Физическая гибель, повреждение, поломка.




Страхование каско судов

Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются:

* корпус (англ. Hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой),

* фрахт (плата за морскую перевозку груза);

* расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна;

* суда в постройке.

Более полное название - страхование корпуса, машин и оборудования судов (англ. Hull & Mashinery Insurance).

Объем страховой ответственности

Объем страховой ответственности, предоставляемый по договору страхования каско судов, подробно излагается в соответствующих условиях страхования. Единых для всего мира условий не существует. Наиболее распространены английские условия, именуемые оговоркамиÖ Института лондонских страховщиков, менее распространены немецкие, американские, норвежские условия. В бывшем СССР большая часть условий базировалась на Правилах страхования судов Ингосстраха (редакция 1986 г.), которые в свою очередь учитывали опыт страхования судов на ведущих страховых рынках мира.

Национальные условия подчас детально сильно отличаются друг от друга, и поэтому сравнивать ставки страховой премии на разных рынках можно только после серьезного изучения условий страхования, принятых на каждом из них. В обобщенном виде все страховые рынки предоставляют страховое покрытие по трем группам убытков судовладельца:

непосредственно связанные с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин или оборудованием судна;

связанные с возникновением ответственности перед третьим лицом;

связанные с расходами судовладельцев по уменьшению размера убытков.

 

Условия страхования.

Рассмотрим основные условия страхования в соответствии с указанными группами убытков.

 

Физическая гибель, повреждение, поломка.

В стандартных оговорках ИЛС наиболее важным является раздел № 6, касающийся опасностей и убытков, от которых может быть застрахован судовладелец.

В первой части раздела перечислены следующие опасности:

Опасности, связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством (как правило, подразумеваются сильные штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов и т.д.);

пожар, взрыв;

кража со стороны лиц, не относящихся к категории “страхователь”;

выбрасывание имущества за борт;

пиратство (данная опасность, как и баратрия - смотри ниже - не относится к обычно исключаемым военным рис­кам);

поломка или авария на ядерном реакторе или установке;

столкновение с самолетом, или аналогичными летатель­ными аппаратами, а также столкновение с наземным транспортным средством, доком и т.д.;

землетрясения, извержения вулкана или удар молнии.

 

Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования.

Во второй части данного раздела указаны убытки, которые возмещаются, если не будет доказана “отсутствие должной заботливости” (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, а именно:

происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);

взрыв котла, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;

небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;

небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;

баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна или груза) со стороны капитана, офицеров или членов команды.

 

К стандартным условиям страхования каско относятся и так называемая опасность загрязнения (Pollution Hazard). Раздел № 7 обуславливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей как с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод), так и при существовании такой угрозы.

Как видно, в первую группу (рассматриваемую в разделе № 6 обычно включают обязательства страховщика, возникающие:

* при полной гибели судна, фактической (разрушение, затопление или пропажа судна без вести) или конструктивной (судно не разрушено полностью, но его восстановление или спасение нецелесообразно);

* при повреждении корпуса или винторулевой группы;

* при поломке машин или оборудования судна.

Ответственность перед третьими лицами

С середины 19 века на судовладельца стали возлагать обязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно первого признавалось виновным в столкновении судов. По договору страхования каско судов возмещались только платежи, относящиеся к ремонту пострадавшего судна, а не к погибшим на нем людям и грузу. При этом считалось, что в любом случае есть доля вины судовладельца, в связи с чем по условиям страхования возмещалось только 3/4 его расходов. Постепенно 1/4 расходов стали возмещать по договорам страхования ответственности. В настоящее время по любому из этих договоров могут возмещаться все расходы, но по условиям большинства рынков, это должно быть особо оговорено.

Согласно разделу № 8 ИЛС страховщик обязуется возместить страхователю ѕ любой суммы, оплаченной последним третьему лицу за нанесенный ущерб в результате:

* вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;

* задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем;

 

При страховании ответственности по каско полису исключаются убытки или расходы, возникшие в связи со следующими причинами:

устранение или удаление препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета;

вред, причиненный к-л недвижимому или личному имуществу либо вещи;

смерть, физическая травма или болезнь;

загрязнение или поломка к-л недвижимого или личного имущества либо предмета.

По некоторым национальным условиям возмещаются платежи владельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений - причалов, кранов, складов.

 

Расходы

Убытки по общей аварии подлежат распределению м/у судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Если какая-либо опасность одновременно угрожает и судну и перевозимому на нем грузу, судовладелец может произвести расходы с целью спасания морского предприятия. такие расходы относятся на общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцами.

Расходы по спасанию судна с грузом на борту - один из видов общеаварийных расходов.

расходы по предотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера - обычные и для других видов морского страхования по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов.

 

Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительную премию могут возмещаться:

Расходы по ремонту или замене:

* взорвавшегося парового котла или разрушенного вала;

* дефектной детали, которая явилась причиной нанесения ущерба.

Убыток или ущерб, нанесенный судну вследствие к-л аварии или небрежности.

 

На практике страховщики каско, учитывая все технические характеристики судна, его возраст, флаг и т.д., чаще предлагают страхование на ограниченных условиях, среди них:

* оговорка ИЛС 284 - предусматривает компенсацию ущерба, явившегося следствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3 4 ответственности при столкновениях, включая расходы по спасанию;

* оговорка ИЛС 289 - предусматривает расходы, связанные только с полной гибелью, включая расходы по спасанию и другие расходы.

 

В качестве дополнительных условий могут применяться:

* оговорка ИЛС 290 “Расходы по обслуживанию судна и возросшая стоимость”

* оговорка ИЛС 291 - сверхобязательства (дополнительные расходы по общей авариии, спасению и др.)

 

В стандартных условиях различают две группы рисков: не связанные и связанные с человеческим фактором. Под человеческим фактором имеется ввиду вклад судовладельца в возникновение убытка. Ниже приводятся классификация рисков согласно новой редакции оговорки ИЛС 280 от 01.11.95 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: