Эффект вытеснения и фискальная политика.




 

Предположим, что экономика находится в стадии спада. Правительство начинает проводить стимулирующую фискальную политику: оно увеличивает (с разрешения парламента, конечно) государственные расходы (G ↑). Возникает бюджетный дефицит.

Как его финансировать? Способов финансирования бюджетного дефицита всего 2:

– просто напечатать дополнительные денежные купюры;

– выпустить государственные ценные бумаги (т.е. одолжить у населения).

Пусть правительство выпускает займ. Тем самым оно вступает вконкуренцию с частными предпринимателями за финансовые ресурсы. Этот дополнительный спрос на деньги вызовет рост «цены денег», т.е. % ставки. Выросшая % ставка будет означать неисполнение («вытеснение») некоторых частных инвестиций.

 

 

Графически это означает, что перемещение вверх совокупных расходов из-за роста государственных расходов (G ↑), может вызвать перемещение вниз частных инвестиций (In ↓). И если инвестиции сократятся на столько же, на сколько выросли правительственные расходы, то фискальная политика окажется абсолютно неэффективной.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Как повлияет изменение государственных расходов на ЧНП*?

2. В чем особенность влияния налогообложения на ЧНП*?

Что значит сбалансированный бюджет?

Чему равен мультипликатор сбалансированного бюджета?

Как правительство может использовать фискальную политику для стабилизации экономики?

Что такое «эффект вытеснения» и к чему он приводит?

Денежный рынок (Л.3, глава 15).

 

 

Главные функции денег

 

На вопрос: «Что такое деньги?», – экономист ответит: Это то, что деньги делают. Каковы же их функции?

1) Первая: быть средством обращения. Деньги избавляет от неудобств бартерного обмена и дают возможность воспользоваться преимуществами специализации труда.

2) Вторая: быть мерой стоимости, т.е. общим измерителем всех благ, что позволяет сравнивать ценность различных товаров.

3) Третья: быть средством сбережений. Являясь самым ликвидным (т.е. легкореализуемым) имуществом, они удобны для хранения богатства.

 

 

Предложение денег

 

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают частные лица, организации, государство и которые обеспечивают обращение товаров и услуг в хозяйстве страны.

Доля бумажных денег (наличных) в денежной массе рыночной страны не превышает 25%. Основная часть сделок в рыночной экономике совершается за счет использования безналичных денег (т.е. банковских счетов).

Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государства, а текущие счета – обязательствами банков.

Как правило, все металлические деньги являются символическими деньгами. Это означает, что стоимость того кусочка металла, из которого изготовлена монета, меньше, чем номинал, указанный на монете. Это делается для того, чтобы предотвратить переплавку монет в слитки для перепродажи. Если бы стоимость металла была больше номинала, такие монеты стали бы исчезать из обращения. В этой потенциальной опасности – недостаток металлических денег.

В странах с рыночной экономикой должник редко отдаёт долг наличными. Он выпишет чек на нужную сумму со своего текущего счета и пошлет его по почте. Получатель чека индоссирует его (т.е. сделает передаточную надпись на обороте чека, когда получит по нему наличные). А лицо, выписавшее чек, получает его погашенным, как квитанцию о том, что поручение выполнено. Таким образом, чекэто средство передачисобственности на вклады в банке.

А кредитные карточки – это деньги? Выполняют ли они все (три основные) функции денег? Нет. Это средство получения краткосрочной ссуды в банке, выпустившем карточку. Ведь, делая покупки, владелец карточки уверен, что банк возместит эту сумму магазину. А затем (или до того) владелец возместит эту сумму банку, причем он ещё и за услугу заплатит. Итак, кредитная карточка – это средство синхронизации расходов и доходов.

 

 

Золотой стандарт»

 

Деньги – это обязательства государства. Возникает вопрос: собирается ли государство обменивать имеющиеся у людей бумажные деньги на что-нибудь очень весомое, например, золото?

Большинство экономистов считают, что возвращаться к практике «золотого стандарта» не следует. А что это такое? Это положение, когда количество денег в стране связано с объемом официального золотого запаса страны и правительство обязано покупать и продавать золото по фиксированной цене.

Казалось бы, это дисциплинирует и только. Государство не может произвольно увеличить предложение денег.

Во-первых, рыночная экономика по своей природе нестабильна. И государство должно изменять денежное предложение для смягчения колебаний объема производства, цен, процентных ставок. Введение «золотого стандарта» исключает такие стабилизирующие действия правительства.

Во-вторых, нет гарантий, что добыча золота или технология его переработки будет изменяться медленно. Неожиданное увеличение количества золота (т.е. резкий рост предложения денег) может вызвать волну инфляции (как в средневековой Испании из-за открытых в Южной Америке месторождений серебра).

В-третьих, фиксированная цена на золото может отклоняться от равновесной (рыночной).

 

 

Если рыночная цена ниже фиксированной, то денежное предложение увеличивается (из-за излишка золота). А если рыночная цена выше фиксированной, то дефицит золота уменьшит денежное предложение. Это вызовет спад.

Если не золотой запас, то что является опорой для денег?

Отложим по вертикальной оси ИПЦ. Он растёт. И покупательскую способность (ПС) одной денежной единицы. Это количество товаров и услуг, приобретаемых за 1 денежную единицу.

 

Понятно, что ПС изменяется обратно пропорционально уровню цен (т.е. ИПЦ).

Рост ИПЦ означает инфляцию. Деньги всё хуже выполняют свои функции:

- быть средством обращения (люди стремятся как можно быстрее потратить их; деньги становятся «горячими»);

- в качестве сбережений деньги данной страны используют только, если не падает их ПС;

- в качестве меры стоимости деньги тоже могут быть использованы только, если их ПС= const.

Вывод: главной опорой наличных денег является способность государства сохранять относительную стабильность их покупательной способности.

Для этого государство проводит

- соответствующую фискальную политику

- и контролирует предложение денег.

 

 

2.9.4. Спрос на деньги

 

Причин, по которым людям нужны деньги две:

1) И гражданам, и фирмам деньги нужны для покупок (сделок). Все деньги, необходимые для этих целей, образуют спрос на деньги для сделок Dt (transaction – сделка).

Количество этих денег зависит от того, каков ВНП (если цены растут - Dt растёт) и если физический объем производства растёт, Dt также вырастет.

2) Вторая причина, по которой люди держат деньги у себя, вытекает из их функции быть средством сбережения, – т.е. существует спрос на деньги состороны активов (Da).

Вообще, люди могут держать свои финансовые активы в различных формах: в виде акций, в виде облигаций, в виде государственных облигаций, в виде денег. Каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы. Учитывая, что владение деньгами как активами не приносит доход, нужно решить: сколько денег держать в виде облигаций, а сколько – в виде денег. Решение зависит от ставки процента. Когда процентная ставка низкая, люди большее количество денег держат в качестве активов. А когда процент высок, владение наличностью невыгодно, и меньше денег будут держать люди в качестве активов.

Учитывая, что спрос на деньги для сделок не зависит от % -ой ставки:

 

 

Суммарный спрос на деньги Dm=Dt + Da:

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: