Глава 1 Сущность категории политического сознания




Введение

 

Политическая деятельность людей - эта деятельность практическая и духовная. Повторим слова М. Вебера о том, что политика делается головой, а не другими частями тела.

Политическая жизнь представляет собою диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных форм проявления политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитический умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся определенные умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий.

Все вышесказанное объясняет необходимость рассмотрения проблем политического сознания в рамках представленного реферата.

Данная цель представленной работы предполагает решение следующих вышеназванных задач. Первая из них связана с необходимостью осветить сущность политического сознания и реальности его существования в курсе изучения политологии. Сферой решения второй задачи является характеристика основных существующих типов политического сознания.

В рамках написания данной работы нами была использована в основном учебная литература. Она отличается от других типов литературы наиболее полным и систематическим изложением теоретических проблем политологии. Однако вопросы теории политологии изложены в общем контексте повествования, делается основной упор на характеристику общих теоретических вопросов.

Монографическая литература отличается узостью рассматриваемых вопросов, отсутствием широты охвата изложения. Изложение охватывает определенной проблемы в достаточно широком, подробном охвате вопросов.

Публицистическая литература охватывает феномен политического сознания с разных аспектов, выявляя наиболее интересные моменты изложения.


Глава 1 Сущность категории политического сознания

 

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей (Платона, Аристотеля, и других) обосновали необходимость для общества государственных образований и системы норм поведения людей в политическом пространстве. Уже в древние времена политические представления и идеи формируются в специфическую автономную систему духовных явлений как часть жизни социума.

Политическое сознание - это сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений и взглядов, отражающие реальные политические отношения и вместе с тем составляющих их реальную неотъемлемую сторону. [1] В сфере политического духа взаимосвязаны и постоянно переходят из одного в другое индивидуальные и общественные, коллективные представления и оценки, специализированные (идеологические взгляды) и массовые сознание. Коллективные, общественные чувства, представления и взгляды не существуют вне индивидуального сознания. Они реализуются в индивидуальных помыслах, видениях политической реальности, в надеждах, стремлениях и страстях, в фактической деятельности отдельных граждан. В свою очередь, индивидуальные чувства и воззрения обретают подлинно социальное звучание, если они одухотворяются общественно значимым смыслом, отражают интересы социальных групп.

Изучение политического сознания в политическом аспекте представляет конкретизацию социологического подхода. Его составляет рассмотрение сознания в рамках функционирования и развития политической системы и постижения духовных предпосылок деятельности субъектов политики и институтов власти.

Политическое сознание - органическая часть политической деятельности. "Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятельности, оно органически вплетено в политическую структуру и представляет реальное звено ее функционирования". [2]

Сказанное, конечно же, не отменяет известной мысли, что корни тех или иных политических представлений и взглядов уходят в сферу экономической жизни и социальной структуры общества. Но нельзя эту мысль трактовать в духе вульгарного, экономического материализма. Ни экономика, ни социально - классовые отношения сами по себе не порождают политических чувств, представлений или взглядов. Почвой, на которой непосредственно произрастают последние, является политическая действительность. Процесс, в ходе и на основе которого возникают, формируются, развиваются и опредмечиваются и отмирают разнообразные явления политического сознания, есть политическая практика. Политическая реальность, вызывая к жизни соответствующие представления и взгляды, затем выступает формой их практической реализации. В том смысле, что люди участвуют в политическом жизни, творят практическую политику, руководствуясь определенными идеями, то есть сознательно.

Содержание политического сознания слагается из совокупности чувственных и абстрактных образов существующей или желаемой системы политических отношений и власти, а также оценочных представлений и суждений политической реальности. Как система образов, так и оценок по своей сути представляют собой отражение и обоснование общих социальных интересов и целей общественных групп, что позволяет политическому сознанию выполнять социально-интегральную и регулятивную функции в обществе. Политическое сознание исторически формировалось в горниле политической практики, и становилась его духовной основой и необходимым для политической деятельности "блоком управления". [3]

Существенная черта политического сознания - его конкретно-исторический характер. В политических умонастроениях обобщаются представления и ценности властвующих в обществе групп. Вместе с тем в функционирующих системах взглядов, да и в психологических феноменах, живут и действуют духовные комплексы предыдущих эпох, в них интегрированы определенные результаты культурного процесса человечества. Например, политическое сознание свободы - общечеловеческое достижение, а не истина какого-то одного класса. То же самое можно сказать о многих других понятиях (государство, демократия, власть). Но специфика состоит в том, что "прочитываются" эти понятия в различные эпохи по - разному. До сих пор в большинстве своем их интерпретация носила в основном классовый характер.

Немаловажная особенность политического сознания - в его динамичности, изменчивости, что связано со спецификой политического бытия. Ведь известно, что в отличие от экономических социальных систем, для изменения которых нужны десятилетия, политические структуры и отношения могут быть радикально изменены в течение несколько недель или месяцев. Похоже, что сейчас наша страна в истории подтверждает эту истину, пережив скоротечный и драматичный период своего реформирования

Политическое сознание - сложное образование. В нем переплетаются в единые духовные комплексы психологические феномены и идеологические системы, специализированные теоретические взгляды, сформулированные политологами, и разработанные на их основе конкретные политические концепции, доктрины, программы и нормы, политические учения, отмеченные печатью человеческого гения, и массовое сознание, включающие в себя обыденные, в том числе и бытийные, представления о политике, власти, общественных и рядовых граждан.

В сложном калейдоскопе явлений политического духа выделяются три способа отражения (понимания) политики или политического восприятия:

а) когнитивный, то есть познание системы, ее правил функционирования, а также проблем и противоречий;

б) эмоциональный, то есть отражение политической реальности в виде положительных или отрицательных эмоций или чувств;

в) оценочный - это суждение и мнения относительно целей политического поведения, их результатов и последствий. Данная классификация уровней сознания политики принадлежат американским политологам Алмонду и С. Вербе.

В политическом сознании достаточно четко выявляется роль психологического компонента. Политическая психология объемлет собою всю совокупность чувств, переживаний и умонастроений, связанных с политической деятельностью и отношениями. Анализ психологического аспекта политического сознания важен с точки зрения всестороннего охвата духовных условий политической деятельности и поведения. Без этого анализа невозможно понять внутрисубъективные механизмы политической активности, ее направленности, а тем более мотивационной основы.

Политико-психологические явления оказывают неоднозначное воздействие на поведение субъектов: организующую и дезорганизующую, стимулирующую и тормозящую, активизирующую и парализующую активность. Созидательную или разрушительную. Без конкретного анализа и оценки конкретной политико-психологической ситуации трудно, даже невозможно понять ткань и механизм политических процессов.

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает объективную общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология -ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели и образцы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, солидарность. Оценка социальной реальности, что означает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами - важнейшая функция идеологии. Так или иначе, оценивая реалии, деятельности политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет практические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайне мере не отвергаемых большинством других слоев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: