Класс. II четверть.
УРОК 1. ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР.
Как определить знаки в тональности.
Диезные мажорные тональности.
Для того, чтобы определить знаки в мажорной диезной тональности, нужно найти VII ступень этой тональности. Назвать диезы по порядку до этой VII ступени, включая её. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Например: Нужно найти знаки в тональности Ми мажор. Ищем седьмую ступень – Ре. Называем диезы по порядку до этой седьмой ступени «Ре», включая её. Знаки в Ми мажоре – фа, до, соль, ре.
В нотном тексте легко определить тонику мажорной диезной тональности. Для этого нужно от последнего ключевого диеза шагнуть на полутон выше.
Например: при ключе написаны диезы – фа, до, соль. Последний диез – соль. Шагаем на полутон выше и находим мажорную тонику нотного примера – Ля мажор (или параллельный фа-диез минор).
Бемольные мажорные тональности
Для того, чтобы определить знаки в мажорной бемольной тональности, нужно назвать бемоли по порядку до названия данной тональности плюс следующий бемоль.
Например: нужно найти знаки в тональности Ля-бемоль мажор. Называем бемоли по порядку до «Ля-бемоль» - си, ми, ля- плюс следующий бемоль – ре. Таким образом, знаки в Ля-бемоль мажоре – си, ми, ля, ре.
В нотном тексте легко определить тонику мажорной бемольной тональности. Ею будет предпоследний ключевой бемоль.
Например: при ключе написаны бемоли – си, ми, ля, ре, соль. Предпоследний бемоль – ре. Значит тональность нотного примера – Ре – бемоль мажор (или параллельный си –бемоль минор).
2. Что такое параллельные тональности?
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ – мажорные и минорные тональности, у которых одинаковыйсостав звуков и одинаковые ключевые знаки.
|
Параллельная минорная гамма строится от VI ступени мажорной гаммы.
Параллельная мажорная гамма строится от III ступени минора.
Расстояние между тониками параллельных тональностей – малая терция (1,5 тона).
3.До мажор. Спеть гамму с дирижированием. Записать трезвучия главных ступеней с обращениями.
4.Записать аккордовые последовательности в До мажоре.
1.Т53 S64 Т53 D6 Т53
I I I VII I
2.Т6 S53 T6 D64 T6
III IV III II III
3.Т64 S6 T64 D53 T64
V VI V V V
5. Гармонический мажор – мажор, в котором понижена VI ступень.
ТРИТОНЫИ ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
В мажоре от VI низкой: | В миноре от VII высокой: |
Ув 4 (ум 5) VI низкая - II | Ум 5 (ув 4) VII высокая - IV |
Ув 2 (ум 7) VI низкая - VII | Ум 7 (ув 2)VII высокая - VI |
Ув 5 (ум 4) VI низкая - III | Ум 4 (ув 5) VII высокая - III |
Диатонические тритоны: Ув 4 – ум 5 IV - VII | Диатонические тритоны: Ув 4 – ум 5 VI - II |
Тритон - интервал, заключающий три тона: увеличенная кварта и уменьшённая квинта. Увеличенная кварта энгармонически равна уменьшённой квинте. Диатонические тритоны – ув4 и ум5, образованные между диатоническими ступенями. К гармоническим тритонам относятся тритоны, включающие
VI низкую ступень в мажоре и VII высокую ступень в миноре.
Характерными называются ув2, ум7 и ув5, ум4, включающие VI низкую ступень в мажоре и VII высокую ступень в миноре.
6. Аккорды и интервалы на слух. Впишите услышанный интервал или аккорд в нужную клетку.
7.Пение нотного примера.
ПИКОВАЯ ДАМА П.Чайковский
|