Решение учебных задач как метод АСПО
Задачи-упражнения имеют целью закрепление определенных профессиональных навыков в типовых ситуациях. Они всегда имеют четкую структуру, включающую условие (что дано?) и требование (что надо найти?). Как правило, такие задачи имеют единственный верный ответ, который и служит критерием успеха обучения.
Решение психологических задач может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Это могут быть:
q задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования;
q задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей;
q задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций.
Проблемный характер процессу решения практических задач может быть придан различными способами. Например:
q задача с неопределенностью исходных сведений;
q задача с неопределенностью в постановке вопроса («улучшить изделие»);
q задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными;
q задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии;
q задача, допускающая лишь вероятностное решение;
q задача с ограниченным временем решения;
q задача на обнаружение ошибки в решении и т.д.
Учебное занятие с использованием метода решения задач строится следующим образом:
1. В процессе индивидуальной работы слушатели знакомятся с материалами задачи и готовят свои документы по вопросам, представленным в схеме анализа.
2. В ходе групповой работы (по 5-6 человек) происходит согласование различных представлений о ситуации, основных проблемах и путях их решения, нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации на сессионном заседании.
|
3. В процессе сессионной работы каждая из малых групп представляет собственный вариант решения задачи, отвечает на вопросы участников других групп и уточняет свои предложения, а после окончания докладов дает оценку или выражает отношение к вариантам решения, предложенным другими группами.
Схема анализа при решении задачи:
Обобщение
Краткая констатация того, что имеет место в задаче.
Проблема
Краткая в одно предложение (9-10 слов) формулировка, отражающая суть проблемы.
3. Участники событий, описываемых в задаче, если они есть: люди, организации, хронология событий – указание фактов и событий без оценки в обратном хронологическом порядке.
4. Концептуальные(основопологающие, ключевые, самые важные) вопросы
Концептуальные вопросы, затрагиваемые в задаче. Их выявление должно сопровождаться «подкреплением» фактами (цитатами из текста).
Решение
Аргументация и оценка найденного решения.
Таксономия(классификация, систематизация) учебных задач по психологии
1. Задачи, предполагающие воспроизведение знаний
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:
q определение фактов
q перечисление и описание фактов
q задачи на анализ и синтез
q задачи на сравнение и различение
q задачи на упорядочивание (классификация, категоризация)
q задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и т.д.)
|
q задачи на абстрагирование
q задачи на конкретизацию
q задачи на обобщение
q задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:
q Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах)
q Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.)
q Задачи на индукцию
q Задачи на дедукцию
q Задачи на аргументацию (доказательство перш сти, верификация)
q Задачи на оценку
4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и порождение определенных речевых высказываний:
q Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.)
q Задачи на составление доклада, отчета и т. д.
q Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д.
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:
q Задачи на применение на практике
q Задачи на решение проблемных ситуаций
q Задачи на целеполагание и постановку вопросов
q Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных
q Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления
q Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач
q Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов
q Групповые решения проблем с открытой структурой
6. Рефлексивные задачи:
q Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания
q Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста (разных типов научного текста)
q Задачи на построение стратегий совместного и индивидуального решения тех или иных проблем
q Задачи на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач
q Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск интуитивных решений в сложной конфликтной ситуации