Пояснительная записка
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея
разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного
развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
В Программе используются следующие понятия:
- наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;
- наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми
|
специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;
- молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Цель и задачи Программы
Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.
|
Задачи:
1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.
3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
Принципы реализации Программы
Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;
- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
Основные направления Программы
1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
|
2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.
4. Разработка и обсуждение планирования.
5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.
6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
Планируемые результаты
1. Адаптации начинающих педагогов в учреждении.
2. Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
3. Качественное изменение отношений в коллективе.
4. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
5. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
6. Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий
7. Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Формы и методы работы с молодыми специалистами
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальные особенности педагога;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- наличие практического опыта работы с детьми.
Формы и методы работы
- диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;
- беседы;
- индивидуальная работа с опытными педагогами;
- анализ собственной деятельности;
- индивидуальные и групповые консультации;
- педсоветы и семинары;
- открытые занятия, взаимные посещения занятий;
- тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
- самообразование, изучение методической литературы;
- анкетирование и опросы.
Условия эффективности работы
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- сочетание теоретических и практических форм;
- оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Система работы с молодыми педагогами
Сбор информации о молодом педагоге (портфолио) |
Составление плана работы |
Подготовка теоретического и практического материала |
Накопление теоретического материала |
Накопление практического материала |
Описание работы, оформление материала: теоретического и практического |
Организация наставничества
Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и
теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Этапы реализации Программы
Первый этап Диагностический (адаптационный) Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. | Второй этап Проектировочный (основной) Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь в выстраивание собственной программы самосовершенствования. | Третий этап Аналитический (контрольно-оценочный) Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. |
Формы и методы работы | ||
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной | 1. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. 2. Взаимоподдержка и взаимопомощь. 3. Координация действий педагогов | 1. Анализ результатов работы молодого педагога с детьми. 2. Динамика профессионального роста. 3. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей. |
деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста. 2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. 3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладение передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранение недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности. 4. Личный пример наставника, который должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплинированности и требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка. | в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей. 4. Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ. 4. Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим. 5. Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала. 6. Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 7. Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия. | 4. Самоанализ своей деятельности за прошедший год. 5. Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами. 6. Подведение итогов, выводы. |
2.3. План профессионального становления молодого педагога Первый год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;
- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- прививать интерес к педагогической деятельности.
Тема | Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Дата проведения |
Изучение нормативно- правовой базы | Изучение «Закона об образовании», ФГОС ДО, Конвенции ООН о правах ребенка | Выработка рекомендаций по планированию | Изучение методических рекомендации об | сентябрь |
Оказание помощи по | Изучение ООП, АООП, | деятельности: | особенностях | |
организации | годового плана работы. | по режиму дня, | воспитательной | |
качественной работы с | Ознакомление со структурой | особенностям | работы с детьми | |
документацией | перспективного планирования, | планирования, | младшего | |
календарного планирования. | организации, | дошкольного |
Заполнение информационной карточки листа молодого педагога | контроля и корректировки образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности детей | возраста. Подготовка к составлению плана самообразования | ||
Корректировка методической темы самообразования | Выбор темы и направление работы. Подборка методической литературы на учебный год | |||
Помощь в составлении календарного и перспективного планирования | Структура календарного планирования Изучение задач и целей ОД, перспективы планирования воспитательно – образовательного процесса | Просветительское занятие | Создание накопительной папки практических материалов по теме | октябрь |
Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога | Педагогическое самообразование | |||
Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. | Посещение педагогического совета по теме. Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний | Просветительское занятие | Выработка рекомендаций | ноябрь |
Имидж педагога | Педагогическая этика, риторика, культура поведения | |||
Открытые просмотры образовательной деятельности педагогов- наставников | Методика проведения образовательной деятельности | |||
Самоанализ ОД | Обучение технологии проведения |
самоанализа, педагогической рефлексии | ||||
Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства | Общие вопросы методики проведения новогодних мероприятий с воспитанниками и их родителями | Обмен опытом | Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | декабрь |
Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности | Обмен опытом | Составление анализа, самоанализа ОД | январь |
Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности | Обмен опытом | Составление анализа, самоанализа ОД | февраль |
Портфолио достижений педагога | Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио. Оценивание материалов портфолио | Обучающее занятие | Выработка рекомендаций | март |
Система мониторинга в ДОУ | Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) | апрель | ||
Самообразование воспитателя | Собеседование по изученной методической литературе, перспектива дальнейшей | май |
деятельности по самообразованию | ||||
Итоги первого года наставничества | Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 2-й год наставничества |
Второй год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Дата проведения |
Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности | Предупредительный контроль | Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности | В течение периода наставничества |
Выбор темы самообразования, составление портфолио, изучение способов получения необходимой информации | Консультирование | Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио | |
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Создание развивающей предметно-пространственной среды | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Подготовка к прохождению аттестационных испытаний на основе оценки профессиональной деятельности | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. | Консультирование | Выработка рекомендаций Подбор необходимой литературы | На конец второго года наставничества |
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | Наблюдение, беседы | Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» |
Третий год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- оказать методическую и практическую помощь в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства
«Воспитатель года»;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Вопросы для обсуждения | Форма проведения | Результат | Дата проведения |
Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности | Предупредительный контроль | Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности | В течение периода наставничества |
Корректировка темы самообразования, изучение способов получения необходимой информации | Консультирование | Составление плана самообразования, Выработка рекомендаций по составлению портфолио | |
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Разработка проектов различной целевой направленности | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Создание предметно-пространственной развивающей среды на будущий учебный год | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Подготовка к прохождению аттестации на первую квалификационную категорию | Консультирование | Выработка рекомендаций | |
Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. | Консультирование | Выработка рекомендаций Подбор необходимой литературы | На конец третьего года наставничества |
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | Наблюдение, беседы | Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ