Тема: «Механическая дислалия, её причинная обусловленность и особенности проявления. Комплексная коррекция данной формы дислалии».




Нарушения речи их коррекция у лиц с ОВЗ.

Лекция. 9.50 – 11.20

З-СДО-17/1 А, Б.

Тема: «Механическая дислалия, её причинная обусловленность и особенности проявления. Комплексная коррекция данной формы дислалии».

План.

1. Симптоматика механической дислалии.

2. Нарушения звукопроизношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы.

3. Звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка.

4. Аномалии развития неба, губ.

5. Особенности логопедической работы при механической дислалии.

 

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую).

 

1. Симптоматика механической дислалии.

Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи.

Симптоматика. Среди нарушений произношений часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже р-рь.

Довольно часто нарушается произношение и гласных звуков, которые становятся малоразборчивыми из-за избыточной зашумлённости согласных и недостаточной акустической противопоставленности гласных.

Вторую группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Однако не во всех случаях язычных аномалий страдает произношение звуков. Факты нормального звукопроизношения при аномалиях языка и зубов свидетельствуют о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение и при нарушенных условиях реализации звуков; один и тот же акустический эффект можно получить разными путями.

Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путём в раннем возрасте.

 

2. Нарушения звукопроизношения, обусловленные аномалиями зубочелюстной системы.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубочелюстной системы:

Прогнатия – (дистальный прикус). Верхний зубной ряд заметно выступает вперёд по отношению к нижнему, в связи с чем фронтальные резцы не соприкасаются.

Прогения – (мезиальный прикус) нижний зубной ряд выступает вперёд.

Глубокий прикус – верхние резцы полностью перекрывают нижние резцы или наоборот.

Открытый прикус - частичное отсутствие смыкания между верхним и нижним зубными рядами. Может быть боковой или передний. При открытом переднем прикусе может возникать межзубный сигматизм, звуки с, з, ц, сь, зь будут произноситься с расположением кончика языка между зубами, зубныее аномалии могут влиять на недостаточно полноценное произношение звуков: в, ф, н, л, р и их мягкие пары.

Прямой прикус – верхние фронтальные резцы стоят на нижних не перекрывая их.

Перекрёстный прикус - смещение верхней и нижней челюсти в горизонтальной плоскости.

Микрогения – маленькая нижняя челюсть

Микрогнатия - маленькая верхняя челюсть.

Диастема – промежуток между центральными резцами (медиальная), если сбоку - латеральная диастема.

Аномалии строения челюстей часто сочетаются между собой.

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или приобретёнными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться функция дыхания (привычка дышать ртом). Важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережёвывании пищи и дыхании у ребенкаа могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Преобладание дыхания через рот может привести к большему выдвижению вперёд нижней челюсти, может увеличиться масса языка. Отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения – различным сигматизмам, ротацизмам, йотизмам.

3. Звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка.

Зубные аномалии не всегда приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

2) вторую значительную по распространённости группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка:

несоответствие размеров языка и верхней челюсти. Если слишком большой - макроглосия, характерна для синдрома Дауна. Может наблюдаться и при выраженных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты).

Микроглоссия маленький язык характерен для микроцефалии.

Часто встречается укороченная подъязычная связка (уздечка).

Встречается раздвоение языка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм.

 

4. Аномалии развития неба, губ.

3) Нёбо. Приобретённые дефекты нёба могут быть травматического происхождения или возникают в результате специфических заболеваний. К числу врождённых дефектов нёба можно отнести несращение срединного шва и малый размер нёбных костей, расщелину мягкого нёба и язычка, субмукозную щель а также укорочение мягкого нёба. По данным литературы, расщелины губы и нёба нередко сочетаются с пороками развития других органов и элементов артикуляционного аппарата.

Губы. Одной из аномалий развития губ может быть несращение верхней губы и в редких случаях – нижней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщелинами нижней челюсти и языка.

Нормальное звукопроизношение при аномалиях языка и зубов свидетельствует о компенсаторных возможностях, позволяющих сформировать нормальное произношение.

 

5. Особенности логопедической работы при механической дислалии.

Особенности логопедической работы при механической дислалии: 1. консультация ортодонта, хирурга, проведение соответствующего лечения.

2. более длительный подготовительный период.

3. индивидуальный подбор компенсаторной артикуляции с опорой на акустический эффект.

4. более длительный период автоматизации.

5. при невозможности сформировать звук мы ставим звук-заменитель, наиболее близкий к норме.

Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определённой последовательности. В комплекс включаются: массаж, артикуляторная гимнастика, постановка звуков.

Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти. Начиная с лёгких поглаживаний, постукиваний и разминаний, нужно постепенно переходить к более энергичным движениям с большим охватом радиуса тканей. Поглаживания производятся с постепенным увеличением амплитуды движений, вначале в спокойном состоянии, а затем с противодействием.

Артикуляционная гимнастика делается активно самим больным, а в случае затруднений – пассивно, т.е. с механической помощью.

Наиболее сложным разделом логопедической работы является постановка звуков.

Поэтому при исправлении звукопроизношения приходится ставить звуки не обычным путём, а с учётом индивидуальных особенностей строения артикуляторного аппарата. Введение поставленных звуков в речь проводится также, как при функциональной дислалии.

Образование некоторых дефектов строения органов речи можно предупредить, или ослабить, используя педагогические или медицинские приемы. Большое внимание должны уделять воспитатели выявлению и устранению дурных привычек у детей, например сосание пальца, языка, губ, так как в связи с длительным раздражением (давлением) происходит отклонение в развитии зубов и даже челюстей. Постоянное наблюдение, контроль и отвлечение ребенкаа путём активного участия его в специальных занятиях, играх помогут постепенно отучить его от плохой привычки.

Кроме педагогических приёмов могут оказать помощь врачи стоматологи - ортодонты. В зависимости от показаний врач может использовать, например, несложные технические средства (пластинки, шины) для выправления посадки зубов.

Если у ребенка уже имеется дефект в строении артикуляционного аппарата, также необходим комплекс различных мер. Обязательна консультация специалиста - ортодонта. Полезно проводить с ребенком артикуляционную гимнастику, позволяющую развить подвижность артикуляционного аппарата.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: