет служили Богу и Православной Церкви в храмах Свердловской и Курганской областей. Они почили во Господе в один день 25 октября 1997 года, явив своей смертью пример истинно христианской кончины.

Слайд 13.

Появился также жанр «воспоминания священника», к которому можно отнести произведение «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова).

Надо отметить, что книги, изданные Издательством Сретенского монастыря, вот такого зеленого цвета, выходят в серии «Зеленая книга надежды». Уже вышло 15 книг этой серии.

Герои рассказов, заметок и этюдов всех авторов живут рядом с нами. Они далеко не святые. Однако в мелочах их жизни, в малозначимых, казалось бы, перипетиях быта, в наивных, подчас беспомощных обывательских трактовках тех или иных обстоятельств постоянно ощущается присутствие Божие.

Можно подумать, что сюжеты в этих книгах вымышленные.

Но в сборнике «Сила молитвы» и другие рассказы» напечатан рассказ «Наследство» Алексея Солоницына, в которой автор рассказывает о своем старшем брате Анатолии Солоницыне, как спас его от цинги в годы учебы в институте. У Алексея хранились книги, доставшиеся ему от деда Кузьмы: Евангелие, акафист святителю Николаю и Четьи Минеи – чтения о святых православной веры. И он решил продать Четьи Минеи. На вырученные деньги купил продукты, чем помог своему брату Анатолию, который впоследствии сыграл главную роль в фильме «Андрей Рублев».

Слайд 14. Видеоролик.

Слайд 15-16.

Особое место в мире литературы занимает православная поэзия.

Многие литераторы считают, что православная поэзия, это, во-первых, поэзия православных авторов. Во-вторых, это поэзия, связанная с темой Православия. В-третьих, это любая поэзия любых авторов, призывающая к любви и добру.

Многие русские поэты обращались в своих стихотворениях к Богу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: