Рефлексия (итоги занятия).




Разграничение деловой и научной речи.

Ребята! Во время занятия вам необходимо:

- повторить общие признаки и узнать различия двух стилей речи - научного и официально-делового;

- научиться выделять общие черты и особенности этих стилей речи;

- развивать свои речевые навыки, творческие способности и интеллектуальные умения: выделять главное из материала параграфа, извлекать информацию из доступных источников; ставить перед собой вопросы и цели, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию.

Повторение.

1) Орфоэпическая разминка (письменно).

Выполните в тетради упражнение 164. Это задание вам позволит повторить орфоэпическую норму существительных в форме именительного падежа множественного числа.

(Для справки: орфоэпическая норма – это правильное произношение слов в речи).

 

2) Понятие «Речевая ситуация» (устно).

Вы уже знаете, что выбор стиля речи зависит от условий и задач общения, то есть от речевой ситуации (РС). Вам это понятие знакомо. Вспомните, что такое РС? Опираясь на схему (с.8 учебника), раскройте это понятие. (См. схему «Стили речи» п.1).

Итак, наши высказывания зависят от РС, а именно: с кем говорим? где? с какой целью?

 

Разговорная речь Книжная речь
СТИЛИ РЕЧИ
  Разговорный Художественный
Научный
Официально-деловой
Публицистический

В разных речевых ситуациях используются разные стили речи. Вспомним стили речи.

 

Научный и официально-деловой стили используется в книжной речи и образуют научно-деловую речь. Следовательно,у этих стилей много общего.

 

3) Общие признаки научного и официально-делового стилей речи (письменно).

Вспомним и запишем в тетради их общие признаки. Начертите в тетради таблицу и заполните её правый столбик самостоятельно. Подсказкой является схема «Стили речи» п.2 (с.8 учебника).

 

Общие признаки научного и официально-делового стилей речи.

  РС С кем говорим?  
Где?  
С какой целью?  

Таким образом, научный и официально-деловой стиль относятся к книжной речи и противостоят разговорной. Оба используются в официальной обстановке (о/о, 1 – много) с целью сообщения каких-либо сведений.

- А чем же различаются научная и деловая речь.

2. Новое.

Исследование вопроса: чем различаются научная и деловая речь?

Прочитайте и сравните тексты №1 и №2. Определите стиль речи каждого текста. Уточните задачу

каждого высказывания, предположите, где могут быть использованы эти тексты (устно).

Текст №1.

Дождь – это атмосферные осадки в виде жидкости. Возникновение дождя связано с тем, что с поверхности рек, озер, морей и океанов испаряется жидкость, превращается в пар, который образует облака. Из облаков собираются тучи, которые и проливают на землю дождь.

Текст №2.

Сегодня ожидаются значительные осадки. Дождь пройдет по Московской, Калужской, Брянским областям. Рекомендуем взять с собой в дорогу зонты.

 

Запишите свои наблюдения в таблицу, которую выполните в тетради. Если затрудняетесь с ответом, то обратитесь к материалу §15 с.69.

 

Различие научного и официально-делового стилей речи.

Различия Научный стиль (текст №…) Официально-деловой стиль (текст №….)
1. ……… (о чём?) …… сведения о мире   …….. сведения из практической жизни
2. …… (с какой целью?) сообщение + ……. (познавательная цель: расширить наши знания)   сообщение + ………   (практическая цель: помочь человеку что-либо сделать)

Редактирование текста.

А теперь мы обратим внимание на стилеобразующие особенности научного и официально - делового стиля.

Прочитайте текст задачи, которую составил мальчик Вова.

 

Мы летом отдыхали у бабушки в деревне под Самарой. У бабушки в саду росли яблоки. Моя мамочка собрала 37 килограмм яблок. Из нескольких килограмм она сварила очень вкусное варенье, а остальные яблоки разложила в 4 деревянных ящика по 7 кг в каждый. Мы с папой устали носить и складывать эти ящики в погреб. Сколько килограмм яблок моя мама израсходовала на мое любимое варенье?

 

Вова допустил ошибки, связанные с незнанием стилей русского языка. Какие? Исправьте ошибки, допущенные Вовой. Запишите в тетради исправленный вариант задачи. То есть, запишите задачу так, как она могла бы быть помещена в учебнике математики.

 

Самоконтроль.

Проверьте себя. Выполните устно упражнение 174 п.1.

Ключи к упр.174 п.1

1) Текст №1 – научный стиль речи; основная задача – раскрыть научное понятие о циклоне с целью расширения знаний людей о мире; данный текст может быть представлен в учебнике, на научной конференции.

2) Текст №2 – официально-деловой стиль речи; основная задача – предупредить людей о надвигающемся циклоне и проинструктировать их о принятии мер; настоящий текст может быть использован на ТВ или радио, СМС сообщениях.

 

Рефлексия (итоги занятия).

- Что нового узнал(а) на уроке?

- Какие возникли трудности?

- Как эти трудности будешь преодолевать? Что для этого нужно сделать?

- Если тебе показался материал урока не очень трудным, то предлагаю дополнительно выполнить тренировочные упражнения в режиме онлайн на сайте РЭШ. (Русский язык. 6 класс. Урок 13).

* Контрольное задание (домашняя работа).

Домашняя работа является контролем (проверкой) понимания темы занятия (урока).

Пропустите две строчки и запишите в тетради:

Домашняя работа.

Выполните домашнее задание.

1. Напишите текст - объявление в газету о пропавшем котёнке. Определите стиль речи.

2. Выпишите определение любого понятия из учебника математики. Определите стиль речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: