I. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ПИГМЕНТЫ




КЛАССИФИКАЦИЯ ПИГМЕНТОВ И КРАСОК

 

Все пигменты делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты — это белые, черные и серые, хроматические — все цветные. Хроматические пигменты, в свою очередь, делятся на две подгруппы — теплые (желтые, оранжевые, красные) и холодные (зеленые, голубые, синие, фиолетовые). По химическому составу пигменты делятся на минеральные и органические. Отдельные пигменты или группы пигментов разделяют по хромофору, то есть по атому или группе атомов, которые обусловливают их окраску. С учетом названных принципов пигменты группируют следующим образом:

 

I. Ахроматические пигменты — минеральные. Белые:

свинцовые белила, литопон и сульфонон, титановые белила, цинковые белила, белые пигменты для водных связующих (бланфикс, мел, известь), серебро. Черные: сажи и черни.

 

II. Хроматические пигменты — минеральные. Желтые, оранжевые, красные: железоокисные пигменты с: хромофором Fe2+ и Fe3+ (желтые, коричневые и черные окислы железа);

кроно-хромовокислые пигменты с хромофором СrО42- (желтый свинцовый крон, оранжевый свинцовый крон, красный свинцовый крон, свинцово-молибденовый крон, цинковый крон, стронциановая желтая и др.); кадмиевые и ртутные пигменты — сернистые и селенистые пигменты с хромофором S2- и Sc2- (желтый кадмий, оранжевый кадмий, красный кадмий, киноварь);

окислы свинца с хромофором Рb2+ (глет, сурик, и др.); твореное золото. Зеленые, синие, фиолетовые:

хромовые пигменты с хромофором Сr3+ (окись хрома, изумрудная зелень); медные пигменты с хромофором Сu2+(медянка, зелень Шееле, швейнфуртская зелень и др.);

смешанные зеленые пигменты (свинцовые зелени, цинковые зелени); ультрамарин;

кобальтовые пигменты с хромофором Co2+ (зеленый, синий, фиолетовый кобальт и смальта);

железная лазурь с хромофором [Fe (CN)6]4-; марганцевые пигменты с хромофором Мn3-, Мn5-, Мn6-.

 

III. Хроматические пигменты — органические красные, коричневые, желтые, зеленые, синие.

 

I. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ПИГМЕНТЫ

 

Белые. Свинцовые белила применялись в живописи задолго до нашей эры. Ядовиты, поскольку соединения свинца растворимы в пищеварительных органах человека. Хорошая кроющая краска, ее можно смешивать со всеми красками, кроме краплака (в смеси со свинцовыми белилами он быстро выцветает). Не рекомендуется смешивать свинцовые белила с пигментами, содержащими в своем составе серу (киноварь, ультрамарин, все кадмии). Свинцовые белила, не защищенные покровным слоем от находящихся в воздухе сернистых соединений, чернеют. Для тонирования и восстановления утрат живописи в качестве заменителей свинцовых белил целесообразно использовать титановые белила.

Литопон. В 1874 году был получен патент на изготовление этой краски, которую назвали цинколитом или литопоном. Недостатком ее является то, что на свету она чернеет даже при незначительном содержании в ней влаги. Поэтому в реставрации живописи на водорастворимых и влагоемких связующих ее не применяют. Использовался ли литопон иконописцами в XIX веке, еще не установлено.

Титановые белила. Из всех белых пигментов они обладают наибольшей кроющей силой. Они инертны к атмосферным воздействиям, их можно смешивать со всеми красками. Эти качества очень ценны при исполнении тонировок в реставрации живописи. Выпускать краску начали в 1917 году. Впоследствии качество титановых белил было значительно улучшено и производство их увеличено.

Цинковые белила были получены впервые в конце XVIII века, но изготовлять их отдельными партиями на фабриках начали с 1830 года. Широкое применение получили во второй половине XIX века в акварельной и масляной живописи. Отличаются от свинцовых белил слабой кроющей силой. В чистом виде имеют синеватый оттенок. Цинковые белила можно смешивать со всеми красками кроме органических, полученных из каменноугольного сырья.

Серебро можно отнести к белым краскам ахроматической шкалы, потому что в древнерусской живописи оно было символом самого белого цвета. Серебряную краску называли твореным серебром. Изготовляли ее из сусального (листового) серебра посредством перетирания в тонкий порошок. Твореное и сусальное серебро на произведении темперной живописи постепенно приобретает серую окраску за счет окисления и других реакций с материалами живописи и засорителями воздуха.

Черные. Начало применения углеродосодержащих пигментов — угля и сажи — относится

к глубокой древности. Все эти краски, кроме бистра, стойки к кислороду воздуха и к свету. В темперной живописи применяли черные краски, приготовленные из саж и из углей. Сажи в России называли копчеными чернилами в отличие от красок, изготовляемых из углей. Сажи получали при сжигании различных органических природных веществ без достаточного притока воздуха. Из неорганических пигментов сажи имеют самый малый размер пигментных частиц. В зависимости от сырья и способа получения сажи в XIX—XX веках появилось много различных названий красок: сажа газовая, ламповая копоть, голландская сажа и другие.

Другую группу черных красок получают путем обугливания органических веществ, то есть в процессе сжигания их в закрытых сосудах без доступа воздуха. Обугленные остатки растирают в порошок.

Бистр — краска, получаемая при сжигании бука, имеет черно-бурый цвет и на свету сереет. Поэтому в реставрации ее применять не следует.

Слоновая кость жженая также известна с древнейших времен. Ее получают сжиганием бивней слонов. Она имеет самый чистый черный цвет, а при разбеле даст столь же чистый серый тон. Кость жженая получается при обугливании костей различных животных; в отличие от слоновой кости жженой имеет красноватый оттенок, сохраняющийся и при разбеле белилами.

Виноградная и персиковая чёрные имеют синеватый оттенок, особенно заметный в разбеле.

Обладая чрезвычайно малым удельным весом, все черные пигменты при затирании порошка со связующим плохо смачиваются. Поэтому в настоящее время перед затиранием их порошки предварительно смачивают этиловым спиртом, а только затем водой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: