Новая тема урока: «Права и обязанности граждан».




Целевая установка урока:

I.Образовательная цель: объяснить учащимся, что

1.Согласно Конституции РФ выделяют гражданские, политические, экономические, культурные права.

К основным гражданским правам относится право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести и вероисповедания.

Политические права обеспечивают участие граждан в политической жизни страны. К ним относится право печати и информации, право на объединение, мирные собрания, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, право равного доступа к государственной службе.

Экономические и социальные права ориентированы на благосостояние, социальную защиту, достойный уровень жизни. Каждый имеет право быть собственником, наследовать имущество. Каждый имеет право на труд, образование, жилище и медицинское обслуживание.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности: право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества.

После Нюрнбергского процесса права человека были признаны в международном масштабе, что доказывает Декларация прав человека, принятая в 1948 году.

2. Государство признает детство важным этапом жизни человека. В Российской Федерации гарантировано соблюдение прав ребёнка. Независимый контроль за соблюдением прав детей в РФ осуществляет Уполномоченный по правам человека. С 9 сентября 2016 года эту должность занимает А,Ю, Кузнецова.

3. Помимо прав, каждый человек несёт обязанности. К ним относятся: соблюдать Конституцию РФ, уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, сохранение памятников истории и культуры, уплата налогов, сохранение природы и окружающей среды, защита Отечества.

II. Воспитательная цель: изучая материал о правах и обязанностях граждан, сформировать:

· представление детей о правах и свободах, обязанностях человека и гражданина;

· мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании не только прав человека, но и его обязанностях.

III. Развивающая цель: продолжить развивать навыки анализа источников (Конституции РФ), синтеза, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, музыкальные колонки.

Литература: Конституция РФ,

Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение.- 2014. – 160 с.

 

План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1.Организационный момент. Здравствуйте! Садитесь. Проверка отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя, садятся за парты. Староста пишет список отсутствующих. 30 секунд
2. Актуализация знаний учащихся по теме «Что значит жить по правилам». Работа с терминами по методу «Чистая доска» На слайде написаны понятия и их определения. Когда дети поясняют понятие или дают определение термину, определение или термин пропадают со слайда. 1.Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами Часто обряды совершаются во время церемоний. Какие церемонии вы знаете?   2. Манеры. Конечно, не каждый, у кого есть манеры, соответствуют правилам этикета, автоматически считается воспитанным или деликатным человеком. Как же стать таковым?   3.Привычка. Большинство привычек приобретается стихийно. Есть полезные, вредные и опасные привычки. Какие вы можете привести примеры? Т.О нам необходимо четко понимать какие привычки нам могут быть полезны, а какие отрицательно влияют на наше здоровье   4. Правило. В обществе действует множество правил, или социальных норм. Расскажите о их разновидностях, что они устанавливают и приведите примеры Т.О есть предписывающие,запрещающие,нормы-правила,нормы-ожидания, фориальные и неформальные нормы.     5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности. Они устанавливают кто, в какой очередности, каким жестом или предметом совершает действие. 6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 7.. Правила или образцы действий, одобряемые обществом. Обычаи наследуются от предков, передаются из поколения в поколение. Особую роль играли в древние времена, когда их соблюдение рассматривалось как непременное условие сохранения порядка 8. Санкции.     9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах, составляющая единое целое. Правила эти складывались веками. Назовите примеры правил этикета? Не имеет значения, где именно находится человек: в магазине, общественном транспорте, на улице, на работе, у себя дома. Всегда и везде надо уметь вежливо обращаться к окружающим.   ПЗ почему в обществе необходимо соблюдать правила(социальные нормы?)     ППЗ Какие социальные нормы появились в 21 веке . Учащиеся по поднятой руке отвечают на вопросы.   1. Обряд.     Так, например, чайная церемония в Японии включает особые наряды участников, особый способ приготовления чая, неспешную беседу   2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную.. Нужно воспитать в себе внутреннюю культуруоценку окружающих 3.Последовательность действий Полезные: делать зарядку по утрам планировать свое время; поддерживать чистоту и порядок; Вредные: читать лежа, разговаривать во время еды. Опасные: курение, употребление алкоголя и наркотиков   4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах По направленности- предписывающие и запрещающие(какое поведение желательное, какое недопустимо)-дорожные знаки По степени обязательности: Нормы-правила (какое поведение обязательно для данной категории людей)- при встрече со старшим по званию военные отдают честь Нормы- ожидания(поведение допустимо, хотя и не желательно) – опоздание на встречу По форме: формальные(зафиксированы в письменной форме) закон, предисание Неформальные(обеспечиваются обычаем и привычкой(этикет) 5. Ритуал)   6. Право   7. Обычаи     8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм. 9. Этикет Например, вежливое общение, приличное поведение в общественных местах, уступать место в транспорте старшим     ПЗ Правила(социальные нормы) служат эталоном, образцом поведения, помогают сохранить порядок в обществе ППЗ выключать мобильные телефоны в кино, театре, музее. При лично встрече стараться не пользоваться мобильным телефоном и др. 13 минут
Вывод учителя по теме «Что значит жить по правилам». Итак, находясь с другими людьми, мы сталкиваемся со множеством правил, которые стали общественными нормами. Правила регулируют отношения людей, помогают совершать одобряемые обществом действия, и избегать того, что общество осуждает и не признаёт. Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на наши действия, когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причиняют неудобства окружающих Социальные нормы обновляются, по мере развития общества. Если следовать социальным нормам не только, когда вокруг множество людей, но и когда поблизости никого нет, то это входит в привычку и становится чертой характера. Правила поведения могут быть как относительно мягкими пожеланиями, так и относительно жёсткими запретами, за нарушение которых предстоит отвечать перед государством. О таких правилах мы поговорим далее Учащиеся слушают 1 мин
4. Переход к новой теме урока «Права и обязанности граждан» Из курса истории давайте вспомним, чем отличался гражданин Древней Греции от раба? Действительно, гражданами признавались лица, чьи родители были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки дема. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Обязанности заключались в том, чтобы каждый гражданин оберегал свое имущество, трудился на своем земельном участке. Как вы думаете, схоже ли положение гражданина Афин и гражданина РФ?   Т.О. какова тема нашего урока? Граждане имели права, а рабы нет.     Схоже положение. Так же имеют права и обязанности. «Права и обязанности граждан». 1 мин
5. Новая тема урока «Права и обязанности граждан» 1. Права и свободы человека и гражданина.   2 Права ребёнка и их защита.   3. Обязанности   Т.О существуют различные группы прав: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.   По окончании Второй мировой войны состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками. Их обвиняли в преступлениях против человечества: в убийстве миллионов невинных людей, уничтожении военнопленных и гражданского населения, создании концлагерей. Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания. После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех принципах, которые помогут защитить человеческую жизнь. Первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, определившую круг основных прав и свобод человека. Подробнее о Всеобщей декларации расскажет докладчик. Всем необходимо ответить на вопросы: 1- что утверждалось в данном документе? 2- какой характер прав человека был признан? 3- что означает всеобщий, неотчуждаемый, неотделимый? Действительно, утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств что предотвратить новую мировую катастроф можно лишь совместными усилиями. Всеобщий характер-все люди рождаются свободными в своих правах и достоинстве независимо от расы, пола, вероисповедания. Неотчуждаемые- неотделимы от самого человека. Неделимый- каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других.     Дети – равноправные граждане любой страны, не достигшие 18 лет, у который есть свои права. Защита прав и интересов несовершеннолетних детей – важная задача, которую должно решать любое государство. Перечень прав, закреплённых в Конвенции о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 20 ноября 1989 г.
  • право на жизнь;
  • право на имя и на приобретение гражданства;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, если ребёнок разлучается с ними;
  • право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка;
  • право на свободу мысли, совести, религии;
  • право на свободу ассоциаций (объединений) и мирных собраний, не нарушающих общественный порядок;
  • право на защиту закона от произвольного или незаконного вмешательства или посягательства в личную жизнь ребёнка;
  • право на уровень жизни, необходимый для развития ребёнка;
  • право на отдых и досуг;
  • право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, если ребёнок лишён своего семейного окружения;
  • право на образование;
  • право на защиту от экономической эксплуатации (присвоения плодов чужого труда).
В России регулируются такими законодательными документами, как: · Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; · Законодательство РФ об охране здоровья граждан; · Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ; · Федеральный закон «Об образовании»; · Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей; · Закон о социальной защите инвалидов в РФ. · Федеральный закон об опеке и попечительстве В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.   С 9 сентября 2016 года эту должность занимает А,Ю, Кузнецова.   Из доклада мы услышали, что во Всеобщей декларации упомянуты также обязанности граждан. Обязанности взаимосвязаны с правами и свободами. Обязанности без прав так же невозможны. Снова обратимся к КРФ. Анализируя статья, мы выявим круг обязанностей каждого гражданина РФ. Т.О. каждый гражданин обязан 1. Соблюдать КРФ и законы РФ.- ст 15 2. Заботиться о несовершеннолетних детх и нетрудоспособных родителях- ст.38 3. Обеспечить получение детьми основного общего образования. Ст-43 4. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Ст 44 5. платить налоги ст 57 6. Защищать Отечество 7. Сохранять природу и окружающую среду ст 58. Таким образом помимо широкого круга прав каждый человек должен выполнять конституционные обязанности
1. Работа по группам: 1 группа читает о сущности гражданских права в учебнике, затем читают примеры в КРФ(ст.17-29) и рассказывает. 2 группа читает о сущности политических права в учебнике, затем читают в КРФ(ст.30- 33) о них и рассказывает. 3 группа читает о сущности экономических прав в учебнике, читают в КРФ(ст. 34-37) о них и рассказывает. 4 группа читает о социальных и культурных правах в учебнике, читают в КРФ(38-43 ст) ст 44) о них и рассказывает.   Каждую группу прав учащиеся записывают в рабочий лист с примерами   Доклад Декларация прав человека 1948 г. Все остальные учащиеся слушают и отвечают на вопросы после доклада: 1- утверждалось, что права человека не могут быть лишь вопросом внутренней политики отдельных государств. 2 – был признан всеобщий, неотчуждаемый, неделимый характер прав человека. 3- Всеобщий характер -все люди рождаются свободными в своих правах и достоинстве. Неотчуждаемые - они принадлежат всем людям независимо и наследовать. ни от чего, их не нужно покупать, зарабатывать Неделимый- каждый человек обладает всей совокупностью прав   Дети слушают и фиксируют в рабочий лист.     Дети читают статьи КРФ и формулируют обязанности. 1. Соблюдать КРФ и законы РФ.- ст 15 2. Заботиться о несовершеннолетних детх и нетрудоспособных родителях- ст.38 3. Обеспечить получение детьми основного общего образования. Ст-43 4. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Ст 44 5. платить налоги ст 57 6. Защищать Отечество 7. Сохранять природу и окружающую среду ст 58. 11 мин  
6. ПЗ ППЗ Почему каждый человек, имея свои права, должен нести обязанности. Права и обязанности определяют допустимое и должное поведение человека.     Сравните права и обязанности современного человека и гражданина Древней Греции?   Права и обязанности современных граждан и обитателей полиса схожи. Например схоже право личной неприкосновенности Право на земельный участок, право на участие в делах государства. Из различий выделяется то, что в Греции гражданскими правами наделялись только Мужчины, женщины же в своих правах были серьезно урезаны. В России же на законодательном уровне мужчины и женщины равны. Обязанности заключались в том, чтобы каждый гражданин Афин оберегал свое имущество, защищал Отечество. Отличие- труд современного человека свободен, а житель полиса обязан был трудиться на своем земельном участке. Современный человек свободен в выборе веры, а гражданин Афин был обязан почитать отеческих богов. Т.О. Положение современного гражданина РФ схоже с положением граждан Древней Греции, но имеет свои отличия. ПЗ. Обязанности взаимосвязаны с правами и свободами. Обязанности невозможны без прав. Свобода становится настоящей только тогда, когда она способствует установлению порядка. Права и обязанности современных граждан и обитателей полиса схожи. Например схоже право личной неприкосновенности Право на земельный участок, право на участие в делах государства. Из различий выделяется то, что в Греции гражданскими правами наделялись только Мужчины, женщины же в своих правах были серьезно урезаны. В России же на законодательном уровне мужчины и женщины равны. Обязанности заключались в том, чтобы каждый гражданин Афин оберегал свое имущество, защищал Отечество. Отличие- труд современного человека свободен, а житель полиса обязан был трудиться на своем земельном участке. Современный человек свободен в выборе веры, а гражданин Афин был обязан почитать отеческих богов. 3мин
7. ДЗ §2- читать. Самостоятельно изучить п.2 «Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина» «В классе и дома» - вопрос 3 –письменно.*   1 мин
8. Рефлексия.     2 мин
9. Оценки Организуем оценочную работу в парах Оценивают работу соседа 1мин


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: