Урок по русской литературе для 9-11 классов на 1 апреля




Цели:

· повторить термины «юмор», «сатира», «гипербола», «контраст»

· развивать умение выражать мнение о героях и событиях

· продолжить развивать умение анализировать текст, применяя новые знания о комическом в литературе

· формировать умение видеть языковые явления

· воспитывать интерес и внимание к слову

Ход занятия

1. Оргмомент. Создание настроя на тему.

- Скажите, что такое точка? – спрашивает ученик у педагога.

- Точка – это прямая линия, если посмотреть ей в лицо.

Ребята, мы с вами на уроках рассматриваем различные языковые явления с различных точек зрения, но это всегда серьезная и научная работа. Но я не зря начала урок с анекдота о необычной точке зрения. Ведь сегодня 1 апреля, поэтому я предлагаю вам устроить урок отдыха, обсудить анекдоты, поработать над чувством юмора и взглянуть на языковой материал с необычной точки зрения.

2. Работа с эпиграфами (обсуждение, вывод о важности юмора)

Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяет даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение. Гораций

Без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного. Платон

Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Плутарх

Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом. Зигмунд Фрейд

Самое смешное – это лишь лёгкое преувеличение того серьёзного, что окружает нас в реальной жизни. Чарлз Чаплин

 

3. Актуализация. Обсуждение приемов создания комического эффекта.

Хорошая шутка – очень серьезное дело, искусство. Как вы думаете, можно ли научить юмору или это природный дар? (ответы детей) Чаще всего в основе анекдота лежит какое-либо языковое явление. Давайте остановимся на тех приемах, с помощью которых достигается комический эффект не только в анекдотах, но и произведениях литературы.

Перенесение

«Он тщательно намусорил в комнате»

Парадокс – соединение несоединимого

«Чтобы у нас лечиться, так это же надо иметь железное здоровье!» (М.Жванецкий)

Несоответствие – неожиданность

Джанни Родари

Однажды Большая Рыба сказала Маленькой Рыбке:
– Смотри: это крючок! Не трогай его, не хватай! Если схватишь, тебя вытащат из воды, изжарят на раскаленной сковородке и съедят!
– Ох, какой ужас! – воскликнула Маленькая Рыбка. – Огромное вам спасибо! Но почему вы так обо мне заботитесь
– Потому что я сама хочу тебя съесть! – объяснила Большая Рыба.

Возвышение низкого

О чем-то совершенно ничтожном мы говорим так, как будто это что-то важное и значительное: если описать торжественным слогом какую-нибудь действительно большую битву, это не будет смешно, а драку двух мух – смешно.

Снижение высокого

Мама будит сына:
– Вовочка, вставай, в школу пора!
– Не пойду я в школу! Опять Сидоров будет плеваться, Мухина ябедничать, Петров драться! Не пойду!
– Вовочка, ты должен идти: во-первых, тебе уже 40 лет, а во-вторых, ты директор школы!

Словотворчество

Петр и Иван совершенно разные. Петр – неудачник, недоучка, бездарь и неряха. Зато Иван – учачник, доучка, дарь и ряха.

4. Физкультминутка (сценарии –анекдоты в приложении)

У вас на партах небольшие сценки, у каждой пары своя. Они не требуют переодеваний, репетиций. Сейчас вы по очереди покажете нам это юмористические сценки, распределив слова.

5. Закрепление (работа с карточками, смотри в приложении)

Обсуждение языковых явлений, использованных в анекдотах.

6. Слово учителя «Когда и как шутить?»

Юмор должен быть не только смешным, но и соответствовать ситуации. Известно, что лучшая шутка – это та, которая прозвучала в нужный момент. С ее помощью можно разрядить напряженную обстановку или поддержать человека, готового опустить руки. Поэтому нужно правильно оценивать ситуацию, ведь бывает так, что юмор совершенно неуместен, а иногда и попросту оскорбителен.

Нельзя смеяться над увечьем или болезнью, над катастрофами, чужими бедами, не стоит задевать религиозные чувства людей или высмеивать слабого человека, который не сможет подыскать достойного ответа.

Чудесные свойства юмора в том, что он делает людей лучше и побуждает объединяться, а обидные шутки – это всего лишь злословие, которое говорит о черствости человека и его неспособности понимать окружающих.

Человек, старающийся развить чувство юмора, должен быть готов к тому, что и сам станет объектом чьих-то шуток. Неотъемлемая черта всех юмористов – умение посмеяться над собой. К тому же, нужно уметь оценивать по достоинству не только собственные шутки, но и чужие – только так можно в полной мере обучиться искусству смешить окружающих.

7. 10 упражнений «Как научиться шутить» (в 2-3 игры можно сыграть на уроке)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: