Основы конституционного строя




Ответы: Конституционного права

1.Конституционное право – ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. Это прежде всего отношения, связанные с организацией и функционированием общества и с механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества, поддерживается его целостность.

 

2.Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типаскладываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

 

3. Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами:
1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства;
2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер;
3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права;
4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права;
5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности;
6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права;
7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы.
В целом, конституционное право является первичной отраслью национального права, так как устанавливает процесс воспроизводства всех отраслей права, в том числе и себя самого.

 

 

4. Конституционно-правовая ответственность – обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из: 1) субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица); 2) субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта); 3) объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий); 4) объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т. д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет); 3) она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности: 1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав – в соответствии с трудовым; прав собственности – с гражданским и т. д.

 

 

5. Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов,формы их взамодействия.

Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки конституционного права.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы нетолько связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теореторические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеет-ся большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с консгитуционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых,содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет ц теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой методисследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

 

6. Термин ʼʼконституцияʼʼ (от лат. constitutio – установление) имеет многовековую историю, употреблялся он ещё в Древней Греции и Древнем Риме. При этом в нынешнем понимании (т. е. в качестве основного закона государства) он стал применяться в Новое время, в эпоху буржуазных революций и соответствующих государственно-правовых преобразований. Вообще конституция – обязательный атрибут и важнейший институт демократии. Действующая Конституция РФ – конституция референдарная, она принята 12 декабря 1993 ᴦ. на всœероссийском референдуме.

При всœем многообразии подходов к понятию конституции (ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обусловлено различным пониманием предмета конституционного права) её можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана её сущность˸ основной закон государства призван служить главным ограничителœем для власти в её отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции проявляется через её главные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа˸

- выступает в качестве основного закона государства;

- обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

- выполняет роль основы всœей правовой системы страны;

- стабильна.

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны (ʼʼзаконом законовʼʼ). Несмотря на то что в официальном названии и тексте данный термин отсутствует (в отличие, к примеру, от Конституции РСФСР 1978 ᴦ., конституций некоторых республик – субъектов РФ или конституций ФРГ, Монголии, Гвинœеи и других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всœем остальным правовым актам˸ ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству˸ в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, деи̌ствовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всœех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: