Метод анализа конкретных ситуаций заключается в том, что на занятии обучаемым дается описание реальной ситуации из профессиональной деятельности обучаемых, в которой они сами должны определить, в чем состоит проблема, что уже известно, что необходимо найти и что для этого потребуется. Такие ситуации, как правило, не имеют только одного или однозначного ответа.
В настоящее время конкретная ситуация — это четкое, отредактированное изложение случая из профессиональной практики, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении, или сформулированная в форме ситуации, имеющая большое значение для подготовки соответствующих специалистов. Она практически всегда включает в себя противоречие (конфликт) с окружающей социальной, производственной или природной средой.
С точки зрения получаемого результата ситуации (кейсы) делятся на:
1. Проблемные – результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения.
2. Проектные – в качестве результата выступает программа действий по преодолению обнаруженных проблем.
По степени новизны выделяются три вида возможных ситуаций:
1. Ситуация известна. Для ее разрешения имеются подобные конкретные образцы. В этом случае метод решения ситуации стандартный.
2. Ситуация частично известна. В этом случае ее необходимо сравнить с другими подобными ситуациями. Подобные ситуации не всегда аналогичны, но в то же время могут иметь единую основу, тогда видоизменив ее, как бы приблизив к рассматриваемой ситуации, можно выбрать оптимальное решение.
3. Неизвестная ситуация. Такая ситуация, которая не встречалась в практической деятельности, ее нельзя сравнить с каким-либо образцом даже с помощью определенной модификации. Следовательно, необходим поиск нового метода решения.
|
По полноте выдаваемой информации можно выделить три варианта конкретных ситуаций: с развернутым, частичным или минимальным объемом выдаваемой информации
Объем получаемой обучаемыми информации обусловливается решаемыми на занятии дидактическими и воспитательными задачами, уровнем подготовки обучаемых, развитостью у них творческого мышления.
В зависимости от дидактических целей и особенностей содержания изучаемого материала метод анализа конкретных ситуаций может применяться в следующих вариантах:
1. А нализ конкретной ситуации как ее оценка. Обучаемым дается описание конкретного события и принятых мер. Их задача: оценить источники, механизмы, следствия ситуации и принятых мер или действий должностных лиц. Чаще всего для анализа обучаемым предлагается описание конкретного случая (неожиданные для руководителя поступки сотрудника, конфликтная ситуация во время консультирования психологом клиента) и соответствующие меры со стороны действующих лиц. Обучаемые должны на основе всестороннего изучения ситуации дать оценку правильности (неправильности) их действий, предложить свой вариант квалифицированной деятельности специалистов;
2. А нализ конкретной ситуации как выработка алгоритма решения профессиональной задачи. Конкретная ситуация представляется обучаемым в виде проблемной ситуации-задачи, которая возникла или стоит перед профессиональной практикой.
|
В учебном процессе важно использовать реальные ситуации и задачи, с которыми обучаемым приходится встречаться или придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности, однако недостаточность знаний и умений не позволяет эффективно их разрешать.
В качестве способов предъявления ситуации могут быть применены следующие приемы и способы:
q обучаемым письменно или устно дается описание событий с последующим заданием.
q видеозапись определенного реального события (эпизоды индивидуальных бесед, фрагменты учебных занятий и др.);
q киноэпизоды художественных и документальных фильмов;
q магнитофонная запись интервью, беседы, доклада и т.д.;
q фотодокументы, схемы, графики, диаграммы, отражающие состояние какого-либо факта, процесса из различных исторических или современных событий;
q «досье ситуации» — различные документы, отчеты, докладные записки, инструкции, проекты и т.п.;
q выступление на занятии авторитетного специалиста, участника определенного события.
Учебное занятие с использованием методов решения задач или анализа конкретной ситуации предполагает сходную организацию.