Страхование каско судов
Страхование каско судов - вид морского страхования, обеспечивающий страховую защиту судовладельцев и иных лиц, имеющих отношение к эксплуатации судов, в случае нанесения ущерба или гибели принадлежащих им или иным образом юридически связанных с ними судов либо нанесение иного ущерба их имущественным интересам в связи с эксплуатацией судов. На страхование принимаются:
* корпус (англ. Hull, нем. Kasko) судна с его машинами, оборудованием и такелажем (оснасткой),
* фрахт (плата за морскую перевозку груза);
* расходы по снаряжению и другие расходы, связанные с эксплуатацией судна;
* суда в постройке.
Более полное название - страхование корпуса, машин и оборудования судов (англ. Hull & Mashinery Insurance).
Объем страховой ответственности
Объем страховой ответственности, предоставляемый по договору страхования каско судов, подробно излагается в соответствующих условиях страхования. Единых для всего мира условий не существует. Наиболее распространены английские условия, именуемые оговоркамиÖ Института лондонских страховщиков, менее распространены немецкие, американские, норвежские условия. В бывшем СССР большая часть условий базировалась на Правилах страхования судов Ингосстраха (редакция 1986 г.), которые в свою очередь учитывали опыт страхования судов на ведущих страховых рынках мира.
Национальные условия подчас детально сильно отличаются друг от друга, и поэтому сравнивать ставки страховой премии на разных рынках можно только после серьезного изучения условий страхования, принятых на каждом из них. В обобщенном виде все страховые рынки предоставляют страховое покрытие по трем группам убытков судовладельца:
непосредственно связанные с физической гибелью, повреждением и поломками корпуса, машин или оборудованием судна;
связанные с возникновением ответственности перед третьим лицом;
связанные с расходами судовладельцев по уменьшению размера убытков.
Условия страхования.
Рассмотрим основные условия страхования в соответствии с указанными группами убытков.
Физическая гибель, повреждение, поломка.
В стандартных оговорках ИЛС наиболее важным является раздел № 6, касающийся опасностей и убытков, от которых может быть застрахован судовладелец.
В первой части раздела перечислены следующие опасности:
Опасности, связанные с морским, речным, озерным и другим судоходством (как правило, подразумеваются сильные штормы, затопление и переворачивание судна, столкновение или касание других судов, подводных, плавучих или неподвижных объектов и т.д.);
пожар, взрыв;
кража со стороны лиц, не относящихся к категории “страхователь”;
выбрасывание имущества за борт;
пиратство (данная опасность, как и баратрия - смотри ниже - не относится к обычно исключаемым военным рискам);
поломка или авария на ядерном реакторе или установке;
столкновение с самолетом, или аналогичными летательными аппаратами, а также столкновение с наземным транспортным средством, доком и т.д.;
землетрясения, извержения вулкана или удар молнии.
Вышеперечисленные опасности составляют стандартный перечень, включаемый в договор страхования.
Во второй части данного раздела указаны убытки, которые возмещаются, если не будет доказана “отсутствие должной заботливости” (want of due diligence) со стороны страхователя, судовладельца или оператора судна, а именно:
происшествие при погрузке, выгрузке или перемещении груза или бункера (топлива);
взрыв котла, поломка валов или скрытый дефект в машинном оборудовании или корпусе судна;
небрежность со стороны капитана, офицеров, команды или лоцманов;
небрежность со стороны ремонтных служб или фрахтователей, если они не являются страхователями по данному полису;
баратрия (преднамеренное правонарушение в отношении судна или груза) со стороны капитана, офицеров или членов команды.
К стандартным условиям страхования каско относятся и так называемая опасность загрязнения (Pollution Hazard). Раздел № 7 обуславливает возмещение ущерба судну, нанесенного в результате действий официальных властей как с целью предотвращения или уменьшения опасности загрязнения окружающей среды (или прибрежных вод), так и при существовании такой угрозы.
Как видно, в первую группу (рассматриваемую в разделе № 6 обычно включают обязательства страховщика, возникающие:
* при полной гибели судна, фактической (разрушение, затопление или пропажа судна без вести) или конструктивной (судно не разрушено полностью, но его восстановление или спасение нецелесообразно);
* при повреждении корпуса или винторулевой группы;
* при поломке машин или оборудования судна.
Ответственность перед третьими лицами
С середины 19 века на судовладельца стали возлагать обязательства возместить убытки другого судовладельца, если судно первого признавалось виновным в столкновении судов. По договору страхования каско судов возмещались только платежи, относящиеся к ремонту пострадавшего судна, а не к погибшим на нем людям и грузу. При этом считалось, что в любом случае есть доля вины судовладельца, в связи с чем по условиям страхования возмещалось только 3/4 его расходов. Постепенно 1/4 расходов стали возмещать по договорам страхования ответственности. В настоящее время по любому из этих договоров могут возмещаться все расходы, но по условиям большинства рынков, это должно быть особо оговорено.
Согласно разделу № 8 ИЛС страховщик обязуется возместить страхователю ѕ любой суммы, оплаченной последним третьему лицу за нанесенный ущерб в результате:
* вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;
* задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем;
При страховании ответственности по каско полису исключаются убытки или расходы, возникшие в связи со следующими причинами:
устранение или удаление препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета;
вред, причиненный к-л недвижимому или личному имуществу либо вещи;
смерть, физическая травма или болезнь;
загрязнение или поломка к-л недвижимого или личного имущества либо предмета.
По некоторым национальным условиям возмещаются платежи владельцам поврежденных судном береговых или плавучих сооружений - причалов, кранов, складов.
Расходы
Убытки по общей аварии подлежат распределению м/у судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Если какая-либо опасность одновременно угрожает и судну и перевозимому на нем грузу, судовладелец может произвести расходы с целью спасания морского предприятия. такие расходы относятся на общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцами.
Расходы по спасанию судна с грузом на борту - один из видов общеаварийных расходов.
расходы по предотвращению убытка, уменьшению или оценке его размера - обычные и для других видов морского страхования по найму сюрвейеров, адвокатов, экспертов.
Согласно условиям оговорки ИЛС 294 за дополнительную премию могут возмещаться:
Расходы по ремонту или замене:
* взорвавшегося парового котла или разрушенного вала;
* дефектной детали, которая явилась причиной нанесения ущерба.
Убыток или ущерб, нанесенный судну вследствие к-л аварии или небрежности.
На практике страховщики каско, учитывая все технические характеристики судна, его возраст, флаг и т.д., чаще предлагают страхование на ограниченных условиях, среди них:
* оговорка ИЛС 284 - предусматривает компенсацию ущерба, явившегося следствием полной гибели, общей аварии, в том числе возмещение 3 4 ответственности при столкновениях, включая расходы по спасанию;
* оговорка ИЛС 289 - предусматривает расходы, связанные только с полной гибелью, включая расходы по спасанию и другие расходы.
В качестве дополнительных условий могут применяться:
* оговорка ИЛС 290 “Расходы по обслуживанию судна и возросшая стоимость”
* оговорка ИЛС 291 - сверхобязательства (дополнительные расходы по общей авариии, спасению и др.)
В стандартных условиях различают две группы рисков: не связанные и связанные с человеческим фактором. Под человеческим фактором имеется ввиду вклад судовладельца в возникновение убытка. Ниже приводятся классификация рисков согласно новой редакции оговорки ИЛС 280 от 01.11.95 г.