1. Первичный прием граждан
2. Обследование жилищных условий
3. Диагностика психо-эмоционального состояния.
1 вопр.
Первичный контакт с клиентом ― важнейший компонент всей технологической цепочки взаимодействий, направленных на оказание помощи клиенту. Социальный работник и клиент вместе образуют помогающую систему, она состоит из комплекса объективных элементов, которые приходят в состояние активизации в результате непосредственного контакта.
чем его половая принадлежность.
Отношения. В процессе первичного контакта необходимо устанавливать
доверительные отношения, которые помогут в дальнейшем
эффективно осуществить оценку ситуации клиента, а также это даст
возможность клиенту раскрыться и более полно рассказать свою историю.
Позитивный первичный контакт связан с определенным эмоциональным
фоном, который должен выстраиваться в процессе отношений,
при этом социальный работник должен придерживаться определенных
правил.
Правила взаимодействия социального работника
и клиента при первичном приеме
• Клиент индивидуален.
• Клиент имеет право на выражение своих чувств.
• Необходимо управлять эмоциональным состоянием (интеллектуальная
эмпатия).
• Клиент должен быть «принятым».
• Клиент не должен быть оцененным.
• Клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать
самостоятельные решения.
• Клиент имеет право на конфиденциальность
Клиент в социальной работе, как мы уже отмечали выше, рассматривается как субъект, имеющий определенные проблемы с социальным функционированием. 66 67 Помощь клиенту в индивидуальной работе будет зависеть от запроса клиента, оценки профессионалом его ситуации, а также от возрастных особенностей. Исходя из этого основными видами помощи могут выступать социальная поддержка, социальное обеспечение, консультирование, коррекция, профилактика, адаптация, развитие, социальное воспитание и т.д. Знание о ситуации. Клиент, у которого возник запрос о помощи в трудной жизненной ситуации, имеет представление о проблеме, с которой он столкнулся в процессе социального функционирования.
|
Однако клиент имеет субъективное представление о ситуации с позиций своего жизненного опыта, к тому же аффекты, эмоциональный фон, переживания и другие индивидуальные факторы не позволяют ему объективно и без помощи профессионала разобраться в сложившейся ситуации. Жизненный опыт. Клиент, приходящий к социальному работнику в агентство, как правило, находится на определенной стадии своей жизненной индивидуальной истории развития. Социальная биография клиента включает определенные этапы его социализации, профессионализации, энкультурации и, возможно, определенные этапы конфессионализации.
В процессе своей жизнедеятельности клиенту приходилось решать определенные проблемы, можно предполагать, что до встречи с социальным работником он имел опыт решения трудных жизненных проблем. Однако если у клиента возник запрос относительно профессиональной помощи, скорее всего это связано с тем, что имеющийся опыт решения проблем на данном этапе его жизни становится неэффективным, либо у него не хватает индивидуальных ресурсов для решения данной проблемы, что и определяет сущность запроса. Культурная идентификация. Клиенты представляют традиции и модели поведения определенной культуры. Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений, которые реализуются в определенной культурной среде
|
2 вопр. Не знаю
3 вопр.
Психическое состояние — это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека. Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающей на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних). Психическое состояние отражается на своеобразии протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и проч.), проявляется в деятельности и поведенческих реакциях и включает в себя переживание. Субъективное переживание состояния может не вполне соответствовать внешне выраженным характеристикам. Например, ощущение усталости может не соответствовать утомлению, проявляющемуся в работоспособности. Вместе с тем, одно и то же поведение может быть связано с разными переживаниями. Так, двигательная активность может быть проявлением и состояния бодрствования, и состояния стресса. Это обстоятельство особенно важно учитывать при диагностике психических состояний, стремясь оценить разные их стороны.
|
Существует множество самых разнообразных психических состояний, различающихся между собой в разных отношениях. Вследствие этого нет единой универсальной их классификации. Поэтому в зависимости от исследовательской или практической задачи, а также от теоретических воззрений психологов выделяются разные основания их классификации. Так, Н. Д. Левитов предложил разделять их на состояния, относящееся к познавательной деятельности, эмоциям и воле (по аналогии с классификацией психических процессов). В медицинской психологии выделяются и изучаются патологические формы психических состояний. Можно различать психические состояния в зависимости от деятельности, выполняемой индивидом — игровой, учебной, трудовой, спортивной.
Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности. В психологии труда и эргономике для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин "функциональные состояния". Этим подчеркивается, во-первых, отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом, и во-вторых, указывается на то, что речь идет о состояниях работающего человека (состояниях в процессе выполнения деятельности). Специфичность этого аспекта исследований и диагностики состояний состоит в том, что они рассматриваются в отношении эффективности выполняемой им деятельности, их соотнесенности с возможностями человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять успешно определенный вид деятельности. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, монотонии, стресса, тревожности.
Понятие "функциональное состояние" первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Именно в физиологии всегда уделялось большое внимание исследованиям состояний. Особенно мозга и нервной системы. Так, И. П. Павлов считал важнейшей задачей изучение состояний высшей нервной деятельности, рассматривая их физиологическим механизмом психических состояний, а психологию — наукой о внутренних (психических) состояниях.
Вообще нельзя не отметить, что проблема диагностики состояний в дифференциально-психологических и психодиагностических исследованиях занимает второстепенное место. Это обусловлено тем, что диагностика как прикладная наука основной своей целью ставит нахождение и измерение относительно стабильных свойств человека, позволяющих строить длительные прогнозы. В связи с этим диагностические методики подвергаются особой проверке на воспроизводимость диагностических результатов при повторном обследовании.
Более того, часто функциональные состояния в диагностике рассматриваются как фактор, маскирующий или, напротив, способствующий проявлению индивидуальных черт. И в том, и в другом случае состояние снижает точность оценок последних, препятствует объективному диагнозу и прогнозу. Поэтому традиционно в книгах по психологическому тестированию и дифференциальной психологии нет разделов, посвященных психическим состояниям.
Вместе с тем психодиагностика психических состояний может иметь свое особое прикладное значение. Измерение состояний людей, возникающих в процессе деятельности, может быть использовано для разработки рекомендаций по организации режима труда и отдыха, по оптимизации процесса выполнения деятельности, нормализации условий работы, нормированию рабочих нагрузок и проч. Именно эти задачи (среди прочих) достаточно успешно решали психотехники в 20—30-х гг. XX в. Диагностика психических состояний отдельных индивидов нужна для определения их пригодности в экстремальных ситуациях, для оценки их надежности в сложных и опасных ситуациях, для предотвращения "запрещенных" состояний, для выработки рекомендаций по коррекции состояний.
Разработка методов диагностики психических состояний связана с решением ряда проблем, вытекающих из их специфики как динамичных образований, носящих многоуровневый характер. Для этих методик используются показатели гомогенности, но применить к ним понятие ретестовой надежности нельзя, так как невозможно воспроизвести диагностические результаты при повторных измерениях.
Главные трудности диагностики психических состояний связаны с их многоуровневостью и большим числом и разнообразием факторов, от которых они зависят. Рассматривая состояние как сложную системную реакцию человека на воздействие, психодиагносты разрабатывают разные методы их оценки. Обычно выделяют три их группы — физиологические, поведенческие и субъективные (В. П. Зинченко, Ю. К. Стрелков). Есть и другая классификация, предложенная А. Б. Леоновой, в которой выделяются физиологические и психологические методы.
В физиологических методах в качестве показателей функциональных состояний используются разные параметры работы центральной нервной системы, а также вегетативные сдвиги. Среди них электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), частота сердечных сокращений, тонус сосудов, величина диаметра зрачка и другие. В зависимости от характера функционального состояния разные физиологические индикаторы и их сочетания оказываются более пригодными по сравнению с другими. Так, электрическая активность мозга традиционно является прямым показателем уровня активации индивида. Напряженность и утомление, связанные с большими энергетическими затратами, проявляются в усилении газообмена и возрастании пульса. КГР используют для диагностики эмоциональных состояний.
К психологическим методам диагностики функциональных состояний относят оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвигов в состоянии при этом выступают изменения количества, качества и скорости ее осуществления. Часто анализу подвергаются параметры реальной трудовой деятельности.
Поэтому наиболее пригодными психологическими средствами диагностики психических состояний признаются специальные короткие функциональные пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических функций. К наиболее часто применяемым для оценки психических состояний относятся корректурные пробы, таблицы Шульте, характеризующие внимание, метод парных ассоциаций, методика Эббингауза, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона — Рузера, предназначенные для оценки памяти и мышления.
Помимо перечисленных используются методики для измерения абсолютной и дифференциальной чувствительности разных анализаторных систем. Это известные методики определения критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) и выявления динамики последовательных образов.
Кроме того, применяются методики оценки двигательных функций (измерение времени реакций при выполнении различных сенсомоторных задач, тест).
В качестве индикаторов изменений психических состояний в функциональных пробах используются успешность и скорость выполнения заданий. Идет поиск интегральных критериев оценки сдвигов в психических состояниях.
В качестве основного недостатка функциональных проб как методов диагностики функциональных состояний психологи видят различия в содержании задач, выполняемых при диагностировании, с одной стороны, и в процессе реальной деятельности, с другой. Поэтому нередко не удается прогнозировать возникновение того или иного состояния в деятельности по результатам использованной функциональной пробы. В ряде случаев это можно объяснить использованием каких-либо компенсаторных механизмов, например, мобилизацией дополнительных энергетических ресурсов при утомлении, если работа является особо ответственной и значимой.
Помимо отмеченного, недостаток функциональных проб видится в том, что с их помощью можно получить лишь внешнюю оценку выполняемой функции без выявления причин и механизмов происходящих сдвигов[1]. Дело в том, что эти сдвиги могут быть неспецифичными (т.е. одни и тс же изменения происходят при разных психических состояниях), вследствие чего необходимо получение информации о состоянии как целостной системной реакции, включающей использование специальных адаптационных механизмов. Поэтому признается целесообразным использование не одной, а комплекса функциональных проб, подверженных воздействию, приводящему к изменению состояния, а оценка последнего должна даваться на основе анализа специфики сочетания данных всех методик.
Наряду с функциональными пробами, отражающими реальную динамику психических процессов под воздействием сдвигов в психических состояниях, психологи широко применяют для диагностики последних опросники разных видов, позволяющие выявлять состояния через комплексы субъективных ощущений и переживаний индивида. Несмотря на ряд трудностей, связанных с использованием опросников (подверженность их результатов влиянию установок, мотивации, зависимость от навыков рефлексии и проч.), нельзя отрицать необходимость учета переживаний частью последних. Диагностика психических состояний предполагает необходимость комплексного подхода, заключающегося в оценке физиологических функций, динамики психических процессов и выраженности субъективных ощущений и переживаний.
Разработка опросников, направленных на диагностику психических состояний, предполагает тщательное выявление субъективных симптомов переживаний измеряемых состояний. Формы опросников разнообразны. В части из них разные симптомы психических состояний, представленные в виде словесных описаний, испытуемый должен соотнести с собственными ощущениями и переживаниями и дать ответ по дихотомическому принципу ("да" или "нет"). Количественная оценка степени выраженности каждого симптома не требуется, а вывод о наличии и уровне функционального состояния дается на основе числа отмеченных симптомов. Так построена Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (подробнее о ней будет сообщено ниже). Недостаток такого типа опросников психических состояний заключается в том, что показатель общего числа отмеченных симптомов является слишком приблизительным и грубым.
Другая форма опросников представлена в виде перечня утверждений, описывающих симптомы психического состояния, а испытуемый должен оценить степень выраженности каждого из них, используя предлагаемую для этого шкалу прилагательных (как правило, трех-пятиступенчатую). Так, например, в Шкале астенического состояния, каждую из которых следует оценить применительно к собственному состоянию по четырехступенчатой шкале ("неверно", "пожалуй, так", "верно", "совершенно верно").
Еще одна форма опросников предлагает испытуемому перечни ситуаций, вызывающих определенное состояние, и испытуемому нужно по определенной шкале оценить каждую ситуацию с точки зрения того, насколько она может у пего вызвать данное состояние. Так построена Шкала социально-ситуационной тревоги О. Кондаша.
И, наконец, еще одна форма опросников предполагает субъективное шкалирование симптомов собственных состояний по ряду количественных градаций, заданных психологом. Эти опросники обычно представлены либо парой полярных признаков ("пассивный — активный"), либо отдельным коротким утверждением ("слабость", "устал", "отдохнул" и проч.). От испытуемого требуется оценить степень выраженности каждого симптома, соотнося интенсивность собственного переживания с заданной оценочной шкалой. Биполярные шкалы являются модификациями известного метода семантического дифференциала Ч. Осгуда, а монополярные — вариантами так называемых списков прилагательных.