ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ. Второе ноября




Второе ноября

Домашняя работа

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений

Упражнение 107

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Цель урока:

• повторить и закрепить понятие обособления и выделительных знаков препинания при обособлении, а именно:

отличительные особенности обособленных членов предложения,

виды обособления,

виды обособленных определений (согласованные и несогласованные),

способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным),

способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение),

правила обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения),

правила обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания),

правила обособления приложений (определений, выраженных существительным).

Задачи:

• научиться правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения, объяснять условия обособления определения, находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;

• развивать языковое чутье и логическое мышление,

• воспитывать интерес к русскому языку.

Основные понятия:

Обособлением называют выделение осложняющих членов предложения пунктуационно и при помощи интонации.

Обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире.

Приложение определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Определяемое слово существительное или личное местоимение, к которому относится определение и от которого задается вопрос к определению.

Основное содержание занятия

Прочитаем предложение:

Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

Здесь определения характеризуют определяемое слово. Но если изменить порядок слов в предложении, мы должны сделать логическое ударение на определениях «тусклый и красный», которые теперь стоят после определяемого слова, а значит, придать им большую смысловую нагрузку.

Наконец выплыл месяц, тусклый и красный.

Таким образом, мы видим, что языковым способом выражения обособления является интонация. Интонация обособления выражается усилением ударения, паузами, убыстрением темпа.

Термин «обособление» ввёл в науку учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Все они имеют как общие, так и собственные правила обособления.

На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – с помощью тире. Это выделительные знаки препинания, они всегда парные, то есть ставятся с двух сторон обособленного члена.

Вот пример обособления с помощью выделительных запятых:

Тучи, редея, лениво расползались по небу.

А это пример обособления распространённого приложения с помощью выделительных тире:

Перед дверями клуба – широкого бревенчатого дома – гостей ожидали встречающие.

Итак, обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире.

В основном, обособляются (выделяются на письме с двух сторон запятыми или тире) следующие второстепенные члены предложения:

1. Определения, выраженные причастными оборотами, развёрнутые определения, определения, стоящие после определяемого слова;

2. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами;

3. Приложения;

4. Уточняющие обстоятельства.

Рассмотрим предложения:

Прочитанные в детстве книги (↑) помнятся всю жизнь (↓).

Пожелтевшие от времени страницы (↑) совсем рассыпались (↓).

Сравните с интонацией в следующих предложениях:

Книги (↑), \\прочитанные в детстве, (↑) \\ помнятся всю жизнь (↓).

Страницы (↑),\\пожелтевшие от времени (↑), \\ совсем рассыпались (↓).

С помощью особой интонации обособления в этих предложениях выделяются смысловые отрезки – причастные обороты.

Вспомните, что интонация обособления возникает в том случае, когда причастный оборот в предложении располагается после определяемого слова. Он выделяется не только интонацией, но и знаками препинания, а значит, является обособленным.

Вообще обособление определений во многом зависит от коммуникативных намерений говорящего – его намерения выделить отдельные смысловые отрезки предложения.

Но существуют определённые правила обособления определений. Так, всегда обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению. Например,

Дружившие с детства, они (личн. мест.) никогда не расставались.

Обособляются также согласованные распространённые определения, если они стоят после определяемого слова. Например,

Ягоды, | собранные детьми |, были вкусны.

Обособляются и два и более нераспространённых согласованных определения, если они стоят после определяемого слова, например,

Ветер, тёплый и ласковый, разбудил детей на лугу.

Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочное обстоятельственное значение причины или уступки. Например,

Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжать путешествие. Почему не могли продолжать путешествие? – Были измучены тяжёлой дорогой.

Необходимо отметить, что несогласованные определения тоже могут быть обособлены, если они выражены существительными в косвенном падеже или сочетанием существительного с прилагательным или числительным и имеют характер дополнительных разъяснений. Например,

Николай, с лицом спокойным и серьёзным, внимательно читал какую-то книгу.

o Определения обособляются, если

1) относятся к личному местоимению.

2) являются распространёнными и стоят после определяемого слова

3) два и более согласованных нераспространённых определения стоят после определяемого слова

4) согласованное определение стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.

5) несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже или сочетанием существительного с числительным или прилагательным, имеет характер дополнительных разъяснений.

Рассмотрим условия обособления приложений.

 

Во-первых, приложение обособляется, если относится к личному местоимению. Например, Его, бывалого охотника, заинтересовало это явление.

Во-вторых, приложение обособляется, если относится к имени собственному и стоит после него. Например, Тарас Бульба, казачий атаман, погиб в огне.

В-третьих, приложение обособляется, если оно стоит после определяемого существительного. Например, Березонька-беляночка, красавица лесов, проснулась спозараночку от птичьих голосов.

В-четвёртых, приложение обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Например, Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

Также обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности. Например, Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.

Но не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как характеризует предмет с какой-либо одной стороны.Например, Все знали Женю как надёжного друга.

Обособлять приложения можно не только запятой, но и тире. Например, когда надо подчеркнуть их значение, обозначить более длительную паузу.

Весь мир радовался подвигу Юрия Гагарина — первого космонавта Земли. Мы — первопроходцы в космосе — гордимся достижениями нашей науки и техники.

Условия обособления приложений:

1) приложение относится к личному местоимению;

2) приложение относится к имени собственному и стоит после него;

3) приложение стоит после определяемого существительного;

4) приложение имеет добавочное обстоятельственное значение.

Примеры:

а) Капитан пограничных войск, он служил на Дальнем Востоке.

б) Максим, спортсмен-спелеолог, рассказывал много интересного о пещерах Кавказа.

в) По вечерам художник встречался со своим новым другом, известным археологом, занимающимся изучением быта и культуры народов Древней Индии.

г) Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем в учении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: