ПИКОВАЯ ДАМА П.Чайковский




Класс. II четверть.

УРОК 1. ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР.

Как определить знаки в тональности.

Диезные мажорные тональности.

Для того, чтобы определить знаки в мажорной диезной тональности, нужно найти VII ступень этой тональности. Назвать диезы по порядку до этой VII ступени, включая её. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Например: Нужно найти знаки в тональности Ми мажор. Ищем седьмую ступень – Ре. Называем диезы по порядку до этой седьмой ступени «Ре», включая её. Знаки в Ми мажоре – фа, до, соль, ре.

В нотном тексте легко определить тонику мажорной диезной тональности. Для этого нужно от последнего ключевого диеза шагнуть на полутон выше.

Например: при ключе написаны диезы – фа, до, соль. Последний диез – соль. Шагаем на полутон выше и находим мажорную тонику нотного примера – Ля мажор (или параллельный фа-диез минор).

Бемольные мажорные тональности

Для того, чтобы определить знаки в мажорной бемольной тональности, нужно назвать бемоли по порядку до названия данной тональности плюс следующий бемоль.

Например: нужно найти знаки в тональности Ля-бемоль мажор. Называем бемоли по порядку до «Ля-бемоль» - си, ми, ля- плюс следующий бемоль – ре. Таким образом, знаки в Ля-бемоль мажоре – си, ми, ля, ре.

В нотном тексте легко определить тонику мажорной бемольной тональности. Ею будет предпоследний ключевой бемоль.

Например: при ключе написаны бемоли – си, ми, ля, ре, соль. Предпоследний бемоль – ре. Значит тональность нотного примера – Ре – бемоль мажор (или параллельный си –бемоль минор).

 

2. Что такое параллельные тональности?

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ – мажорные и минорные тональности, у которых одинаковыйсостав звуков и одинаковые ключевые знаки.

Параллельная минорная гамма строится от VI ступени мажорной гаммы.

Параллельная мажорная гамма строится от III ступени минора.

Расстояние между тониками параллельных тональностей – малая терция (1,5 тона).

 

3.До мажор. Спеть гамму с дирижированием. Записать трезвучия главных ступеней с обращениями.

4.Записать аккордовые последовательности в До мажоре.

1.Т53 S64 Т53 D6 Т53

I I I VII I

2.Т6 S53 T6 D64 T6

III IV III II III

3.Т64 S6 T64 D53 T64

V VI V V V

5. Гармонический мажор – мажор, в котором понижена VI ступень.

ТРИТОНЫИ ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

В мажоре от VI низкой: В миноре от VII высокой:
Ув 4 (ум 5) VI низкая - II Ум 5 (ув 4) VII высокая - IV
Ув 2 (ум 7) VI низкая - VII Ум 7 (ув 2)VII высокая - VI
Ув 5 (ум 4) VI низкая - III Ум 4 (ув 5) VII высокая - III
Диатонические тритоны: Ув 4 – ум 5 IV - VII Диатонические тритоны: Ув 4 – ум 5 VI - II

 

Тритон - интервал, заключающий три тона: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Увеличенная кварта энгармонически равна уменьшённой квинте. Диатонические тритоны – ув4 и ум5, образованные между диатоническими ступенями. К гармоническим тритонам относятся тритоны, включающие

VI низкую ступень в мажоре и VII высокую ступень в миноре.

Характерными называются ув2, ум7 и ув5, ум4, включающие VI низкую ступень в мажоре и VII высокую ступень в миноре.

 

6. Аккорды и интервалы на слух. Впишите услышанный интервал или аккорд в нужную клетку.

                   
                   

 

7.Пение нотного примера.

ПИКОВАЯ ДАМА П.Чайковский



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: