1) проверка соблюдения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества, человека
2) охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения правонарушений
3) государственные мероприятия, закрепленные в праве и направленные на природопользование и охрану окружающей среды
4) применение мер государственного принуждения к виновным в нарушении обязательных мероприятий по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов
5) государственная служба наблюдения, осуществляемая на двух уровнях: общем и отраслевом
25. Учет природных ресурсов - это:
1) кадастры;
2) мониторинга;
3) сведения о количественных и качественных показателях природных ресурсов
4) стандартизация хозяйственной и иной деятельности с позиции экологических интересов
5) оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
26. Место и значение экологической экспертизы в системе гарантий и качества окружающей среды:
1) формирование условий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности
2) одна из форм проверки
3) оценка уровня возможных негативных последствий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы
4) обеспечение предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества
27. Принципы экологической экспертизы:
1) независимость и вневедомственность
|
2) широкая гласность
3) законодательная основа
4) принцип научной обоснованности
5) комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду и ресурсы намечаемой хозяйственной или иной деятельности
6) все ответы правильные
28. Экологический контроль - это:
1) вид государственной административно-управленческой деятельности
2) законом установленный круг полномочий должностных лиц органов государственного экологического контроля
3) круг полномочий должностных лиц органов государственного экологического контроля
4) проверка работы очистных сооружений и установок, а также установленных требований и нормативов
29. Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства - это:
1) специфическая обязанность граждан и юридических лиц нести какой-либо вид ответственности за нарушения норм экологического права
2) преступное деяние - объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным основанием
3) ответственность за экологические правонарушения основана на принципах законности, равенства граждан перед законом
4) уголовная, административная, гражданско-правовая
5) экологические правонарушения - проступки
30. Виды ответственности, наступающие за экологические правонарушения: :,
1) эколого-правовая ответственность
2) эколого-экономическая ответственность
3) материальная ответственность
4) уголовная и административная виды ответственности
|
5) уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная виды ответственности
31. Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде:
1) добровольное возмещение
2) возмещение по решению суда или арбитражного суда
3) возмещение вреда в натуре
4) возмещение вреда в денежной форме
5) возмещение вреда по таксам и методикам исчисления его размера
6) все ответы правильные
32. Система правоохранительных органов, осуществляющих экологические функции:
1) Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Верховный Суд РФ
2) ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, органы специальной компетенции в области природопользования и охраны природы
3) органы, осуществляющие контроль за охраной окружающей среды в промышленности и сельском хозяйстве
4) совокупность государственных органов осуществляющих экологические функции в соответствии с требованиями экологических законов, выявлению причин экологических правонарушений и разработке мер по их предупреждению и устранению
33. Экологические функции правоохранительных органов по природопользованию и охране природы:
1) Конституционный суд разрешает дела о возмещении вреда природной среде
2) Арбитражные суды дают заключения о соответствии Конституции нормативных актов и решений, затрагивающих экологические интересы общества
3) суды выносят протесты, представление по факту экологических нарушений
4) охранительно-контрольные, содействие природоохранным органам, охранительно-договорные функции, регулятивные функции, функции контроля за грузами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации
|
5) профилактические
34. Определите место и роль органов внутренних дел в системе государственных органов, осуществляющих функции природопользования и охраны окружающей среды:
1) государственный орган экологического управления
2) осуществляет охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств 3) органы внутренних дел относятся к числу специальных государственных органов, решающих в объеме своей компетенции задачи в сфере охраны природы с помощью организационно правовых средств
4) охранительно-контрольные функции
5) содействие природоохранным органам
35. Причины и условия, порождающие нарушения экологического законодательства:
1) недостаточно проводимые профилактические меры, направленные на предотвращение и устранение причин и условий, порождающие экологические правонарушения
2) слабая экологическая воспитательная работа ;
3) корыстные мотивы нарушений правил рыболовства, охоты
4) недостаточно полно рассматриваются дела о экологических правонарушений в судах
5) неэффективная деятельность в области охраны природы и природопользования органов специальной компетенции
36. Совершенствование экологического законодательства направлено на:
1) соотнесение уголовного законодательства с реальной криминологической обстановкой в стране
2) использования опыта других государств
3) совершенствование концепции экологических преступлений
4) совершенствование законодательства о собственности на природные ресурсы и объекты природы
5) рациональное и эффективное природопользование и охрану окружающей природной среды
37. Совершенствование системы экологического контроля сводится:
1) к усилению предупредительного, текущего и информационного контроля
2) улучшению деятельности государственных органов специальной компетенции природопользования и охраны окружающей природной среды
3) к укреплению и усилению деятельности Минприроды РФ и Государственного комитета по охране окружающей среды
4) к своевременному обеспечению экологической экспертизы по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной, нормативно-технической и иной документации, позиций их соответствия, закрепленным в экологическом законодательстве
5) к совершенствованию системы наблюдений, регистрации, оценки и прогноза изменений состояния биосферы, связанных с воздействием загрязнений и отравлений экосистем
Примерные тесты для проверки знаний студентов: 3 рубежный контроль:
38. Земля как объект эколого-правовых отношений выступает в качестве:
1) планеты, земной оболочки планеты, и как поверхность планеты - почвы
2) объект землевладения, пользования, охраны и взаимодействия с другими объектами природы
3) основного средства производства в сельском хозяйстве, а в городах и населенных пунктах как пространственного операционного базиса
4) экономической функции, выражающейся в использовании ее поверхности •
5) земельного фонда Российской Федерации.
39. Государственное управление собственностью на землю - это:
1) исполнительно-распорядительная деятельность соответствующих государственных органов по ' обеспечению научно-обоснованного, рационального использования и охраны земель, а также по обеспечению режима законности в земельных отношениях
2) основа всех управленческих земельных отношений в Российской Федерации
3), учет земель, земельного кадастра, планирование и научно-обоснованное использование и охрана земель i
4) система мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования земель во всех отраслях хозяйствования, создание благоприятной окружающей экологической среды
5) органы, осуществляющие государственное управление земельным фондом .
40. Правовая охрана земель - это:
1) система правовых, экономических, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, направленных на рациональное использование и защиту земель
2) охрана от загрязнения ядохимикатами и гербицидами, минеральными и другими удобрениями
3) система органов, осуществляющих государственный контроль
4) правовые формы контроля за использованием и охраной земель
5) государственный мониторинг земель.
41. Недра как объект эколого-правовых отношений - это:
1) урегулированные нормами экологического законодательства по рациональному использованию и охране недр, обеспечивающие защиту интересов государства и граждан, права пользователей недр и ответственность за их нарушение
2)- часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающиеся до глубин, доступных для изучения и освоения
3) специфические отношения, связанные с экологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также других видов природных ресурсов
4) отношения по использованию и охране недр.
42. Право недропользования - это:
1) использование полезных для человека свойств экологических, экономических, культурных, оздоровительных
2) институт горного права, составляющий совокупность правовых норм, регулирующих отношения по извлечению полезных свойств недр
3) геологическое изучение, включающего поиски и оценку месторождений и полезных ископаемых
4) пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
5) предоставление недр для захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод.
43. Государственное управление фондом недр сводится к:
1) органам управления государственным фондом недр, которые делятся на органы общей и отраслевой компетенции
2) осуществлению Президентом РФ, Правительством РФ, Госдумой Федерального Собрания РФ и правительств республик в составе РФ, органам государственной власти и управления других субъектов РФ, а также органам управления государственным фондом
3) государственному кадастру месторождений и проявлению полезных ископаемых и государственному балансу запасов полезных ископаемых 4) государственному контролю за рациональным использованием и охраной недр
5) основным требованиям по рациональному использованию и охраны недр.
44. Водные ресурсы как объект эколого-правовых отношений:
1) водные объекты, включенные в состав водного фонда
2) объект права государственной и муниципальной собственности
3) воды Российской Федерации, находящиеся на ее территории, вовлеченные в хозяйственный оборот и состоящие под ее юрисдикции
4) обособленные водные объекты, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами
5) Все ответы неправильные.
45. Право водопользования - это:
1) законодательство, регулирующее отношения водопользования
2) порядок и условия пользования и охраны, регламентирующие нормативно-правовыми актами государственных органов Федеральной власти и органов государственной власти субъектов РФ
3) правовой институт водного права, составляющий совокупность норм, регулирующих отношения водопользования их виды, охраны и оказывающих влияние на другие объекты природы
4) осуществление права владения, пользования, распоряжения
5) право пользования отдельными водными объектами на территории РФ.
46. Правовая охрана вод представляет собой:
1) установленные законодательством РФ технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения
2) совокупность правовых норм, регламентирующих охрану вод
3) государственные мероприятия, закрепленные в праве, регулирующие отношения по охране вод
4) требования водного законодательства к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов
5) осуществление мероприятий специальными государственными органами водного хозяйства с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов).
47. Лес как объект эколого-правовых отношений представляет собой:
1) объект экономических и экологических правоотношений
2) совокупность правовых норм, регулирующих порядок пользования, охраны и зашиты лесных массивов РФ;
3) лесопокрытые площади
4) урегулированные законом мероприятия в области использования лесов, повышения продуктивности их, охраны и защиты
5) не лесные земли (болота, дороги, просеки и др.).
48. Лесной фонд - это:
1) деревья, произрастающие в лесах и сохраняющие биологическую связь между деревьями и прочей древесной растительностью
2) древесина, а также техническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продукты леса, добытые при пользовании лесным фондом
3) небольшие совокупности деревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такого географического, климатического и иного значения, как леса
4) это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии
5) охраняемый законом природный объект, оказывающий влияние на окружающую среду и имеющий значение для развития экономики, культуры, укрепления здоровья населения.
49. Право лесопользования - это:
1) институт лесного права |
2) совокупность правовых норм, регулирующих отношения использования, его виды и охраны лесов
3) производный институт от права собственности на леса;
4) субъективное право, предоставленное лесопользователям по закону
5) право субъекта на лесные земли (болота).
50. Животный мир как объект использования и охраны - это:
1) животный мир, используемый для медицинских целей
2) объект экономических, экологических и культурных потребностей человека
3) один из основных компонентов природной среды
4) источник ресурсов:
5) участие в различных взаимосвязях в живой природе.
51. Государственный контроль и управление в области охраны животного мира - это:
1) проверка выполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями и гражданами обязанностей по охране животных сообществ, соблюдение порядка пользования животным миром и иных правил, установленных законодательством по охране и использованию животного мира
2) контроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов
3) государственный кадастр животного мира
4) государственная экологическая экспертиза.
52. Правовая охрана животного мира - это:
1) сохранение видового многообразия животных, охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции
2) организация рационального использования животного мира
3) институт экологического права, составляющий совокупность норм, регулирующих отношения охраны животного мира
4) система государственных мероприятий закрепленных в праве и направленных на охрану и воспроизводства животного мира
5) издание и применение правовых норм, направленных на сохранение целостности, многообразия сообществ животных.
53. Атмосферный воздух как объект эколого-правовых отношений - это:;
1)- своеобразный объект природы
2) воздушная оболочка земли, внешней среды человека
3) выброс отходов вредных веществ ^
4) сфера деятельности, как источник ресурсов
5) обеспечение качества окружающей среды.
54. Государственный и общественный контроль за использованием и охраной атмосферного воздуха осуществляется:
1) общегосударственной службой наблюдения, контроля и надзора за уровнем загрязнения природной среды, за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим и биологическим показателям
2) соответствующими органами государственной власти в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха;
3) общественными организациями и движениями за чистоту природы
4) органами специальной компетенции: Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации, ГИПДД и др.
5) органами исполнительной власти - в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха.
55. Правовая охрана атмосферного воздуха от загрязнения - это: \
1) комплекс мероприятий по охране атмосферного воздуха
2) ответственность за нарушение законодательства по охране атмосферного воздуха
3) установление нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
4) совокупность государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на охрану и использование атмосферного воздуха
5) мероприятия по предотвращению и сохранению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
56. Основные правовые меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в городах и населенных пунктах это:
1) учет экологических требований в планировании, строительстве и реконструкции городов и других населенных пунктов
2) осуществление экологически безопасного развития городов при рациональном природопользовании и охране природы;
3) такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности
4) правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляемое санитарным законодательством
5) создание благоприятных условий для жизнедеятельности человека.
57. Эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения городов и населенных пунктов - это:
1) отсутствие опасности и наличие благоприятной среды обитания человека в городах и иных местностях
2) установление санитарно-правовой законности
3) совокупность методов правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
4) санитарно-правовой порядок, сложившийся в результате действия санитарных правоотношений, которые соответствуют либо противоречат требованиям санитарного законодательства
5) соблюдение санитарно-правовой законности и санитарного правопорядка
58. Понятие государственных органов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в городах и населенных пунктах:
1) органы санитарно-эпидемиологического надзора
2) Государственный комитет по охране окружающей природной среды
3) правоохранительные органы
4) органы контроля и надзора:
5) совокупность государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора обеспечивающих экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
59. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов природы:
1) совокупность природных объектов и природных ресурсов, закрепленных в законодательстве
2) отдельные природные комплексы, урегулированные нормами экологического законодательства
3) правовой режим дендрологических парков и биологических садов
4) природные объекты и ресурсы природы, представляющие определенные ценности
5) особо охраняемые природные территории и природные комплексы, урегулированные нормами экологического законодательства.
Примерные тесты для проверки знаний студентов: 4 итоговый контроль:
60. К особо охраняемым природным территориям и объектам природы относятся:
1) национальные парки
2) памятники природы
3) лечебно-оздоровительные местности
4) памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и т.д.
5) участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение/
61. Участие органов внутренних дел в обеспечении правового режима особо охраняемых территорий сводится к:
1) профилактике экологических правонарушений
2) содействию гражданам и общественным организациям в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий
3) участию в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов:4) участию в договорных формах осуществления охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
5) совокупности мероприятий по сохранению и поддержанию экологического порядка особо охраняемых природных комплексов и объектов природы/
62. Правовое обеспечение охраны экологических систем в сфере производственно-хозяйственной деятельности - это:
1) экологизация хозяйственной деятельности
2) установление содержание режима охраны и использования экологических систем, находящихся в сфере производственно-хозяйственной деятельности
3) переход на новые виды энергии и топлива
4) экологизация законодательства хозяйственной деятельности вновь создаваемых и вводимых в эксплуатацию промышленных и других несельскохозяйственных предприятий \
5) приоритет экологических интересов общества над экономическими.
63. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и ликвидации предприятий сводятся к:
1) совокупности правовых норм, регулирующих отношения природопользования и охраны окружающей природной среды в промышленности и сельском хозяйстве
2) экологическим требованиям при размещении, проектировании промышленных объектов
3) правовому обеспечению экологических требований в процессе эксплуатации промышленных объектов
4) совершенствованию очистки вредных выбросов и отходов промышленных предприятий, повышению эффективности работы очистных сооружений, средств контроля, внедрения и строжайшего соблюдения нормативов предельно-допустимых вредных веществ в окружающую среду
5) внедрению в более широких масштабах малоотходной и безотходной технологии при замкнутом цикле производства.
64. Ответственность за нарушение экологического законодательства и санитарных норм в сфере производственно-хозяйственной деятельности сводится к:
1) эколого-правовой ответственности •
2) уголовной и административной ответственности
3) земельно-правовой и водно-правовой ответственности;
4) дисциплинарной и экологической ответственности
5) к дисциплинарной, административной либо уголовной, гражданско-правовой в соответствие экологическим законодательством РФ.
65. Укажите основные направления деятельности государственных органов управления природопользованием и охраной окружающей природной среды в сельском хозяйстве:
1) государственный контроль за охраной окружающей среды в сельском хозяйстве
2) государственные мероприятия по охране экологических систем в сельском хозяйстве
3) комплексные правовые меры охраны сельского хозяйства от вредного воздействия окружающей среды
4) правовые требования, необходимые для охраны экологических систем в сельском хозяйстве
5) соблюдение мер по охране окружающей природной среды при проектировании и строительстве мелиоративных и других землеустроительных работах.
:
66. Формы и способы осуществления охраны водных ресурсов и животного мира в процессе проведения сельскохозяйственных работ представляют собой:
1) технологию и приемы сельскохозяйственных работ, которые должны быть максимально экологизи-рованы
2) обязанности сельскохозяйственных предприятий - принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных и иных работ
3) комплекс мер выполняемых сельскохозяйственными предприятиями по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы и по-бочных последствий применения сельскохозяйственной техники, химических веществ мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды
4) экологические требования, предъявляемые к сельскохозяйственным предприятиям при проектировании и строительстве мелиоративных систем
5) правовые меры охраны сельского хозяйства от вредного воздействия окружающей природной среды
67. Государственный контроль за охраной окружающей природной среды в сельском хозяйстве это:
1) деятельность Минздрава РФ по разрешению на применение новых химических средств и стимуляторов роста
2) контроль со стороны Государственной комиссии по химическим средствам борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ
3) контроль за уровнем содержания пестицидов в атмосфере, воде и почве
4) экологические требования при применении пестицидов установленные предельно допустимых концентраций в объектах окружающей среда.
68. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия - это:
1) официально объявленная государством часть территории (город, область, край, район), где обозначились признаки полного разрушения экологических систем природы, где имеет место резкое увеличение заболеваемости и смертности населения;
2) официально объявленные государством соответствующие части территории (город, область, край, регион), на которой обозначились признаки процесса разрушения экологических систем природы, глобального загрязнения окружающей природной среды, истощения водных, земельных, растительных и животных ресурсов, где имеет место резкое увеличение заболеваемости и смертности, превышающее во много раз средние показатели
3) деятельность органов внутренних дел по ликвидации экологических последствий в зоне чрезвычайного экологического бедствия
4) ответственность лиц, нарушающих экологическое законодательство в зоне чрезвычайной экологической ситуации
5) неблагополучное состояние экологических систем, их способности к процессу обмена веществ и энергии,, его способность для обеспечения жизнедеятельности человека, растительного и животного мира.
69 Ответственность за нарушение экологического законодательства в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия сводится к
1) ответственности, наступающей за нарушения экологического законодательства в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
2) совокупности юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия в целях обеспечения законности и правопорядка в зонах чрезвычайной ситуации и экологического бедствия
3) юридической ответственности за экологические правонарушения наступающих лишь в тех случаях, когда они доказаны в установленном законом порядке
4) экологической ответственности;
5) экономической ответственности.
70. Участие органов внутренних дел в ликвидации последствий экологических бедствий сводится к:
1) определенным мероприятиям и действиям в ликвидации последствий экологических бедствий
2) обеспечению правопорядка
3) обеспечению мероприятий, включающих строительство и благоустройство санитарно-защитных зон предприятий - загрязнителей
4) к осуществлению специального надведомственного контроля
5) к осуществлению предупреждения и пресечения экологических преступлений, соблюдению санитарных правил содержанию улиц, контролю и направленности работы пожарных организаций в регионе, а также надзору за техническим состоянием автотранспортных средств.
71. Укажите принципы международного взаимодействия и сотрудничества в сфере охраны окружающей природной среды:
1) право государства использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в сфере охраны окружающей природной среды
2) сохранение природных ресурсов земли на благо нынешнего и будущего поколений
3) экологический контроль на всех уровнях
4) взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах
5) нормы, закрепленные в международных документах, имеющих значение к участникам экологических отношений.
72. Субъекты международно-правовой охраны окружающей природной среды:
1) государства
2) неправительственные организации международного, общенационального или регионального уровня;
3) содружество государств регионального значения
4) государство - субъекты международного экологического права, выполняющие функции природопользования и охраны окружающей природной среды
73. Международно-правовая ответственность в сфере окружающей природной среды - это:
1) международная юридическая ответственность в области охраны окружающей природной среды есть ни что иное, как возложенная на субъект международного права, нарушившего правовые экологические требования и обязательства по компенсации причиненного экологическим правонарушением вреда
2) система мер ответственности по международному праву применяемая в виде уголовной и административной
3) система эколого-правовых международных норм, регламентирующих охрану природы и природопользования между государствами
4) компенсация - возмещение имущественного вреда за международное экологическое правонарушение
5) политическая и материальная ответственность.