III. ХРОМАТИЧЕСКИЕ ПИГМЕНТЫ — ОРГАНИЧЕСКИЕ




Органические пигменты получают посредством осаждения органических красителей на различные: твердые субстраты, на которых они закрепляются посредством химических связей или силами адсорбции. Красителями являются окрашенные органические соединения, обладающие большой красящей силой и способностью сообщать другим веществам прочную и яркую окраску.

Изготовление органических красителей и органических пигментов известно с древнейших времен. До середины XIX века применяли исключительно красители животного и растительного происхождений. Во второй половине XIX века был открыт синтез органических красителей, началось бурное развитие их производства, и естественные красители вскоре были почти полностью вытеснены. Все синтетические красители в настоящее время получают преимущественно из циклических соединений ароматического или гетероциклического ряда, то есть из бензола и его гомологов — нафталина, антрацена, хинолииа, акридина и других.

Естественные органические красители и пигменты готовили в прошлые века из следующих растений и организмов: желтые — из коры плода граната, корня и коры барбариса и травянистых растений (серпухи, лука, дрока и других); красные — из корня марены, красного дерева, мальвы, кошенили, некоторых видов моллюсков южных морей (пурпур); синие — из индигоносных растений, произрастающих в тропических странах, в Европе — из травы вайды; зеленые — из сока коры одного вида деревьев, произрастающего в Китае.

Красные. Краска краплак, изготовляемая из корня красильной марены, на протяжении почти 2000 лет была важнейшей в палитре европейских художников, несмотря на то, что недостаточно устойчива к свету.

Современны краплаку драконова кровь (сок драконового дерева) и индийская киноварь (смола плодов одного из видов пальмы). В темперной живописи их применяли редко.

С середины XVI века в Европе появляется кармин — краска, изготовляемая из насекомых рода кошенилей, паразитирующих на одном из видов мексиканского кактуса. Под тем же названием получали красную краску из многих пород красного дерева, произрастающих в тропических странах. В России широко была известна краска под названием «бакан». Об ее составе и способе получения сведений нет. Все органические красные краски не светостойки.

В темперной живописи эти краски со второй половины XIX века постепенно стали вытесняться синтетическими. Синтетические краплаки различных оттенков (красители на основе ализарина) начали выпускать с семидесятых годов XIX века. Все они устойчивы к рассеянному свету, а на прямом солнечном свету выцветают, как и натуральный краплак. Красные и фиолетовые краплаки изготовляют на различных связующих. Есть они и в акварели.

Под названием «кармин» в настоящее время выпускается краска на основе синтетического пигмента — лака алого. Это группа азопигментов, к которой относится и литоль красный. По своей светостойкости синтетический кармин превосходит природный кармин (из кошенили).

Коричневые. Со времен средневековья и до конца XIX века в качестве коричневых лессировочных красок использовали сепию, мумию, асфальт, кассельскую и кельнскую земли. Сепию получали из моллюска (каракатицы). Асфальт (битум) для живописи привозили из Сирии. Он состоит из минеральных углеводородов парафинового ряда. Краску мумию делали из древних египетских мумий в смеси с асфальтом, ладаном и другими смолами. Кельнскую и кассельскую земли изготовляли из бурого угля. Все эти краски на свету бледнеют. Асфальт же при повышении температуры размягчается, что приводит к порче живописных произведений. В настоящее время под названием «сепия» выпускается краска, составленная из охры красной, краплака фиолетового и сажи газовой. Краска эта более светостойкая, чем натуральная сепия. Коричневые краски из бурого угля под названием «земли» выпускают зарубежные фирмы.

Желтые. Из природных желтых красок с раннего средневековья до настоящего времени в практике применяется только шафрановая желтая, добываемая из цветков шафрана. Ею, как и раньше, пользуются для составления лака, которым имитируют под золото поверхность, покрытую листовым серебром или оловом.

Очень популярны в прошлом были краски стиль де грен, шишгиль, джало санто и другие,

которые получают из незрелых ягод крушины, жостера, авиньонских ягод и так далее. Краски светостойкие. До настоящего времени иногда зарубежные фирмы изготовляют некоторые из них для акварельных наборов.

Не меньшую известность получила с начала прошлого века краска индийская желтая, которую изготовляли на всех видах связующих. В конце XIX века ее вытеснила синтетическая индантреновая жёлтая, которая в продажу поступает часто под названием «индийская желтая».

Гуммигут получали из поврежденной коры дерева гарцинии, произрастающего в странах бассейна Индийского океана.

Множество других желтых красок получали из резеды, серпухи, дрока, кожуры граната и других растений.

Со второй половины XIX века начали выпускать значительное количество желтых красок, приготовленных из различных синтетических пигментов. Многие из них оказались непрочными в смесях с другими красками, и от их производства отказались, заменив более устойчивыми.

Ленинградский завод художественных красок в наборах акварели и гуаши выпускает несколько желтых органических красок. В акварели это золотисто-желтая ЖХ и антрахиноновый желтый пигмент кубовой группы. Обе краски обладают насыщенным ярким цветом теплого оттенка. Краски светопрочные. Такой же прочностью отличаются лимонная ганза и желтая ганза (группа азокрасителей), характеризующиеся высокой укрывистостью, интенсивностью цвета и светостойкостью.

Зеленые. В живописи прошлых веков не применялись. Художники вполне обходились яркими, лессировочными красками ярью-медянкой и венецианской зеленью. В настоящее время изготовляют акварельные и гуашевые краски — изумрудно-зеленую и зеленую травянистую — на основе красителей зеленого фталоцианинового и пигмента зеленого и перманент зеленый — на основе зеленого фталоцианинового и желтого светопрочного 2-3. Все эти краски светостойкие.

Синие. С древних времен известна синяя краска индиго, получаемая из растения индигофера тинкториа, произрастающего преимущественно в Индии. В Европе синие красители извлекали из различных растений, чаще из вайды. Индиго издавна применялась в темперной и акварельной живописи. Краска не очень прочная. В западноевропейской темперной живописи этой краской иногда делали подмалевок под более дорогостоящие синие краски. С конца прошлого века под названием «индиго» выпускают искусственную краску, относящуюся к группе кубовых красителей, которая более прочна, чем природная.

 

 

_______________________________

Классификация пигментов дана по кн.: Беленъкий Е.Ф., Рискин И. В. Химия и технология пигментов. Л., 1960, с. 92—93. Дополнительно авторы включили Пигменты из серебра и золота.

Источник:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: