Таксономия(классификация, систематизация) учебных задач по психологии




Решение учебных задач как метод АСПО

Задачи-упражнения имеют целью закрепление определенных профессиональных навыков в типовых ситуациях. Они всегда имеют четкую структуру, включающую условие (что дано?) и требование (что надо найти?). Как правило, такие задачи имеют единственный верный ответ, который и служит критерием успеха обучения.

Решение психологических задач может быть направлено на закрепление теоретических знаний или на применение этих знаний для решения практических задач. Это могут быть:

q задачи на установление соответствия между теоретическими понятиями и закономерностями и примерами их использования;

q задачи по психологическому анализу поведения литературных героев или известных людей;

q задачи по психологическому анализу частных жизненных или учебных ситуаций.

Проблемный характер процессу решения практических задач может быть придан различными способами. Например:

q задача с неопределенностью исходных сведений;

q задача с неопределенностью в постановке вопроса («улучшить изделие»);

q задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными;

q задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии;

q задача, допускающая лишь вероятностное решение;

q задача с ограниченным временем решения;

q задача на обнаружение ошибки в решении и т.д.

Учебное занятие с использованием метода решения задач строится следующим образом:

1. В процессе индивидуальной работы слушатели знакомятся с материалами задачи и готовят свои документы по вопросам, представленным в схеме анализа.

2. В ходе групповой работы (по 5-6 человек) происходит согласование различных представлений о ситуации, основных проблемах и путях их решения, нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации на сессионном заседании.

3. В процессе сессионной работы каждая из малых групп представляет собственный вариант решения задачи, отвечает на вопросы участников других групп и уточняет свои предложения, а после окончания докладов дает оценку или выражает отношение к вариантам решения, предложенным другими группами.

 

Схема анализа при решении задачи:

Обобщение

Краткая констатация того, что имеет место в задаче.

Проблема

Краткая в одно предложение (9-10 слов) формулировка, отражающая суть проблемы.

3. Участники событий, описываемых в задаче, если они есть: люди, организации, хронология событий – указание фактов и событий без оценки в обратном хронологическом порядке.

4. Концептуальные(основопологающие, ключевые, самые важные) вопросы

Концептуальные вопросы, затрагиваемые в задаче. Их выявление должно сопровождаться «подкреплением» фактами (цитатами из текста).

Решение

Аргументация и оценка найденного решения.

Таксономия(классификация, систематизация) учебных задач по психологии

1. Задачи, предполагающие вос­произведение знаний

2. Задачи, предполагающие про­стые мыслительные операции:

q определение фактов

q перечисление и описание фактов

q задачи на анализ и синтез

q задачи на сравнение и различение

q задачи на упорядочивание (классификация, категоризация)

q задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза, способ и т.д.)

q задачи на абстрагирование

q задачи на конкретизацию

q задачи на обобщение

q задачи на решение простых заданий, предполагающие манипуляции с неизвестными величинами и их поиск по правилам

3. Задачи, предполагающие слож­ные мыслительные операции:

q Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах)

q Задачи на интерпретацию (объяснение смысла, значения и т. п.)

q Задачи на индукцию

q Задачи на дедукцию

q Задачи на аргументацию (доказательство перш сти, верификация)

q Задачи на оценку

4. Задачи, предполагающие обоб­щение знаний и порождение опре­деленных речевых высказываний:

q Задачи на составление обзора (конспекты, резюме и т. п.)

q Задачи на составление доклада, отчета и т. д.

q Задачи на самостоятельные письменные работы, проекты и т. д.

5. Задачи, предполагающие про­дуктивное мышление:

q Задачи на применение на практике

q Задачи на решение проблемных ситуаций

q Задачи на целеполагание и постановку вопросов

q Задачи на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных

q Задачи на эвристический поиск на базе логического мышления

q Речевое оформление в письменном тексте решения проблемных задач

q Задачи на анализ и обобщение эмпирических данных, феноменов

q Групповые решения проблем с открытой структурой

6. Рефлексивные задачи:

q Задачи, позволяющие студентам освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действия опознания, запоминания, припоминания

q Рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста (разных типов научного текста)

q Задачи на построение стратегий совместного и ин­дивидуального решения тех или иных проблем

q Задачи на выбор способов межличностного взаи­модействия и общения в ходе совместного решения задач

q Задачи на выработку «чувства ситуации», поиск ин­туитивных решений в сложной конфликтной ситуации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: