Содержание
1. Неориторика и современное образование. 2
2. Неориторика и смежные дисциплины.. 3
3. Возникновение неориторики. 4
4. Специфика и направления неориторики. 8
5. Сущность и цели неориторики. 12
6. Проблематика неориторики. 16
7. Части (каноны) риторической разработки речи. 20
8. Перспективы риторики. 27
Библиографический список. 28
1. Неориторика и современное образование
Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) [1].
Раздел неориторики в процессе модернизации вузовского образования играет особую роль. Неориторика, в основе которой заложена антропологическая парадигма, несет дидактические возможности формирования у студентов целевого речетворческого умения – коммуникативной компетентности, понимаемой как комплекс знаний, умений, позволяющий коммуниканту добиваться результативности в общении.
Цель введения курса по неориторики в гуманитарных вузах – формирование образов представлений и знаний, определяющих коммуникативные стратегии гармонизирующего диалога и соответствующую профессиональную коммуникативную компетенцию. Задачами курса являются разработка моделей современного научного осмысления проблем, сопряженных с языковым сознанием участников коммуникативного процесса (говорящего и слушающего), порождением, восприятием и интерпретацией речи.
Введение курса по неориторике способствует внедрению в учебный процесс активных технологий обучения: коммуникативных игр, нериторических тренингов и практикумов. Данные технологии ориентируют разработчиков процесса методического моделирования на переход от формально-знаковой к личностно-деятельностной парадигме. В результате учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Практические занятия проводятся в игровой форме, дебатов, мозгового штурма и носят версионный характер. Основным объектом становится «эффективная речь», направленная на определенного адресата, взаимодействующая с адресантом в конкретном коммуникативном контексте. В частности, продуктивной представляется модель Ш. фон Туна, учитывающая содержание сообщения и его личностный смысл.
Одна из основных задач, которую призвана решить неориторика, – выработка бережного отношения студентов к слову не только как к эстетической ценности, но и могучему средству выражения мыслей и самовыражения личности.
Неориторические игры могут быть использованы не только для развития лабильности, гибкости мышления, но и выработки навыков снятия аудиторного шока. Представляется, что игровая технология может стать одним из наиболее эффективных методических направлений в области неориторики, так как «человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й. Хейзинг). Таким образом, ценность неориторической науки состоит в том, что она не только дает речеведческие знания и совершенствует умения пользоваться речью будущих выпускников вуза – специалистов, но и помогает подготовить коммуникативно грамотного профессионала, обладающего речевой компетенцией[2].
Неориторика и смежные дисциплины
Неориторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук (работы В.Н.Топрова, Ю.М.Лотмана). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, но также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.
К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.