Общественной палаты Российской Федерации




Рекомендации

по итогам круглого стола на тему:

«Взаимодействие общественных организаций и органов исполнительной власти в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества»

 

8 октября 2019 года Челябинская область

11 октября 2019 года Томская область

 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию при участии Общественной палаты Челябинской области и Общественной палаты Томской области проведены круглые столы на тему: «Взаимодействие общественных организаций и органов исполнительной власти в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества» (далее – круглые столы, мероприятия).

В мероприятиях приняли участие члены Общественной палаты, Общественной палаты Челябинской области, Общественной палаты Томской области, Общественной палаты Сахалинской области, представители Министерства обороны Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти Челябинской области, органов законодательной и исполнительной власти Томской области, некоммерческих общественных организаций, поискового и молодежного движений и экспертного сообщества.

Участники мероприятий обменялись опытом и выработали предложения по организации взаимодействия общественных организаций, историков, краеведов с органами исполнительной власти, учреждениями и ведомствами в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества.

В августе 2019 года начала действовать федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 года № 1036 (далее – ФЦП), предусматривающая поддержку из федерального бюджета на реализацию задач по обустройству мест захоронения погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковых работ; восстановлению (ремонт, реставрация, благоустройство) воинских захоронений на территории Российской Федерации; нанесению имен погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.

Решение указанных задач необходимо в силу сохранения исторической справедливости в отношении победителей в Великой Отечественной войне, увековечения достойной памяти погибших при защите Отечества. Этот вопрос также требует особого внимания в связи с подготовкой к празднованию 75-ой и 80-ой годовщин Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» содержание, благоустройство и сохранность воинских захоронений на территории Российской Федерации обеспечивается органами местного самоуправления.

Участники мероприятия отметили, что зачастую органы местного самоуправления не способны выполнять эту работу «в надлежащем качестве». Большинство муниципалитетов являются дотационными, отсутствие средств в местных бюджетах и специалистов в этом вопросе не позволяют им содержать воинские захоронения в надлежащем состоянии.

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2018 года № 211 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» предусмотрено оказание федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействия органам местного самоуправления в приведении в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов, а также в поиске и захоронении останков воинов, погибших при защите Отечества.

Участники мероприятий убеждены, что успешная реализация ФЦП возможна лишь при выстраивании системного взаимодействия общественных организаций с органами власти всех уровней, выработке общих подходов в части реализации мер по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Участники мероприятия отметили, что к вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества необходимо подходить системно, вдумчиво и ответственно. В настоящее время очень многое делается в данной сфере, однако, по мнению участников мероприятия, в ряде случаев работа по увековечению памяти делается шаблонно: возводятся «памятники один за другим, превращая иногда места отдыха в мемориалы». Необходимо вызвать у граждан исторический интерес к конкретному увековеченному месту, событию или личности, так как именно это имеет большое значение для понимания отечественной истории, ее неразрывности и преемственности и дальнейшего развития страны. Важным также представляется привлечение молодого поколения к работе по популяризации увековеченного места, исторического военного события или погибшего воина – защитника Отечества.

В ряде российских регионов в указанных целях успешно реализуются различные просветительские проекты: передвижные выставки, интерактивные музеи, слеты поисковых и военно-патриотических организаций, создание мультимедийных парков и экспозиций, реконструкции военных событий и т.д. Однако, по мнению участников мероприятия, они не носят системного и целенаправленного характера. Представляется необходимым обобщение и дальнейшее тиражирование положительно реализуемых в регионах практик популяризации увековечения памяти погибших при защите Отечества и привлечения к данной работе молодежи. Также необходимо расширять применяемые в указанных целях форматы и методы, в том числе используя популярные социальные сети, а также создавать документальные короткометражные фильмы, рассказывающие о памятных местах, событиях и подвигах погибших защитников Отечества с привлечением к их созданию школьников и студентов. Так, участники мероприятия предложили рассмотреть возможность использования QR-кода, с помощью которого, например, можно узнать имя и историю героя, в честь которого названа та или иная улица, установлен памятник или мемориал.

По мнению участников мероприятия, работа по увековечению памяти и сохранению воинских захоронений и мемориалов должна сопровождаться широкой просветительской акцией, так как зачастую молодежь воспринимает эту работу как формальную обязанность. Актуальным представляется проведение просветительской работы в первую очередь в рамках образовательных организаций начального, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Например, школьников и студентов можно привлекать к составлению летописи улиц, названных в честь погибших защитников Отечества.

Представляется также целесообразным возрождение практики шефства по уходу за воинскими захоронениями со стороны школ, предприятий, коллективных хозяйств, различных общественных организаций и государственных учреждений.

В вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества участники мероприятия призвали также не забывать о подвигах граждан в тыловых регионах. Напряженная борьба, наряду с фронтом, велась и в тылу: разрабатывались новые типы оружия, изобретались лекарства, не прекращалась работа оборонных предприятий. Напряженная работа, железная дисциплина и полная самоотдача людей в тылу, по мнению участников мероприятия, достойны памяти и увековечения. В преддверии приближающейся 75-ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, сопредседателя Центрального штаба ОНФ, ответственного секретаря Поискового движения России Е.М. Цунаевой Общероссийский народный фронт запустил новый проект «Народная карта тыла и фронта», направленный на сохранение исторической памяти и увековечение подвигов героев военных лет – тружеников тыла. Участники мероприятия призывают ученых-историков, поисковиков, ветеранов и школьников по всей стране поддержать данный проект и присоединиться к его реализации.

Участники мероприятий отметили, что на территории страны находится значительное количество памятников и воинских захоронений, оставшихся с советских времен и находящихся в ненадлежащем состоянии. При этом многие из них не имеют государственной регистрации права собственности, что делает невозможным расходование бюджетных средств на цели их сохранения и благоустройства. Необходимо обеспечить строгий учет и постановку на баланс (кадастровый учет) всех имеющихся и вновь возводимых памятников и воинских захоронений, в противном случае неучтенные «бесхозные» и нуждающиеся в ремонте или восстановлении памятники и воинские захоронения не попадут под действие ФЦП.

Участники мероприятия в очередной раз отметили отсутствие на федеральном уровне документа, регламентирующего вопросы взаимодействия поисковых и иных общественных организаций с органами государственной власти при осуществлении учета, паспортизации, сверки данных, содержащихся на памятниках, мемориальных сооружениях и воинских захоронениях, а также порядка нанесения на них информации, внесения изменений и уточнений.

Неверные данные в паспортах захоронений, отсутствие надлежащей сверки данных приводит к необходимости вносить изменения в надписи на мемориалах и памятниках, что приводит к нерациональному использованию выделяемых на указанные цели бюджетных средств. Участники мероприятий указали на недопустимость подобных недоработок в рамках ФЦП, в связи с чем призывают поисковые организации, общественников и иных заинтересованных лиц, занимающихся вопросами увековечения памяти погибших при защите Отечества, оказать помощь муниципальным образованиям и активно включиться в работу по паспортизации, сверке данных и учету памятников, мемориалов и воинских захоронений. Важным представляется, чтобы каждое выявленное несоответствие, требующее внесения изменений, было подтверждено архивными документами. В указанных целях представляется целесообразным в каждом регионе организовать проведение специальных мастер-классов по проведению исследовательской и поисковой работы и работы с архивными документами.

Также участники мероприятий предложили рассмотреть возможность создания при общественных палатах субъектов Российской Федерации рабочих групп для обобщения имеющегося в регионе опыта проведения поисковой работы, паспортизации и сверки данных в целях дальнейшей разработки проекта нормативного правового акта федерального уровня, регулирующего вопросы взаимодействия поисковых и иных общественных организаций с органами государственной власти при осуществлении учета, паспортизации, сверки данных, содержащихся на памятниках, мемориальных сооружениях и воинских захоронениях, а также проработки детального порядка нанесения на них информации, внесения изменений и уточнений.

Представляется также целесообразным создание рабочей группы при общественной палате субъекта Российской Федерации в целях координации действий органов власти, общественных организаций, поисковых организаций и иных заинтересованных лиц при осуществлении работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также по осуществлению общественного контроля за реализацией ФЦП.

Учитывая вышеизложенное, по результатам прошедшего мероприятия Общественная палата рекомендует:

 

Министерству обороны Российской Федерации рассмотреть возможность направления представителя органа военного управления в рабочую группу при общественной палате субъекта Российской Федерации по общественному контролю за реализацией федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы».

 

Федеральному агентству по делам молодежи совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Обобщения и дальнейшего тиражирования положительных практик популяризации увековечения памяти погибших при защите Отечества, реализуемых в субъектах Российской Федерации, и привлечения к данной работе молодежи.

2. Подготовки методических рекомендаций для образовательных учреждений по использованию новых форматов вовлечения школьников и студентов в осуществление работы по популяризации подвигов героев своего региона или населенного пункта, в том числе с использованием социальных сетей.

3. Оказания содействия в транспортном обеспечении просветительских мероприятий с участием школьников и молодежи в сфере сохранения исторической памяти и увековечения памяти погибших при защите Отечества.

 

Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и главам муниципальных образований

Рассмотреть возможность:

1. Возрождения практики шефства по уходу за воинскими захоронениями со стороны школ, предприятий, коллективных хозяйств, различных общественных организаций и государственных учреждений.

2. Поддержки и принятия активного участия в реализации проекта «Народная карта тыла и фронта», направленного на сохранение исторической памяти и увековечение подвигов героев военных лет – тружеников тыла.

3. Осуществления контроля за проведением работы по учету, паспортизации, сверки данных и постановки на баланс (кадастровый учет) всех имеющихся и вновь возводимых памятников, мемориалов и воинских захоронений в целях обеспечения эффективной реализации федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы».

4. Направления представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в рабочую группу при общественной палате субъекта Российской Федерации по общественному контролю за реализацией федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы».

5. Создания ресурсного центра поддержки некоммерческих общественных организаций, осуществляющих мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также иных мероприятий патриотической направленности.

 

Общественным палатам субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность создания рабочей группы в целях:

− обеспечения общественного контроля за реализацией федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы» и целевым расходованием бюджетных средств, выделенных на ее реализацию;

− организации и проведения специальных мастер-классов по проведению исследовательской и поисковой работы и работы с архивными документами;

− оказания помощи муниципальным образованиям в проведении работы по паспортизации, сверке данных и учету памятников, мемориалов и воинских захоронений с привлечением поисковых организаций, общественников, научного сообщества и иных заинтересованных лиц;

− проведения анализа реализуемых в регионе практик в сфере социальной рекламы по размещению объектов визуализации, содержащих информацию о выдающихся тружениках тыла и защитниках Отечества, значимых событиях и гражданах, чьи имена носят улицы населенных пунктов, с целью последующего тиражирования положительных практик и выработки методических рекомендаций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: