Макроэкономика и экономическая политика




 

Нормативная экономическая теория, также как и позитивная, широко используется при разработке программ экономической политики государства. Однако, в отличие от позитивной теории, нормативная экономическая теория учитывает не только объективные экономические закономерности, но и устанавливает приоритеты социально-экономического развития, позволяющие определять цели экономической политики государства.

Макроэкономическая политика – это деятельность государства направленная на создание правовых и экономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого экономического развития национальной экономики. Выработка макроэкономической политики предполагает достижения конкретных целей. Ниже представлено краткое описание основных этапов формирования политики.

1 этап - провозглашение целей. Первым этапом является четкая формулировка цели. Если мы говорим, что добиваемся «полной занятости», то имеем ли мы в виду, что, скажем, все люди от 16 до 65 лет должны иметь работу? Или мы подразумеваем, что работу должны иметь все, кто хочет работать? Следует ли нам допустить некоторый «нормальный» уровень безработицы, обусловленный неизбежными измене­ниями в структуре производства и добровольной сменой рабочих мест работниками? Цель должна быть сформулирована точно. Широко признанными во многих странах мира, в том числе, в Украине, являются следующие цели:

1. Экономический рост. Производство товаров и услуг в большем объеме и лучшего качества или, го­воря проще, достижение более высокого уровня жизни.

2. Полная занятость. Обеспечение подходящими рабочими местами всех тех, кто желает и способен работать.

3. Экономическая эффективность. Получение максимальной отдачи с использованием имеющихся производственных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен. Предотвращение значительного повышения или значительного понижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. Экономическая свобода. Гарантирование компаниям, работникам и потребителям высокой степени свободы в их экономической деятельности.

6. Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нище­те, в то время когда другие купаются в роскоши.

7. Экономические гарантии. Социальное обеспечение для хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, уволенных в результате сокращения, престарелых или для тех, кто по иным причинам оказался лишенным возможности получать хотя бы минимальный доход.

8. Торговый баланс. Поддержание разумного баланса в международной торговле и международных финансовых сделках с другими странами.

2 этап - возможные варианты политики. Следующим шагом должно стать формулирование альтернативных вариантов политики, призванных достичь желаемой цели, и определение возможных последствий каждого из этих вариантов. Это требует ясного понимания экономического воздействия, выгод, издержек и политической целесообразности альтернативных вариантов политики. Например, что должно сделать государство для достижения полной занятости - применить фискальную политику, денежную политику, образовательную политику или же политику субсидирования оплаты труда для тех фирм, которые согласятся предоставить рабочие места инвалидам и другим людям, имеющим меньше преимуществ при найме.

3 этап – реализация и оценка выбранной политики. По результатам применения выбранной политики необходимо оценить ее эффективность. Экономическую политику можно улучшить только проведя непредвзятую оценку. Изменился ли уровень занятости в результате конкретных изменений в налоговой системе или в величине денежной массы в той степени, в какой это предполагалось? Принесло ли дерегулирование определенной отрасли (например, авиаперевозок) предполагавшиеся положительные результаты? И если нет, то почему?

Осуществляя макроэкономическую политику, правительство и национальный банк опираются на рыночный механизм и ряд инструментов государственного регулирования экономики, которые можно подразделить на три основных вида: правовые, административные и экономические.

Правовые инструменты – это законодательные и подзаконные акты, регламентирующие основные правила экономической деятельности участников рыночного процесса. Они устанавливают права и обязанности юридических и физических лиц, а также возможные санкции за их нарушение. Среди правовых инструментов наибольшее значение имеют законы о собственности, предпринимательской деятельности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, о налогах, социальной защите и т. д.

Административные инструменты – это указы, постановления, распоряжения исполнительных органов, которые разрешают, запрещают или ограничивают отдельные виды хозяйственной деятельности. Например, установление квот, экологических норм, выдача лицензий и т. д.

Экономические инструменты – это государственный бюджет, налоги, процентные ставки и т. д.

Широкое использование экономических инструментов характерно для смешанной экономики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: